№2-1263/2011 Об оспаривании предписания государстенной инспекции труда



гр. дело №2-1263/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«26» октября 2011 года

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Юдиной О.И.,

при секретаре Комаровой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению МУП города Костромы «Костромагорводоканал» об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Костромской области от dd/mm/yy,

УСТАНОВИЛ:

На основании распоряжения от dd/mm/yy Государственной инспекцией труда в Костромской области в период с dd/mm/yy по dd/mm/yy была проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в МУП города Костромы «Костромагорводоканал», в ходе которой установлено, что тарифная ставка рабочего первого разряда на данном предприятии составляет <данные изъяты> руб., тогда как согласно Отраслевым тарифным соглашениям в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 г.г. (продленным до 2014 г.) базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда установлена не ниже 4 200 руб.

По результатам проверки руководителю предприятия dd/mm/yy выдано предписание об установлении с dd/mm/yy месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 г.г. (продленным до 2014 г.) и Соглашением о внесении изменений и дополнений в Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Костромской области на 2011-2014 г.г., заключенным между Костромским региональным отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Костромской областной организацией профсоюза работников жизнеобеспечения от dd/mm/yy, отмене приказа руководителя МУП города Костромы «Костромагорводоканал» от dd/mm/yy «Об утверждении тарифных сеток для установления окладов (часовых тарифных ставок) рабочих, руководителей, специалистов и служащих и штатного расписания работников».

МУП города Костромы «Костромагорводоканал» обратилось в суд с заявлением об отмене предписания Государственной инспекции труда в Костромской области от dd/mm/yy, указав, что МУП города Костромы «Костромагорводоканал» не является членом Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий» и не уполномочивало Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий» от имени предприятия заключать Соглашение о внесении изменений в раздел «Оплата труда» Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на период с dd/mm/yy по dd/mm/yy от dd/mm/yy, не присоединялось к данному дополнительному соглашению после его заключения, т.к. оно не было официально опубликовано в газете «Ваше право». Предложение работодателям присоединиться к дополнительному соглашению Министерством здравоохранения и социального развития России в «Российской газете» также не публиковалось. Пунктом 5.2.6 коллективного договора МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» в редакции Дополнительного соглашения к нему, зарегистрированного в Отделе по вопросам трудовых отношений Администрации города Костромы dd/mm/yy, с dd/mm/yy величина базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда на предприятии установлена в размере <данные изъяты> руб. в месяц, с dd/mm/yy - <данные изъяты> руб. в месяц. Дальнейшая индексация тарифной ставки в течение года производится по приказу директора предприятия, исходя из фонда заработной платы, принятого при формировании тарифов на холодную воду и водоотведение. В соответствии с Соглашением о внесении изменения в раздел «Оплата труда» Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на период с dd/mm/yy по dd/mm/yy, одним из оснований для его заключения является требование п. 27 Постановления Правительства Российской Федерации от dd/mm/yy «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», предусматривающие необходимость определения размера фонда оплаты труда организаций коммунального комплекса в соответствии с федеральными, региональными и территориальными отраслевыми тарифными соглашениями. В отношении МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» требование данного нормативного акта не соблюдено, т.к. регулирующим органом при установлении тарифов предприятию на 2011 год размер фонда заработной платы предусмотрен ниже отраслевого тарифного соглашения. При установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2011 год Департаментом ТЭК и тарифной политики расходы на оплату труда приняты исходя из тарифной ставки рабочего первого разряда <данные изъяты> руб/мес. вместо <данные изъяты> руб/мес., установленных Отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ Костромской области. Таким образом, вместо требуемого ОТС увеличения тарифной ставки на 106,8% с dd/mm/yy, рост тарифной ставки в 2011 г. органами регулирования не предусмотрен. В результате проведения на предприятии мероприятий по оптимизации структуры (массовому сокращению) - по состоянию на dd/mm/yy будет сокращено 149 штатных единиц, - с dd/mm/yy стало возможно приведение тарифной ставки рабочего 1 разряда к базовой тарифной ставке в соответствии с ОТС в 2011 г. в размере <данные изъяты> руб./мес. По мнению заявителя, пункт 2 обжалуемого предписания направлено на ухудшение положения работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, что не соответствует действующим нормам трудового законодательства, влечет нарушение прав работников.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Первичная профсоюзная организация муниципального унитарного предприятия города Костромы «Костромагорводоканал», по чьей жалобе проводилась проверка Государственной инспекцией труда в Костромской области.

В судебном заседании представитель МУП города Костромы «Костромагорводоканал» Аккуратова Е.А. заявление об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Костромской области поддержала.

