Дело № 2-1134/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 сентября 2011 года Ленинский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Шуваевой Н.А. при секретаре Журавлевой Л.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению об отмене решения Комиссии ФССП России об отказе в постановке на учет на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и постановке на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной субсидии, у с т а н о в и л : Вершинин А.Е. обратился в суд с заявлением, с учетом уточнений заявленных при рассмотрении дела требований, об отмене решения Комиссии ФССП России от dd/mm/yy и приказа ФССП России от dd/mm/yy № в части отказа в постановке его на учет на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, обязании Федеральную службу судебных приставов России поставить его на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения общей площадью ..... кв.м в соответствии с обзорной справкой к протоколу № заседания подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим Управления ФССП по Костромской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от dd/mm/yy с dd/mm/yy. Требования мотивировал тем, что dd/mm/yy Вершинин А.Е., замещающий должность государственной гражданской службы <данные изъяты> Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области, подал заявление в Комиссию ФССП России по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилья о постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. dd/mm/yy подкомиссией по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным служащим Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения решено направить его документы в комиссию ФССП России для рассмотрения и принятия решения о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и выделении единовременной субсидии в размере <данные изъяты> руб. В этот же день Управлением ФССП России по Костромской области его учетное дело было направлено в комиссию ФСП России по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. dd/mm/yy учетное дело было возвращено в связи с нехваткой информации. dd/mm/yy требуемые документы были собраны и повторно направлены в комиссию ФСП России по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. dd/mm/yy приказом № ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной субсидии ему было отказано. Решение Комиссии противоречит нормам действующего законодательства и необоснованно препятствует ему в реализации права на улучшение жилищных условий. Согласно выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим ФССП России единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от dd/mm/yy, ему в единовременной выплате отказано, в связи с тем, что он, якобы, совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий. Однако никаких действий по ухудшению жилищных условий он не совершал. В чем именно заключаются указанные Комиссией действия по ухудшению жилищных условий, ему не разъяснялось. dd/mm/yy он прописал в жилое помещение, где прописан сам, и которое принадлежит его матери, свою законную супругу и ее несовершеннолетнюю дочь, что согласно Правил предоставления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства РФ № 63 от 27 января 2009 года, не относится к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, совершаемых гражданским государственным служащим для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты. Поэтому считает отказ в постановке на учет нуждающихся в получении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения незаконным. В судебном заседании Вершинин А.Е. заявленные требования поддержал по указанным в заявлении основаниям. Представитель ФССП России по доверенности Панова Ю.В. заявленные требования не признала, указывая на то, что из материалов учетного дела следует, что Вершинин А.Е. зарегистрирован и проживает в жилом доме с пристройкой, общей площадью ..... по адресу: ....., который принадлежит на праве собственности его матери В1. На указной жилплощади жена заявителя В. и ее дочь К. были зарегистрированы dd/mm/yy, тогда как брак между заявителем и В. был зарегистрирован dd/mm/yy. Ранее жена Вершинина А.Е. и ее дочь были зарегистрированы по адресу постоянного места жительства: ..... в однокомнатной квартире, где также зарегистрированы и проживают мать и сестра заявителя. Так как жена и дочь заявителя проживали в указанной квартире по договору социального найма, то имели право на долю в собственности по 1/4 каждая, при оформлении договора передачи данной жилой площади в собственность, следовательно, члены семьи Вершинина А.Е. ухудшили свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты. Кроме того, поскольку жилой дом с пристройкой по адресу: ....., принадлежит на праве собственности матери заявителя В1., то регистрация жены заявителя В. и ее дочери К. произведена с целью ухудшения жилищных условий Вершинина А.