Дело № 2-1256/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 декабря 2011 года Ленинский районный суд г. Костромы в составе: председательствующего судьи Ивановой О.А., при секретаре Ломтевой О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Майкова С. Н., Майковой Л. Н. к ОАО «Универсальная электронная карта», ОГУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» о признании права отказа от универсальной электронной карты до начала выпуска, о возложении обязанности: уведомить о том, что универсальная электронная карта выпускаться не будет; не формировать федеральный, региональный и комплексный пакеты сведения для персонализации универсальной электронной карты, у с т а н о в и л : Майков С.Н., Майкова Л.Н. обратились в суд с иском к ОАО «Универсальная электронная карта», ОГУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» о признании за ними права отказа от универсальной электронный карты до установления начала выпуска универсальных электронных карт Правительством РФ и до публикации извещения о выпуске универсальных электронных карт субъектом федерации по месту проживания. При этом просят суд обязать федеральный уполномоченный орган не формировать федеральный пакет сведений для персонализации универсальный электронной карты на их имя, не передавать федеральный пакет сведений уполномоченному органу субъекта федерации для формирования комплексного пакета сведений о гражданине для персонализации универсальной электронной карты и не включать их персональные данные в федеральный реестр универсальных электронных карт, обязать уполномоченный орган субъекта федерации по месту их проживания не формировать региональный пакет сведений и не формировать комплексный пакет сведений для персонализации универсальной электронной карты на их имя, не включать их персональный данные в региональный реестр универсальных электронных карт. Свои требования истцы мотивировали тем, что ответчики нарушают их законное право отказаться от оформления универсальной электронной карты, подменяют это право на возможность отказаться только от получения уже оформленной карты, что является грубейшим нарушением национального и международного права. Полагают, что право подать заявление об отказе от универсальной электронной карты возникло у граждан РФ с даты вступления в силу Федерального Закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Практическая возможность подать такое заявление возникает по мере назначения федерального уполномоченного органа по выпуску универсальных электронных карт и уполномоченного органа субъекта федерации по выпуску универсальных электронных карт. Заявления об отказе от универсальных электронных карт, полученные ответчиками, оставлены ими без удовлетворения. В отказных заявлениях изложены требования не выпускать универсальную электронную карту, не использовать персональные данные в информационных системах для выпуска универсальных электронных карт, не включать персональные данные в реестр универсальных электронных карт и план выпуска карт. Осуществление комплекса действий в связи с подготовкой и выпуском универсальной электронной карты вопреки отказу гражданина от оформления универсальной электронной карты является грубым нарушением не только ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», но и ряда других нормативных правовых актов. Определением судьи Ленинского районного суда г. Костромы от 15 сентября 2011 года указанное исковое заявление было оставлено без движения. Во исполнение указанного определения судьи истцы уточнили заявленные требования. Указали, что в связи с тем, что ответчики нарушают их права, предусмотренные в пунктах «в», «е» ст. 5 Конвенции Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке данных», п.2 ст. 5 ФЗ «О персональных данных», п. 1 ст. 26 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», просят суд признать их право отказа от универсальной электронной карты до установления начала выпуска универсальных электронных карт Правительством РФ и до публикации извещения о выпуске универсальных электронных карт Администрацией Костромской области; обязать ОАО «Универсальная электронная карта» не формировать федеральный пакет сведений для персонализации универсальной электронной карты на их имя, не передавать федеральный пакет сведений ОГУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» для формировании комплексного пакета сведений о гражданине для персонализации универсальной электронной карты и не включать их персональный данные в региональный реестр универсальных электронных карт; обязать ОГУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» не формировать региональный пакет сведений и не формировать комплексный пакет сведений для персонализации универсальной карты на ее имя, не включать ее персональный данные в региональный реестр универсальных электронных карт. В ходе рассмотрения дела истцы дополнили исковые требования. Просили признать их право отказа от универсальной электронной карты до установления начала выпуска универсальных электронных карт Правительством РФ и до публикации извещения о выпуске универсальных