№ 2-1034/2011 О признании дествий Управления Федеральной службы гос. регистрации, кадастра и картографии о приостановлении гос. регистрациии незаконным



                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                   Гр. дело 2-1034/2011

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 августа 2011 года.

Ленинский районный суд г. Костромы в составе

Председательствующего федерального судьи       Кукушкиной О.Л.

При секретаре                                                             Семеновой Ю.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и о признании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области по приостановлению государственной регистрации незаконными и понуждении произвести регистрационные действия

Установил:

Горьковая Е.М. и Булкин М.Ю. обратились в суд с заявлением о признании действий государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ( далее Росреестра) по Костромской области о приостановлении государственной регистрации договора купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: ..... заключенного между и недействительным и обязать Управление Росрегистрации зарегистрировать данный договор и переход права собственности от продавца Горьковой Е.М. к покупателю Булкину М.Ю., право собственности Булкина М.Ю. на указанную квартиру.

Свои требования заявители мотивировали тем, что они передали в Управление Росреестра по Костромской области на государственную регистрацию договор купли-продажи квартиры , расположенной по адресу: ..... от dd/mm/yy в соответствии с которым продавец Горьковая Е.М., действуя через представителя по доверенности Горькового М.Н., продала покупателю Булкину М.Ю. указанную квартиру. Уведомлением от dd/mm/yy, за два дня до окончания государственной регистрации, ответчик уведомил стороны сделки о приостановлении государственной регистрации указанного договора купли-продажи. Непосредственной причиной приостановления государственной регистрации сделки, перехода права собственности и права собственности, по мнению регистрирующего органа субъекта Российской Федерации, явилось отсутствие паспорта объекта культурного наследия на объект сделки, со ссылкой на п. 2 ст. 21 Федерального закона от dd/mm/yy - ФЗ «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. Кроме того Управление Росреестрапо КО уведомило истцов о том, что указанный паспорт в Департаменте государственного имущества и культурного наследия по Костромской области запрошен регистрирующим органом самостоятельно. В свою очередь Департамент уведомил заявителей о том, что в связи с изменением Методических рекомендаций по регистрации объектов культурного наследия к Едином государственном реестре объектов культурного наследия, паспорт составляется просе издания Росохранкультуры о присвоении объекту культурного наследия регистрационного номера в едином реестре прав объектов культурного наследия ( памятников истории и культуры) народов Российской Федерации., утверждена новая форма паспортов, однако, в свою очередь, в соответствии с Инструкцией, действовавшей на территории России ранее - паспорт старого образца составлен не был, и в настоящее время дому по ул. ..... регистрационный норме не присвоен. Заявители полагают, что действия регистрирующего органа по истребованию паспорта объекта культурного наследия, который в силу организационных моментов не может быть получен от Департамента, нарушают права заявителей свободно распоряжаться принадлежащим им на праве собственности имуществом и приобретать в собственность данное имущество. Эти действия противоречат ст.ст. 17, 18 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Со ссылками на ст.ст.131 ГК РФ, ст.ст. 14.16,17 ФЗ № 122, заявителя просят удовлетворить их требования.

В судебное заседание Булкин М.Ю. не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Горьковая Е.М. в суд не явилась, направила своего представителя Горькового М.Н., который заявление поддержал по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснил, что при сдаче документов он не знал, что дом относится к объектам культурного наследия. Охранный договор между собственником и Департаментом не составлялся.

Представитель Управления Росреестра Мезенов К.С. заявление считает необоснованным, действия сотрудников Управления законными, поддержал письменный отзыв по делу. Дополнительно в суде представитель пояснил, что при проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов было установлено, что спорный объект недвижимости в соответствии с Постановлением администрации г. Костромы № 238 от 02.02.1994 года относится к объектам культурного наследия и является памятником истории и культуры. В силу п. 2 ст. 21 Федерального закона № 73-ФЗ паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, предоставляемых в регистрирующий орган. Данный документ не был представлен заявителем. Непосредственной причиной приостановления государственной регистрации явилось не представление в соответствии с ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» необходимых документов. Регистрационные действия были приостановлены, заявителю рекомендовано представить все необходимые документы. dd/mm/yy в Управлении Росреестра поступило заявление Горьковой Е.М. о приостановлении регистрации сроком на три месяца для сбора недостающих документов. Вместе с тем, государственный регистратор предпринял необходимые меры для истребования недостающего документа у органа исполнительной власти субъекта РФ, на что получил отказ со ссылкой на п.3 ст. 63 Закона 73-ФЗ и на достаточность предоставления охранного договора. Мезенов К.С. полагает, что данная позиция Департамента является ошибочной в связи с неправильным толкованием положений закона в целом. Кроме того, представитель указал, что в Управлении Росрегистрации по КО органами прокуратуры проводилась проверка на предмет соответствия действий регистрирующего органа действующему законодательству, где было отмечено в ряду недостатков о недопустимости регистрации подобного рода объектов культурного наследия без предоставления необходимых документов.