Е. и приобретения им права состоять на учете для получения единовременной выплаты. В соответствии с п.14 Правил Комиссия при выявлении фактов, свидетельствующих о намеренном изменении оснований постановки на учет вправе признать действия граждан направленными на приобретение права состоять на учете для получения единовременной выплаты. Учитывая что заявитель постоянно зарегистрирован по адресу: ....., с dd/mm/yy и отсутствие документов, подтверждающих основания регистрации и постоянного проживания на данной жилой площади его жены и дочери, Комиссией ФССП России правомерно отказано в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с п.11 Правил. Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвовавших в деле, допросив свидетелей, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Вершинин А.Е. с dd/mm/yy был принят в Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области судебным на должность <данные изъяты> по Ленинскому району г. Костромы, dd/mm/yy назначен на должность <данные изъяты>, с dd/mm/yy по настоящее время работает <данные изъяты> ( л.д.65-68). Стаж государственной гражданской службы по состоянию на dd/mm/yy составляет 5 лет 8 месяцев (л.д.69). dd/mm/yy Вершинин А.Е. обратился с заявлением о постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения с приложением необходимых документов. dd/mm/yy данное заявление было рассмотрено подкомиссией по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, которой было принято решение: направить документы государственного гражданского служащего Вершинина А.Е. в комиссию ФССП России для рассмотрения и принятия решения о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, при этом также была утверждена сумма субсидии, подлежащей выплате Вершинину А.Е. в размере <данные изъяты> руб. (т.2 л.д.51-57, т.1 л.д.211-212). dd/mm/yy учетное дело Вершинина А.Е. было возвращено в УФССП по Костромской области на доработку. dd/mm/yy подкомиссией по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения повторно было принято решение о направлении документов государственного гражданского служащего Вершинина А.Е. в комиссию ФССП России для рассмотрения и принятия решения о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (т.1 л.д.204-206). dd/mm/yy Комиссией ФССП России по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным служащим Федеральной службы судебных приставов единовременной субсидии на приобретение жилого помещения было принято решение об отказе Вершинину А.Е. в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, с указанием на п.11 Правил предоставления федеральным государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.01.2001 года № 63 (т.1 л.д.125-174). На основании принятого Комиссией ФССП России по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным служащим Федеральной службы судебных приставов единовременной субсидии на приобретение жилого помещения решения от dd/mm/yy ФССП России был издан приказ № от dd/mm/yy об отказе Вершинину А.Е. в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. При этом ни в вышеуказанном решении Комиссии ФССП России по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным служащим Федеральной службы судебных приставов единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от dd/mm/yy, ни в приказе ФССП России основания отказа Вершинину А.Е. в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещен в порядке п.11 Правил конкретно не указаны и ничем не мотивированы. Разрешая спорные отношения, суд исходит из того, что в соответствии с п.4 ч.1 ст.53 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» гражданским служащим может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Согласно п.п. «б» п.2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N 63, единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров. В соответствии с п.6 Правил предоставления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства РФ № 63 от 27 января 2009 года, принятие гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления гражданского служащего, представляемого на имя руководителя в комиссию федерального государственного органа по рассмотрению вопросов предоставления гражданским служащим единовременных выплат по месту прохождения гражданской службы (далее - комиссия), в котором указывается, что по прежним местам гражданской службы единовременная выплата не предоставлялась. На основании п.11 Правил гражданский служащий, который для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет с даты совершения указанных действий. В соответствии с п.12 Правил предоставления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, совершаемым гражданским служащим для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты, относятся: а) обмен жилыми помещениями; б) невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке; в) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов); г) выделение доли собственниками жилых помещений; д) отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности гражданского служащего и совместно с ним проживающих членов его семьи. Возражая против заявленных Вершинным А.