электронных карт субъектом федерации по месту их проживания - в Костромской области, гражданам, не подавшим до 01 января 2014 года заявлений о выдаче им универсальной электронной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения этой карты. Обязать ОАО «Универсальная электронная карта» уведомить их о том, что универсальная электронная карта на их имя выпущена не будет и что их персональные данные не будут включены в федеральный пакет сведений для персонализации универсальной электронной карты на их имя; о том, что федеральный пакет сведений о них не будет передан уполномоченной организации Костромской области по выпуску универсальных электронных карт - ОГУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» для формирования комплексного пакета сведений о них для персонализации универсальной электронной карты; о том, что его персональные данные не будут включены в единый федеральный реестр универсальных электронных карт. Обязать ОАО «Универсальная электронная карта» не формировать федеральный пакет сведений для персонализации универсальной электронной карты на их имя, не передавать федеральный пакет сведений уполномоченной организации Костромской области по выпуску универсальных электронных карт - ОГУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг», для формирования комплексного пакета сведений о них для персонализации универсальной электронной карты и не включать его персональные данные в единый федеральный реестр универсальных электронных карт. Обязать ОГУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» уведомить их о том, что универсальная электронная карты выпущена на его имя, о том, что региональный пакет сведений и комплексный пакет сведений для персонализации универсальной электронной карты на их имя сформирован не будут, о том, что его персональный данные не будут включены в региональный реестр универсальных электронных карт. Обязать уполномоченный орган субъекта федерации по месту их проживания ОГУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» не формировать региональный пакет сведений и не формировать комплексный пакет сведений для персонализации универсальной электронной карты на их имя, не включать его персональные данные в региональный реестр универсальных электронных карт. Истец Майков С.Н. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие. Истец Майкова Л.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала. Представитель ответчика ОГУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» Докукина О.Н. исковые требования не признала, поскольку срок выпуска универсальных электронных карт и приема заявлений от граждан об отказе от универсальных электронных карт не наступил, ОГКУ «МФЦ» не уполномочен совершать какие - либо действия, связанные с формированием регионального пакета сведений, формированием комплексных пакетов сведений для персонализации универсальных электронных карт и ведением реестров универсальных электронных карт без согласия субъекта обработки персональных данных. В настоящее время обработка чьих-либо персональных данных в связи с вступлением в силу ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не осуществляется, никакие реестры не формируются, права истцов никаким образом не нарушаются. Сроки подачи заявлений об отказе от получения универсальных электронных карт установлены законом. Право истцов отказаться от выпуска на их имя универсальных электронных карт ими не оспаривается. В установленные законом сроки истцы могут обратиться с подобным заявлением, их данные будут внесены в реестр лиц, отказавшихся от получения универсальных электронных карт, и, соответственно, обработка их персональных данных осуществляться не будет. Обработка персональных данных, указанных в законе, будет осуществляться после подачи заявления о выдаче универсальной электронной карты. Представитель ответчика ОАО «Универсальная электронная карта» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указал, что ОАО «УЭК» не оспаривается право истцов отказаться от выпуска на их имя универсальной электронной карты. Действующим федеральным законодательством не предусмотрен прием федеральной уполномоченной организацией заявлений граждан об отказе от получения универсальной электронной карты. Согласно ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрен выпуск универсальных электронных карт в период с 01 января 2012 года по 31 декабря 2013 года только по заявлениям граждан. С 01 января 2014 года выпуск и выдача универсальных электронных карт производится только гражданам, подавшим в установленные сроки заявления о выдаче им указанной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения универсальной электронной карты. Довод истцов о том, что практическая возможность подать заявление об отказе от получения универсальной электронной карты возникает по мере назначения федеральной уполномоченной организации, основан на неправильном толковании норм права. Действующее федеральное законодательство об универсальной электронной карте не связывает возникновение права гражданина подать заявление об отказе от получения универсальной электронной карты с определением федеральной уполномоченной организации. Из анализа статьи 26 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» следует, что такое право у гражданина появляется с момента извещения субъектом РФ о выпуске универсальных электронных карт гражданам, не подавшим до 01 января 2014 года заявлений о выдаче им указанной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения универсальной электронной карты. При этом законом субъекта РФ может быть установлен более ранний срок выдачи на территории соответствующего субъекта РФ универсальных электронных карт в порядке, установленном ст. 26 указанного федерального закона. Довод истцов о том, что заявление Майкова С.