№ 2-1530/2011 О возмещении морального вреда



Дело № 2-1530/ 2011

                                                                                                          

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2011 года                                                                                              

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Семеновой Т.В.,

при секретаре                      Кокаревой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кучина А. В. к Министерству финансов РФ в лице управления Федерального казначейства по Костромской области о возмещении морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Кучин А.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области о возмещении морального вреда в размере <данные изъяты> руб. Свои требования мотивировал тем, что он был осужден по приговору суда, отбывал наказание в исправительной колонии ИК-4 начиная с dd/mm/yy, в отрядах -. Считает, что содержание в исправительной колонии не отвечало установленным требованиям, было унижающим и причиняло физические и нравственные страдания. Основная претензия заключается в том, что отсутствовали условия уединения при использовании туалета, он не оборудован ширмой и дверкой, не хватало унитазов на всех. Не было ножных ванн, поэтому ноги мыли там же, где чистят зубы и умывают лицо.

Истец Кучин А.В. в судебном заседании не участвует, в настоящее время находится в ФКУ ИК-5, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

В ходе рассмотрения дела представитель истца Кучина А.В. по доверенности Виноградов А.В. уточнил исковые требования, в качестве оснований унизительных условий содержания указал отсутствие условий уединения (приватности) при использовании туалета. Туалет не был огорожен ширмой или дверкой. Боковая перегородка не обеспечивала приватности. Не хватало унитазов, что приводило к очередям, приходилось терпеть, справлять свои естественные надобности крайне быстро, на виду у остальных заключенных. Остальные основания не поддержал.

В процессе рассмотрения дела ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области было исключено из числа ответчиков, привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.

Представитель ответчика Шумкова Н.Ж. исковые требования не признала, считала, что основания для компенсации морального вреда отсутствуют, поскольку истцом не доказана противоправность поведения причинителя вреда и причинная связь между неправомерными действиями ответчика и наступившим вредом, истцом не представлено достаточных доказательств причинения ему морального вреда. Кроме того, не обоснована в достаточной мере взыскиваемая сумма морального вреда.

Представитель третьего лица ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области Михайлов И.В. возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица УФСИН России по Костромской области по доверенности Марьева Н.В. заявленные исковые требования считала необоснованными, в их удовлетворении просила отказать.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвовавших в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред ( физические или нравственные страдания ) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Как установлено судом, истец Кучин А.В., осужденный Ленинским районным судом г. Костромы, отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области с dd/mm/yy по dd/mm/yy.

В соответствии со ст. 3 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, при этом под унижающим достоинство обращением и наказанием понимаются, в частности, ненадлежащие условия содержания под стражей, в исправительных колониях..

Суд считает, что в судебном заседании нашли свое подтверждение те обстоятельства, что санитарно-гигиенические условия содержания осужденных в ИК -4 не являлись надлежащими, количество унитазов, где содержались осужденные, не отвечало требованиям Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста (СП 17-02 Минюста России), туалет не был огорожен ширмой или дверью.

Данное обстоятельство не оспаривается представителем третьего лица ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области.

Количество туалетов, имеющихся в ИК, их оснащение, отсутствие их достаточности и возможности уединения, предусмотренных Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста (СП 17-02 Минюста России), подтверждают тот факт, что истец был вынужден пользоваться туалетом, соблюдать элементарные условия гигиены в крайне стесненных условиях является само по себе достаточным, чтобы причинить страдания и трудности, превышающие неизбежный уровень, присущий содержанию в ИК, и вызвать у заявителя чувства страдания, которые могли унизить его.

На основании изложенного суд считает обоснованными доводы истца о том, что установленные судом обстоятельства его содержания в ИК-4 унижали его человеческое достоинство. Суд считает, что все указанные обстоятельства привели к нарушению личных неимущественных прав истца, в связи с чем требования истца о взыскании компенсации морального вреда по данным основаниям являются обоснованными, соответствуют положениям ст.ст. 150, 151 ГК РФ.

Европейский Суд в своих постановлениях при рассмотрении аналогичных дел отмечал, что меры, лишающие лица свободы, часто могут содержать неизбежный элемент страдания и унижения. Тем не менее, государство должно обеспечить, чтобы лицо содержалось в условиях, совместимых с уважением его человеческого достоинства, чтобы способ и метод исполнения этой меры не подвергали его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей, и чтобы, учитывая практические требования меры, связанной с лишением свободы, его здоровье и благополучие адекватно охранялись.

Независимо от причин нарушения прав осужденных государство-ответчик несет обязанность по организации своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы обеспечить уважение достоинства заключенных, какие бы финансовые или материально-технические затруднения не возникали.

В соответствии с требованиями ст.ст. 151, 1101 ГК РФ суд учитывает фактические обстоятельства дела, длительность периода, в течение которого истец находился в условиях, не отвечающих приведенным судом требованиям, что увеличивает степень причиненных страданий, а также требования разумности и справедливости, и определяет размер компенсации в <данные изъяты> рублей.

Оснований для взыскания компенсации в требуемом истцом размере суд не находит.

Надлежащим ответчиком по иску Кучина А.В. является Министерство финансов Российской Федерации в силу требований ст. 1071 ГК РФ, так как государством гарантировано соблюдение предусмотренных нормами Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ, УИК РФ требований, что следует и из ст.ст. 17, 21 Конституции Российской Федерации, то именно оно и должно нести ответственность перед истцом за их нарушения в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кучина А. В. удовлетворить частично.

       Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Кучина А. В. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

           В удовлетворении остальной части иска отказать.

           Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в мотивированной форме.

Судья:          Семенова Т.В.