Е. требований, в судебном заседании, представитель ФССП России в качестве основания отказа в постановке заявителя на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения указала, что Вершинин А.Е., его жена В. и ее дочь К. ухудшили свои жилищные условия, поскольку В. и К. зарегистрировались в dd/mm/yy по месту жительства Вершинина А.Е., в то время как брак между заявителем и В. был зарегистрирован dd/mm/yy, и снялись с регистрационного учета по адресу: ....., где имели право получить долю в праве на жилое помещение. Однако, совершение Вершининым А.Е. указанных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, не нашло подтверждения. В судебном заседании установлено, что Вершинин А.Е. зарегистрирован и проживает в доме № по ..... с dd/mm/yy. Указанный дом принадлежит на праве собственности его матери В1. на основании договора купли-продажи от dd/mm/yy (т.1 л.д.43). Право собственности В1. зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним dd/mm/yy, свидетельство о государственной регистрации права серия ..... №(т.1 л.д.42). Согласно сведениям МБУ «Центр регистрации граждан» в доме зарегистрировано семь человек: владелец В1., мать владельца Н., сыновья владельца Вершинин А.Е. и В3., сноха владельца В., К. и В2. внучки владельца дома (т.2 л.д.35). Как следует из материалов дела, заявитель, Вершинин А.Е., как сын собственника дома В1., зарегистрирован и проживает по данному адресу с dd/mm/yy (т.2 л.д.35). dd/mm/yy Вершинин А.Е. зарегистрировал брак с В. (К1.) (т.2 л.д.31). Согласно справке МБУ г. Костромы № от dd/mm/yy, В. и ее дочь К., в отношении которой В. является одинокой матерью, dd/mm/yy были зарегистрированы в жилом помещении адресу: ....., как члены семьи собственника дома (т.2 л.д.29,35). Ранее, до dd/mm/yy В. и К. были зарегистрированы по адресу: ...... Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей- родителей, усыновителей или опекунов. В силу статьи 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Статьей 2 указанного Закона определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница - приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Факт сохранения регистрации или отсутствие таковой согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными нормами субъектов РФ. Допрошенная в судебном заседании собственник дома В1. показала, что они переехали в г. Кострому в dd/mm/yy, проживали одной семьей: она, сыновья Вершинин А.Е. и В3., вели совместное хозяйство. В dd/mm/yy она познакомилась с будущей женой сына Вершинина А.Е. и ее ребенком, которые практически сразу перешли жить к ним. После регистрации брака сын и невестка продолжают жить с ними. Они совместно ведут общее хозяйство, у них совместный бюджет, продукты покупают и готовят на всю семью, из совместного бюджета также покупают вещи. Невестку В. прописали к себе, так как <данные изъяты>. Свидетель С. подтвердила, что Вершинин А.Е. жить начал с В. и ее дочерью К. еще до регистрации брака по адресу: ....., где они живут и до настоящего времени. Все Вершинины проживают одной семьей, ведут совместное хозяйство. Как следует из их показаний свидетеля В., она познакомилась с Вершининым А.Е. в начале dd/mm/yy, в dd/mm/yy переехала к нему вместе с дочерью, но была зарегистрирована у матери по адресу: ...... В dd/mm/yy они с Вершининым А.Е. зарегистрировали брак, она и дочь остались проживать с мужем в доме его матери. dd/mm/yy у них родился еще сын К2.. Она снялась с регистрационного учета из квартиры матери после того, как ее мать предложила оплачивать коммунальные услуги или выписаться. В доме № на ..... также проживает мать мужа, бабушка, проживал брат В3.. Все они ведут общее хозяйство, ничего не делят, у них общий холодильник, общий стол. Вещи, одежду покупают из совместного бюджета. Своих жилищных условий они не ухудшали. Она переехала жить к мужу, так как в однокомнатной квартире матери проживать было невозможно. Оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что В. и К. не проживая с dd/mm/yy в квартире по адресу: ....., сохраняли до dd/mm/yy в этой квартире лишь регистрацию. Фактически с dd/mm/yy по настоящее время они живут по адресу: ...... dd/mm/yy В. и К. были зарегистрированы в доме № по ..... в качестве членов семьи собственника В1., выполнив тем самым требования постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию». Вселение собственником жилого помещения в это жилое помещение супруги сына и ее несовершеннолетней дочери в силу п.12 Правил предоставления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, не может быть признано действием, влекущим ухудшение жилищных условий. В связи с этим доводы представителя УФССП России о том, что регистрация жены заявителя В. и ее дочери К. dd/mm/yy произведена с целью ухудшения жилищных условий Вершинина А.