Представитель заинтересованного лица Департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области Суслова Н.А. поддержала в суде заявление Горьковой Е.М. и Булкина М.Ю., а также письменный отзыв по делу. В суде пояснила, что в настоящее время в связи с проведением необходимых работ по формированию Единого государственного реестра объектов культурного наследия, выдать паспорт спорного объекта культурного наследия не представляется возможным впредь до включения данного объекта в реестр в порядке, установленном Федеральным законом № 73. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, которые, по мнению представителя, в силу п. 3 ст. 63 ФЗ №73 являются документом, предоставляемом на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Для регистрации сделки кули-продажи спорной квартиры достаточно предоставления охранного договора на указанный объект.

Выслушав стороны и их представителей, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Для признания решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие данного решения, действия, (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением, действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от № 122-ФЗ от 21.07.1997 года « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. …Государственная регистрация может быть приостановлена на определенный срок. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать сторонам в государственной регистрации.

Судом установлено, dd/mm/yy в Управление Рореестра с заявлением о государственной регистрации договор купли-продажи, перехода права собственности, права собственности на квартиру, расположенную по адресу: ....., обратились Горьковая Е.М. «Продавец» и Булкин М.Ю. «Покупатель», представив в качестве правоустанавливающего документа договор купли-продажи вышеуказанной квартиры от dd/mm/yy.

На основании Постановления администрации города Костромы № 238 от 02.02.1994 года данный объект относится к объектам культурного наследия и является памятником истории и культуры «Усадьба городская. 2-я пол.XIX в. Дом жилой. 2-я пол. XIX в.

В силу п. 2 ст. 21 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия.

dd/mm/yy государственным регистратором Г. вынесено решение о приостановлении государственной регистрации с dd/mm/yy по dd/mm/yy включительно. Непосредственной причиной приостановления государственной регистрации явилось не представление в соответствии с ФЗ № 73 необходимых документов для государственной регистрации прав на квартиру.

В этот же день dd/mm/yy государственный регистратор обратился с запросом в Департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области об истребовании паспорта объекта культурного наследия.

В ответе от dd/mm/yy Департамент ссылается на п. 3 ст. 63 ФЗ № 73 и указывает, что для регистрации сделки купли-продажи квартиры достаточно предоставления охранного договора (обязательства).

dd/mm/yy в Управление Росреестра поступило заявление Горьковой Е.М. о приостановлении государственной регистрации на срок три месяца для сбора недостающих документов. Данное заявление удовлетворено, регистрация приостановлена сроком до dd/mm/yy.

Горьковая и Булкин обратились в суд с настоящим заявлением.

Ни паспорта объекта культурного наследия, ни охранного договора до настоящего времени на квартиру дома по ул. ..... не имеется.

Из позиции представителя Департамента в судебном заседании следует, что государственный орган не намерен в ближайшее время выдавать такой документ, как паспорт объекта культурного наследия, заинтересованным лицам.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации ведется Единый государственный реестр объектов культурного наследия..

Статьей 21 указанного закона № 73-ФЗ установлено, что на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.

Форма паспорта объекта культурного наследия утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, предоставляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

Гражданские права в силу п. 3 ст. 1 ГК РФ, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, могут быть ограничены на основании федерального закона только в той мере, в какой этом необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, из системного анализа вышеприведенных норм Конституции, Гражданского кодекса РФ, федеральных законов следует, что объекты недвижимости, отнесенные к объектам культурного наследия являются объектами, ограниченными в гражданско-правовом обороте, для регистрации вещных прав на которые законодательством установлено представление специального документа - паспорта объекта культурного наследия.

В соответствии с п. 3 ст. 63 закона № 73-ФЗ впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее dd/mm/yy подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре, охранном договоре и охранном обязательстве и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества.

Ссылки представителя Департамента на данную норму, как на основание предоставлять на государственную регистрацию охранные договоры, а не паспорта, сделаны без учета срока применения статьи, ограниченного законом до dd/mm/yy.

Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В соответствии с п. 1 ст. 13 закона № 122-ФЗ регистратор проводит экспертизу представленных документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации.

В Едином государственном реестр прав в подразделе 1 дефиз 3, определяющем сведения об особенностях объекта, имеется запись в отношении спорного имущества об отнесении его к объектам культурного наследия.

Поскольку судом установлено, что Горьковая Е.М. в настоящее время не имеет никаких установленных законом документов на объект культурного наследия, она вправе обратиться в государственные органы, уполномоченные подготавливать и выдавать указанные документы. В случае отказа в выдаче документов на объект культурного наследия, гражданин имеет право на судебную защиту.

При таких обстоятельствах, суд считает установленным, что оспариваемое Уведомление Управления Росреестра по Костромской области от dd/mm/yy о приостановлении государственной регистрации прав на объект недвижимости, расположенный по адресу: ....., относящийся к объектам культурного наследия, ввиду непредставления на государственную регистрацию документов, установленных ФЗ «Об объектах культурного населения народов Российской Федерации», принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти и его должностных лиц, и права заявителя данным органом не были нарушены.

Руководствуясь ст. 254 ГПК РФ суд

Решил:

В удовлетворении заявления и к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области о признании Уведомления о приостановлении государственной регистрации от dd/mm/yy незаконными, и понуждении произвести регистрационные действия в отношении недвижимого имущества, жилого помещения, расположенного по адресу: ....., отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда в течение 10 дней через Ленинский суд г. Костромы после изготовления решения в окончательной форме.

Федеральный судья_____________________ Кукушкина О.Л.