Н., Майковой Л.Н. оставлено ОАО «УЭК» без удовлетворения, не соответствует действительности. Действующее федеральное законодательство об универсальной электронной карте не предусматривает регистрацию федеральной уполномоченной организацией «УЭК» прав граждан на отказ от получения универсальной электронной карты. ОАО «УЭК» был дан ответ истцам, в котором разъяснялось право на подачу заявления об отказе от универсальной электронной карты в адрес уполномоченной организации субъекта - ОГУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг». В случае удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на федеральную уполномоченную организацию не формировать федеральный пакет сведений для персонализации универсальной электронной карты на имя истцов и не включать их персональные данные в федеральный реестр универсальных электронных карт, то данное решение фактически не может быть исполнено ОАО «УЭК», так как ОАО «УЭК» может начать формирование федерального пакета сведений о гражданине только на основании запроса уполномоченной организации субъекта. Такой запрос от уполномоченной организации Костромской области может поступить в ОАО «УЭК» в период с 01 января 2012 года по 31 декабря 2013 года только по заявлению Майкова С.Н. и Майковой Л.Н. о выдаче универсальной электронной карты либо с 01 января 2014 года при неполучении уполномоченной организацией Костромской области в срок, установленный Правительством РФ, заявления Майкова С.Н. и Майковой Л.Н. об отказе от универсальной электронной карты. Таким образом, если истцы в период с 01 января 2014 года обратятся в установленном законом порядке в ОГУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты, товыпуск карт на их имя производиться не будет, следовательно, и персональные данные обрабатываться не будут. Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвовавших в деле, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 25 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» универсальные электронные карты выдаются гражданам на основании заявлений о выдаче универсальной электронной карты с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок подачи заявления о выдаче универсальной электронной карты устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 26 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 1 января 2014 года, если более ранний срок не установлен постановлением Правительства Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, указанными в частях 2 и 3 настоящей статьи, универсальная электронная карта выдается на бесплатной основе уполномоченной организацией субъекта Российской Федерации гражданам, не подавшим до 1 января 2014 года (или иного срока, установленного нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 настоящей статьи) заявлений о выдаче им универсальной электронной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения этой карты в порядке, установленном настоящей статьей. В данном случае выпуск универсальной электронной карты осуществляется на основании информации о персональных данных граждан, которая имеется у исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации обязаны предоставить уполномоченной организации субъекта Российской Федерации доступ к информационным системам в части информации, необходимой для выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации может быть установлен более ранний срок выдачи универсальных электронных карт в порядке, установленном настоящей статьей, в целях удостоверения прав гражданина, указанных в части 2 статьи 22настоящего Федерального закона. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлен более ранний срок выдачи на территории соответствующего субъекта Российской Федерации универсальных электронных карт в порядке, установленном настоящей статьей. Субъект Российской Федерации публикует не позднее 1 января 2014 года в общероссийском или региональном печатном издании, выходящем не реже одного раза в неделю, а также размещает в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации извещение о выпуске универсальных электронных карт гражданам, не подавшим до 1 января 2014 года заявлений о выдаче им указанной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения универсальной электронной карты. Извещение должно содержать информацию о сроках и порядке выпуска, порядке доставки универсальных электронных карт, правах граждан, а также