Представители Государственной инспекции труда в Костромской области - Маркова И.К., Первичной профсоюзной организации муниципального унитарного предприятия города Костромы «Костромагорводоканал» - Дружнев А.В. с заявлением МУП города Костромы «Костромагорводоканал» не согласились, полагали, что предписание об устранении нарушений трудового законодательства вынесено Государственной инспекцией труда в Костромской области на законных основаниях, в пределах предоставленной ей компетенции, установленной ст. 357 ТК РФ. Администрация МУП города Костромы «Костромагорводоканал» обязана исполнять требования Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы (продленным до 2014 г.) и Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Костромской области на 2011-2014 г.г., поскольку данные обязательства работодатель принял на себя в соответствии с коллективным договором.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, суд не находит оснований для отмены предписания.

В силу ст. 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ч. 1 ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Работодатель, организуя трудовую деятельность и используя труд работников, должен соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, исполнять предусмотренные ими обязанности (ст. 22 ТК РФ).

Возложение на работодателя таких обязанностей с учетом особенностей правового положения сторон трудового договора направлено на создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений (ст. 1 ТК РФ), обеспечение, наряду с эффективностью производства и получения прибыли, охраны жизни и здоровья работников, реализацию их конституционных прав в сфере труда, соблюдение их законных интересов.

Согласно ст. 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Статьей 48 ТК РФ установлено, что соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2007 г. (в ред. от 09.04.2010 г.), изданным в соответствии со ст. 48 ТК РФ, утвержден Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению.

В соответствии с этим Приказом Федеральная служба по труду и занятости в течение 3-х календарных дней со дня регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) направляет текст соглашения и сведения о его регистрации в Минздравсоцразвития для размещения на официальном сайте Министерства (www.minzdravsoc.ru) и опубликования в газете «Ваше право».

После опубликования в данной газете и размещения на официальном сайте Министерства, стороны соглашения вправе предложить Министру здравоохранения и социального развития РФ обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему.

Предложение работодателям о присоединении к соглашению составляется согласно приложению к настоящему Порядку и направляется Министерством здравоохранения и социального развития РФ для официального опубликования в «Российскую газету».

Как следует из материалов дела, 22.07.2007 г. Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 г.г.

Вышеуказанное Соглашение было зарегистрировано Федеральной службой по труду и занятости 05.09.2007 г. за №71/08-10, с изменениями и дополнениями от 17.04.2008 г., зарегистрированными 18.07.2008 г. за №101/08-10; от 12.08.2008 г., зарегистрированными 04.09.2008 г. за №105/08-10. Соглашение опубликовано в журналах «Труд и страхование» № 10/11 за 2007 г., № 10 за 2008 г., «Коммунальный комплекс России» № 7 за 2007 г., а также на соответствующих сайтах Минрегиона России, Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, правовой информационной системы «Консультант плюс».

19.02.2010 г. Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения подписано Соглашение о продлении срока действия отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 г.г. на три года - с 01.01.2011 г. по 01.01.2014 г.

В соответствии с соглашением о внесении изменений в раздел «Оплата труда» Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на период с dd/mm/yy по dd/mm/yy, с dd/mm/yy базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда установлена не ниже 4 200 руб.

Дополнительное соглашение о продлении срока действия отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 г.г. от 19.02.2010 г. и соглашение о внесении изменений в раздел «оплата труда» прошли уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, в официальных источниках опубликованы не были.

22.04.2008 г. Костромским региональным отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Костромской областной организацией профсоюза работников жизнеобеспечения было заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Костромской области на 2008 - 2010 г.г., которое зарегистрировано в Комитете по труду Администрации Костромской области 29.04.2008 г.

Пунктом 1.6. данного соглашения установлено, что оно распространяется на работников и работодателей организаций жилищно-коммунального хозяйства Костромской области.

06.10.2010 г. Костромским региональным отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Костромской областной организацией профсоюза работников жизнеобеспечения подписано соглашение о продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Костромской области на 2008 - 2010 г.г. и установлении с 01.01.2011 г. базовой месячной тарифной ставки рабочих первого разряда установлена не ниже 4 200 руб.

Согласно уставу МУП города Костромы «Костромагорводоканал» является организацией жилищно-коммунального хозяйства Костромской области и осуществляет следующие виды деятельности: сбор, очистка и распределение воды, в том числе: обеспечение питьевой водой населения, предприятий и организаций города Костромы; удаление и обработка сточных вод, производство общестроительных работ по прокладке магистральных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи, в том числе реконструкция и ввод в эксплуатацию новых водопроводных и канализационных сетей, сооружений и устройств, …………….., предоставление прочих услуг.