Е. и приобретения им права состоять на учете для получения единовременной выплаты суд находит несостоятельными. Утверждения представителя заинтересованного лица о том, что заявитель ухудшил жилищные условия, так как его жена и ее дочь проживали в квартире на ул. ....., по договору социального найма, поэтому имели право на долю в собственности по 1/4 каждая, при оформлении договора передачи данной жилой площади в собственность, основаны на предположениях, и не могут являться основанием к отказу в постановке на учет для получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, Таким образом, поскольку Вершинин А.Е., его жена В. и ее дочь К. являются членами семьи собственника жилого помещения, в силу п.2 Правил предоставления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства РФ № 63 от 27 января 2009 года, заявитель имеет право на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Оснований полагать, что Вершинин А.Е., В., К. не являются членами семьи собственника жилого помещения В1., у суда не имеется. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», для признания иных родственников, помимо детей, супругов и родителей, членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям. При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства. Из показаний собственника дома В1., а также пояснений Вершинина А.Е., показаний свидетелей С., В. в судебном заседании следует, что в жилое помещение, расположенное по адресу: ....., собственник жилого помещения В1. вселила В. с несовершеннолетней К. как членов своей семьи, а именно, как жену сына и ее ребенка. Вершинин А.Е., В., К. проживают совместно с собственником жилого помещения В1., а также иными лицами, зарегистрированными на спорной жилплощади, ведут с ними общее хозяйство, заботятся друг о друге. Несовершеннолетняя К. находится на иждивении родителей. Оснований полагать, что Вершинин А.Е., В. и К. не являются членами семьи собственника этого жилого помещения, у суда не имеется, так как доказательств, опровергающих данные обстоятельства, суду не представлено и в материалах дела не имеется. В силу п.4 указанных Правил к членам семьи гражданского служащего, учитываемым при расчете единовременной выплаты, относятся проживающие совместно с ним супруг (супруга), а также его дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданского служащего, если они вселены в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Как установлено ранее, Вершинин А.Е. проживает в жилом помещении ..... кв.м, где также зарегистрированы семь человек, членом семьи которых он является. Таким образом, на каждого члена семьи приходится ..... кв.м общей площади, что меньше нормы общей площади жилого помещения, предусмотренной п.2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения предоставления федеральным государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Площадь жилого помещения, из которой подлежит расчет размера единовременной субсидии, согласно расчету в обзорной справке к протоколу № заседания подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим Управления ФССП по Костромской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от dd/mm/yy составляет ..... кв.м, правильность расчета исходя из состава семьи заявителя семь человек и занимаемой площади ..... кв.м сторонами не оспаривается, является правильной ( т.1 л.д.14-15). При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Комиссия ФССП России по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным служащим Федеральной службы судебных приставов единовременной субсидии на приобретение жилого помещения необоснованно отказала Вершинину А.Е. в постановке на учет на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, поскольку оснований полагать, что Вершинин А.Е. произвел действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, не имеется по основаниям, изложенным выше. В связи с изложенным требования Вершинина А.Е. об отмене решения Комиссии ФССП России от dd/mm/yy и приказа ФССП России от dd/mm/yy № в части отказа в постановке его на учет на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, обязании Федеральную службу судебных приставов России поставить его на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения с dd/mm/yy являются обоснованными и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Заявление удовлетворить.. Отменить решение Комиссии ФССП России от dd/mm/yy и приказ ФССП России от dd/mm/yy № в части отказа в постановке на учет на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Обязать Федеральную службу судебных приставов России поставить на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения общей площадью ..... кв.м в соответствии с обзорной справкой к протоколу № заседания подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим Управления ФССП по Костромской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от dd/mm/yy с dd/mm/yy. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Костромы. Судья Н.А.Шуваева