перечень банков, заключивших договор с федеральной уполномоченной организацией. В течение срока, установленного нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и составляющего не менее шестидесяти дней со дня публикации извещения, указанного в части 4 настоящей статьи, гражданин вправе обратиться в орган (организацию), определенный (определенную) субъектом Российской Федерации, с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты. В случае, если гражданин в установленный частью 5 настоящей статьи срок не обратился с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты и (или) в установленный частью 6 настоящей статьи срок не направил информацию о выборе банка, данному гражданину выдается универсальная электронная карта с электронным банковским приложением банка, выбранного субъектом Российской Федерации из числа банков, заключивших договор с федеральной уполномоченной организацией, по итогам проведенного субъектом Российской Федерации конкурса. Порядок проведения конкурса по отбору банка (банков) устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Порядок доставки универсальных электронных карт, в том числе лично гражданину, определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Гражданин имеет право отказаться от использования универсальной электронной карты в любое время после истечения срока, установленного частью 5 настоящей статьи. В случае отказа гражданина от использования универсальной электронной карты такая карта подлежит аннулированию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании ст. 6 ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Согласно ст. 13 Закона Костромской области от 21.10.2010 N 669-4-ЗКО (ред. от 11.07.2011) "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Костромской области и установлении отдельных положений в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также признании утратившими силу отдельных положений Закона Костромской области "О внесении изменений в Закон Костромской области "О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений для собственных нужд на территории Костромской области" и статью 26 Кодекса Костромской области об административных правонарушениях": 1. С 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года включительно на территории Костромской области гражданам на основании заявлений выдаются универсальные электронные карты. Порядок подачи заявления о выдаче универсальной электронной карты устанавливается администрацией Костромской области. 2. Организация деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт осуществляется уполномоченными администрацией Костромской области органами исполнительной власти Костромской области в соответствии с Федеральным законом"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". 3. В целях выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт администрация Костромской области до 1 ноября 2010 года определяет уполномоченную организацию Костромской области (далее - уполномоченная организация Костромской области). 4. Выдача универсальной электронной карты гражданину по заявлению осуществляется на бесплатной основе уполномоченной организацией Костромской области. 5. Администрация Костромской области публикует в общероссийском или областном печатном издании, выходящем не реже одного раза в неделю, а также размещает в сети Интернет на официальном сайте Костромской области извещение о начале выпуска универсальных электронных карт по заявлениям граждан. 6. Порядок доставки универсальных электронных карт, выпускаемых и выдаваемых по заявлениям граждан, определяется администрацией Костромской области. 7. С 1 января 2014 года универсальная электронная карта выдается на бесплатной основе уполномоченной организацией Костромской области гражданам, не подавшим до 1 января 2014 года заявлений о выдаче им универсальной электронной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения этой карты в порядке, установленном статьей 26 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». 8. Администрация Костромской области публикует не позднее 1 января 2014 года в общероссийском или областном печатном издании, выходящем не реже одного раза в неделю, а также размещает в сети Интернет на официальном сайте Костромской области извещение о выпуске универсальных электронных карт гражданам, не подавшим до 1 января 2014 года заявлений о выдаче им указанной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения универсальной электронной карты. В течение шестидесяти дней со дня публикации указанного извещения, гражданин вправе обратиться в орган (организацию), определенный (определенную) администрацией Костромской области, с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты. 9. Выбор банка, обеспечивающего предоставление услуг в рамках электронного банковского приложения универсальной электронной карты, осуществляется гражданином, не подавшим до 1 января 2014 года заявления о выдаче ему универсальной электронной карты и не обратившимся с заявлением об отказе от получения этой карты, из числа банков, заключивших договор с организацией, определенной в соответствии с частью 7 статьи 23 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - федеральная уполномоченная организация). Информация о выборе банка направляется гражданином в орган (организацию), определенный (определенную) администрацией Костромской области в течение шестидесяти дней со дня публикации извещения, указанного в части 8 настоящей статьи, в порядке, определенном администрацией Костромской области. 