Судом установлено, что МУП города Костромы «Костромагорводоканал» присоединилось к действию Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 г.г. и Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Костромской области на 2008 - 2010 г.г., распространил их действие на трудовые отношения, и на основе принципа добровольности принял на себя обязательства по исполнению требований данных соглашений, в том числе, о порядке оплаты труда работников предприятия, что не оспаривалось представителем МУП города Костромы «Костромагорводоканал» в ходе судебного разбирательства.

Пунктом 1.6 коллективного договора МУП города Костромы «Костромагорводоканал» установлено, что стороны присоединяются к отраслевому тарифному соглашению с регистрационным №71/08-10 от 05.09.2007 г., а также к отраслевому тарифному соглашению в ЖКХ КО с регистрационным номером 1036 от 29.04.2008 г. и обязуются соблюдать все его требованиями.

Кроме того, в абз. 2 данного пункта указано на то, что если в течение срока действия настоящего коллективного договора будут заключены новые региональные и отраслевые тарифные соглашения, то стороны договора обязуются выполнить все их требования.

Таким образом, обязанность работодателя соблюдать вступившие в силу отраслевые тарифные соглашения и изменения к ним, возникла не только в силу норм трудового законодательства, но и в силу коллективного договора.

Однако, как следует из материалов дела,на момент проведения проверки, тарифная ставка рабочего первого разряда в МУП города Костромы «Костромагорводоканал» была установлена в размере <данные изъяты> руб.

Поскольку установление базовой месячной тарифной ставки рабочих первого разряда ниже 4 200 руб. повлекло за собой нарушений трудовых прав работников данного предприятия, Государственная инспекция труда в Костромской области обоснованно выдала руководителю МУП города Костромы «Костромагорводоканал» предписание об установлении месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

Учитывая, что в соответствии с приказом № 525 от 09.09.2011 г. «Об утверждении тарифных сеток для установления окладов рабочих, руководителей, специалистов и служащих и штатного расписания» базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в размере 4 200 руб. устанавливается с 01.11.2011 г., а не с 01.01.2011 г. как это предусмотрено отраслевыми тарифными соглашениями, данный приказ является незаконным, в связи с чем, оснований для отмены предписания в этой части также не имеется.

Кроме того, в силу ч. 4 ст. 135 ТК РФ локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Как видно из материалов дела, приказ № 525 от 09.09.2011 г. «Об утверждении тарифных сеток для установления окладов рабочих, руководителей, специалистов и служащих и штатного расписания» не был согласован с профсоюзным органом. О факте издания приказа профсоюзный комитет был информирован 12.09.2011 г., после его издания.

Доводы представителя МУП города Костромы «Костромагорводоканал» о том, что предприятие не присоединилось к соглашениям о продлении срока действия Отраслевых тарифных соглашений на период с 01.01.2011 г. по 01.01.2014 г., поскольку они не были опубликованы в установленном порядке, суд считает несостоятельными.

Статьей 49 ТК РФ установлено, что изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.

Согласно п. 9.1 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Костромской области на 2008-2010 г.г. изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся по взаимной договоренности сторон.

Таким образом, из содержания данного соглашения не следует, что в случае принятия сторонами решения о продлении срока его действия оно подлежит обязательному опубликованию.

Кроме того, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2007 г. утвержден Порядок опубликования отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами (ст. 48 ТК РФ).

Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Костромской области на 2008 - 2010 г.г., заключенным Костромским региональным отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Костромской областной организацией профсоюза работников жизнеобеспечения порядок опубликования соглашения не установлен. В пункте 1.6 соглашения указано на то, что оно распространяется на работников и работодателей организаций жилищно-коммунального хозяйства Костромской области.

В судебном заседании представитель МУП города Костромы «Костромагорводоканал» Аккуратова Е.А. мотивировала установление базовой месячной тарифной ставки рабочих первого разряда ниже 4 200 руб., в том числе отсутствием у предприятия достаточных денежных средств для этих целей.

Однако, данный аргумент не может быть принят судом во внимание, поскольку согласно условиям коллективного договора работодатель принял на себя обязательства соблюдать отраслевые тарифные соглашения, независимо от его финансового положения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - ст. 198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления об отмене предписания Государственной инспекции труда в Костромской области от dd/mm/yy, МУП города Костромы «Костромагорводоканал» отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение 10 дней после его изготовления в окончательной форме.

Судья                                                                                                           Юдина О.И.