№ 2-1559/2011 Об отмене решения призывной комиссии



гр. дело № 2-1559/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«14» декабря2011 года

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Юдиной О.И.,

при секретаре Комаровой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Легашова И. М. об отмене решения Призывной комиссии города Костромы от dd/mm/yy об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу,

УСТАНОВИЛ:

Легашев И.М. обратился в суд с заявлением об отмене решения Призывной комиссии города Костромы от dd/mm/yy об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу и восстановлении срока для подачи заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу. Заявление мотивировал тем, что dd/mm/yy он отправил заказным письмом в Военный комиссариат Костромской области заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу и восстановлении пропущенного срока для подачи заявления на альтернативную службу. dd/mm/yy Призывная комиссия города Костромы приняла решение об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу в связи с нарушением срока подачи заявления о замене военной службы. Заявитель считает решение Призывной комиссии города Костромы незаконным, так как срок подачи заявления о прохождении альтернативной гражданской службы был пропущен им по уважительной причине, поскольку его убеждения, противоречащие несению военной службы, сформировались в окончательном виде только накануне подачи этого заявления.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен Военный комиссариат Костромской области.

В судебном заседании Легашев И.М., его представитель Пластиков А.В. заявленные требования поддержали.

Представитель Призывной комиссии города Костромы, Военного комиссариата Костромской области Пономаренко А.Г. с доводами заявителя и его представителя не согласился, считает решение Призывной комиссии города Костромы об отказе Легашеву И.М. в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу законным.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991 г. № 1920-I, провозгласила, что каждый гражданин РСФСР, убеждениям которого противоречит несение военной службы, имеет право на ее замену выполнением альтернативных гражданских обязанностей в порядке, установленном законом (ст. 15 Декларации).

В соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

В силу ст. 2 Федерального Закона от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ (ред. от 06.07.2006 г.) «Об альтернативной гражданской службе» гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Материалами дела установлено, что dd/mm/yy Легашев И.М. был поставлен на воинский учет в Военном комиссариате Костромской области.

По результатам медицинского освидетельствования врачами-специалистами ВВК от dd/mm/yy он признан годным к военной службе по категории годности Б-3 «годен с незначительными ограничениями».

На основании решения Призывной комиссии города Костромы от dd/mm/yy Легашев И.М. был призван на военную службу.

dd/mm/yy Легашев И.М. обратился в Военный комиссариат Костромской области с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, указав, что военная служба противоречит его убеждениям. Его нравственные ценности - мирное существование между всеми людьми, исключительно ненасильственное разрешение конфликтов вступают в явное противоречие со службой в современной Российской армии, где унижение человеческого достоинства и пытки стали повседневностью. Служить в армии, где нарушаются права человека, означает пойти против его убеждений. Он никогда не участвовал в драках и всегда уходил от каких-либо конфликтов с окружающими его людьми. Военная служба противоречит его убеждениям о ценности частной жизни. Обязанность проживать в казарме, нарушает право гражданина на частную жизнь. Он согласен проходить альтернативную гражданскую службу, соблюдая все необходимые правила, при том непременном условии, что она не будет иметь нечего общего с военной службой, т.е. не будет связана с применением насилия, принятием присяги, участием в военных действиях, ношением и применение оружия или непосредственным участием в производстве и обслуживании оружия, боевых припасов и боевой техники, ношением форменного обмундирования, пребыванием на казарменном положении. Подать заявление о прохождении альтернативной гражданской службы своевременно он не мог по той причине, что его убеждения, противоречащие несению военной службы, к тому времени еще не сформировались.

Решением Призывной комиссии города Костромы от dd/mm/yy Легашеву И.М. отказано в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу в связи с нарушением срока подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, установленного ст. 11 Федерального Закона от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Данное решение Призывной комиссии города Костромы не может быть признано законным и подлежит отмене по следующим основаниям.

В силу ст. 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

В соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Аналогичная правовая норма содержится в ст. 1 Федерального Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ и ст. 2 Федерального Закона «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ.

Согласно ст. 11 Федерального Закона РФ «Об альтернативной гражданской службе» №113-ФЗ от 25.07.2002 г. Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

Как видно из заявления Легашева И.М. от dd/mm/yy о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, он обосновал тем, что несение военной службы противоречит его убеждениям, подробно изложив свою позицию.

В ходе рассмотрения дела, представителем Призывной комиссии города Костромы и Военного комиссариата Костромской области не оспаривался тот факт, что в соответствии с Конституцией РФ и действующим федеральным законодательством Легашев И.М. имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Основанием для отказа в удовлетворении его заявления послужило то обстоятельство, что заявителем был нарушен установленный законом срок подачи заявления о замене военной службы.

В соответствии со ст. 11 Федерального Закона РФ «Об альтернативной гражданской службе» №113-ФЗ от 25.07.2002 г. граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.

Согласно ст. 4 Федерального Закона от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ (ред. от 06.07.2006 г.) «Об альтернативной гражданской службе», гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17.10.2006 г. № 447-О по делу о проверке конституционности ст.11 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» отметил, что исходя из того, что право на замену военной службы альтернативной гражданской службой является непосредственно действующим, федеральный законодатель не вправе ограничивать процедурными нормами, принятыми в целях рационализации деятельности государственных органов, свободу совести и вероисповедания и связанное с ней право на альтернативную гражданскую службу. Следовательно, ст. 11 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» - с учетом приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации - не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые не могли бы быть восстановлены при их пропуске по уважительным причинам. В силу ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» конституционно-правовой смысл ст. 11 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основе правовых позиций, выраженных в сохраняющем свою силу постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.

Из объяснения заявителя следует, что его убеждения, противоречащие несению военной службы, сформировались окончательно накануне подачи заявления о замене военной службы. Кроме того, ранее ему не было известно о том, что он имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Соответствующие разъяснения по данному вопросу он получил после заседания Призывной комиссии dd/mm/yy в Костромском отделении комитета солдатских матерей.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, а также данные о личности заявителя, состояние его здоровья и юридическую безграмотность, суд приходит к выводу о том, что срок подачи заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу был нарушен Легашевым И.М. по уважительной причине, в связи с чем, решение Призывной комиссии города Костромы от dd/mm/yy подлежит отмене, срок для подачи заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу заявителю следует восстановить.

Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Решение Призывной комиссии города Костромы от dd/mm/yy об отказе Легашеву И. М. в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу отменить.

Восстановить Легашеву И. М. срок для подачи заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение 10 дней после его изготовления в окончательной форме.

Судья                                                                                                                        Юдина О.И.