10. В случае если гражданин в установленный частью 9 настоящей статьи срок направил информацию о выборе банка, данному гражданину выдается универсальная электронная карта с электронным банковским приложением выбранного им банка. В случае если гражданин в установленный частью 8 настоящей статьи срок не обратился с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты и (или) в установленный частью 9 настоящей статьи срок не направил информацию о выборе банка, данному гражданину выдается универсальная электронная карта с электронным банковским приложением банка, выбранного Костромской областью из числа банков, заключивших договор с федеральной уполномоченной организацией, по итогам проведенного Костромской областью конкурса. Порядок проведения конкурса по отбору банка (банков) устанавливается законом Костромской области. 11. Порядок доставки универсальных электронных карт, в том числе лично гражданину, не подавшему до 1 января 2014 года заявления о выдаче ему универсальной электронной карты и не обратившемуся с заявлением об отказе от получения этой карты, определяется администрацией Костромской области. В соответствии с Постановлением Администрации Костромской области от 02 октября 2010 года №378-а ОГУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» определено уполномоченной организацией по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт. В ходе рассмотрения дела судом установлено, что оформление и выдача универсальных электронных карт по заявлению гражданина на территории Костромской области начнется с 01 января 2012 года по 31 декабря 2013 года включительно. В течение этого срока граждане вправе обращаться с заявлениями о выдаче либо об отказе в оформлении и выдаче универсальных электронных карт. В настоящее время порядок подачи заявлений о выдаче универсальной электронной карты на территории Костромской области не определен. В связи с этим не определена процедура подачи заявлений о выдаче универсальной электронной карты, порядок отказа от персонализации, оформления, выпуска и выдачи универсальной электронной карты. Из анализа статьи 26 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» следует, что такое право у гражданина появляется с момента извещения субъектом РФ о выпуске универсальных электронных карт гражданам в течение 60 дней. После публикации извещения о начале выпуска универсальных электронных карт на базе ОГУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» будет организован прием заявлений об отказе в получении электронной карты. В настоящее время такое извещение не опубликовано. Таким образом, срок подачи заявлений об отказе в получении универсальной электронной карты определены законом, который до настоящего времени не наступил. Возможность подачи такого заявления до вышеуказанного срока, законом не предусмотрена. Кроме того, ОАО «Универсальная электронная карта» может начать формирование федерального пакета сведений о гражданине только на основании запроса уполномоченной организации субъекта. Такой запрос от уполномоченной организации Костромской области может поступить в ОАО «Универсальная электронная карта» в период с 01 января 2012 года по 31 декабря 2013 года только по заявлению Майкова С.Н. и Майковой Л.Н. о выдаче универсальной электронной карты либо с 01 января 2014 года при неполучении уполномоченной организацией Костромской области в срок, установленный Правительством РФ, заявления Майкова С.Н. и Майковой Л.Н. об отказе от универсальной электронной карты. Доводы истцов о том, что отказом в принятии заявления об отказе в получении электронной карты, нарушаются их права на защиту персональных данных, на отказ на обработку их персональных данных, суд считает необоснованными, поскольку обработка персональных данных будет осуществляться лишь в случае подачи заявления о выдаче универсальной электронной карты, а также гражданам, не подавшим до 01 января 2014 года заявлений о выдаче им указанной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения универсальной электронной карты. Доказательств, подтверждающих нарушение прав истцов, суду не представлено. При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд р е ш и л : В иске Майкову С. Н., Майковой Л. Н. к ОАО «Универсальная электронная карта», ОГУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» о признании права отказа от универсальной электронной карты до начала выпуска, о возложении обязанности: уведомить о том, что универсальная электронная карта выпускаться не будет; не формировать федеральный, региональный и комплексный пакеты сведения для персонализации универсальной электронной карты, отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Костромы. Судья