№ 2-338/2012 О признании отказа незаконным



Дело № 2-338/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 марта 2012 года                                                                                                

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Семеновой Т.В.,

при секретаре          Кокаревой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чижовой С. Г. к Областному государственному казенному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» о признании незаконным отказа в принятии документов на получение жилищной субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Чижова С.Г. обратилась в суд с иском к ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» о признании незаконным отказа в принятии документов на получение жилищной субсидии. Свои требования мотивировала тем, что dd/mm/yy она обратилась в многофункциональный центр для оформления жилищной субсидии, представив для этого все необходимые документы. Но при подаче документов ей дали подписать заявление о добровольном сборе о ней ее персональных данных. Дать подпись она отказалась, в связи с этим в выплате субсидии ей было отказано. По религиозным убеждениям и данным ей Конституцией РФ прав и свобод (ст. 45) считает, что такой сбор персональных данных о человеке позволяет осуществлять тотальный контроль за человеком, что является угрозой не только свободе личности, но и государству. Никакой гарантии безопасности хранения этих данных сборщик не дает. Неизвестно кто будет владеть информацией о людях и с какой целью, прикрываясь различными видами удобств. Конституция РФ гарантирует права человека на получение льгот и не ставит условием получения согласие на обработку персональных данных. На основании ст.ст. 2,3,7,15,17,18,28,29,33,37,39,45, 46 Конституции РФ она отказывается дать согласие на сбор и обработку своих персональных данных, требует сохранения традиционного учета ее персональных данных по фамилии, имени, отчеству без занесения в информационную систему. Считает отказ ей, как малоимущей, в государственной поддержке является нарушением ее прав, гарантированных Конституцией РФ.

В ходе рассмотрения дела истица заявленные требования уточняла, окончательно просила признать незаконным отказ ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» в принятии у нее документов на получение жилищной субсидии. Указала, что изначально при подаче документов ею было дано письменное согласие на обработку своих персональных данных ОГКУ МФЦ, однако на следующий день она свое заявление отозвала, т.к. ею было дано согласие только на прием документов, в связи с чем документы на получение жилищной субсидии ей были возвращены. Она согласна, что ее персональные данные будет обрабатывать ОГКУ «Центр социальных выплат», но не ОГКУ «МФЦ».

Представитель ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» по доверенности Докукина О.Н. заявленные требования считала необоснованными, в их удовлетворении просила отказать. При этом указала, что при обращении Чижовой С.Г. в ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» dd/mm/yy ей была оказана консультация о порядке приема документов на предоставление государственной услуги в виде предоставления субсидии на оплату жилого помещения. dd/mm/yy Чижова С.Г. обратилась в ОГКУ «МФЦ» с целью подачи пакета документов на предоставление жилищной субсидии. Документы были приняты в установленном законодательством РФ и регламентом МФЦ порядке. dd/mm/yy Чижова С.Г. отозвала свое разрешение на обработку персональных данных, которое на момент обращения для подачи документов на предоставление государственных услуг являлось обязательным. Чижовой С.Г. было разъяснено, что последствием данного юридического факта является отказ в приеме документов на предоставление услуги. В связи с этим ей были возвращены сданные документы, а персональные данные были удалены из информационной системы. dd/mm/yy истица обратилась в ОГКУ «МФЦ» с заявлением, в котором была выражена просьба письменно обосновать причину отказа принятия пакета документов на выплату жилищной субсидии. dd/mm/yy на указанное заявление ей был направлен письменный ответ. При возврате документов Чижовой С.Г. и отказе в их принятии без ее разрешения на обработку персональных данных ОГКУ «МФЦ» действовало на основании законодательства РФ, прежде всего, на основании Федерального закона РФ от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных», целью которого является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных.Подп. 2 п.4 ст. 16 Федерального закона РФ от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» обязывает многофункциональные центры соблюдать режим обработки и использования персональных данных. В силу подп.1 п.1 ст.6 Федерального закона РФ «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных. На момент обращения Чижовой С.Г. в ОГКУ «МФЦ» законом не была предусмотрена возможность осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных. Если бы разрешение на обработку персональных данных не было отозвано, то после соответствующей проверки необходимые для назначения субсидии документы был бы переданы ими в ОГКУ «Центр социальных выплат», которое принимает решение о назначении жилищной субсидии.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица ОГКУ «Центр социальных выплат» в лице своего представителя по доверенности Дементьева А.К., исковые требования Чижовой С.Г. считал не основанными на законе и соответственно не подлежащими удовлетворению, действия ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» считал правомерными.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвовавших в деле, опросив свидетеля, суд приходит к следующему.

Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну является целью Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных».

Указанным Федеральным законом (ст. 4) установлено, что законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ), персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Оператором персональных данных являются: государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Обработка персональных данных включает любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Согласно ст. 6 приведенного Закона, обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:

- обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (п.2);

- обработка персональных данных необходима для предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", для обеспечения предоставления такой услуги, для регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг (п.4).

В силу ст. 11 данного Закона, сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно Уставу ОГКУ «МФЦ», утвержденному Постановлением администрации Костромской области от dd/mm/yy , предметом деятельности Учреждения является организация места предоставления государственных и муниципальных услуг населению. Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

- прием от граждан документов для предоставления государственных и муниципальных услуг;

- ведение баз данных, обеспечение актуализации сведений, необходимых для предоставления гражданам мер социальной поддержки;

- формирование баз данных в целом по области, передача баз данных учредителю;

- прием граждан, рассмотрение письменных обращений, оказание содействия гражданам в получении необходимых документов, проведение информационно-разъяснительной работы, проведение мониторинга по предоставлению государственных и муниципальных услуг и др.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.

В соответствии с пп. 1 п.1 ст. 16 приведенного Закона многофункциональные центры осуществляют прием запросов заявителей о предоставлении государственных услуг в соответствии с соглашениями о взаимодействии.

Прием заявлений и комплектов документов на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется ОГКУ «МФЦ» согласно п.2.1.1. соглашения от dd/mm/yy о взаимодействии при предоставлении государственных услуг между областным государственным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» и областным государственным учреждением «Центр социальных выплат».

В соответствии с п. 1.3 Дополнительного соглашения от dd/mm/yy к указанному выше соглашению, ОГКУ «МФЦ» комплектует собранные документы по мерам социальной поддержки с составлением отдельных описей, в том числе на назначение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Костромской области (опись ).

Перечень документов, предоставляемый с заявлением о предоставлении субсидии, установлен п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

В судебном заседании представитель ОГКУ «МФЦ» пояснила, что Учреждение осуществляет следующие виды обработки персональных данных при осуществлении функций, предусмотренных Уставом: в необходимых случаях специалистом производится копирование документов, содержащих персональные данные гражданина; занесение       персональных данных в автоматизированную информационную систему, проверка документов для выявления необходимости доукомплектования дела; сбор и накопление необходимой информации, содержащей персональные данные, в случае необходимости доукомплектования дела; хранение документов, содержащих персональные данные, до момента передачи их представителю органа, предоставляющего государственную услугу; передача комплекта документов, содержащего персональные данные, в орган предоставляющий государственную услугу; в необходимых случаях уточнение персональных данных.

Пп. 2 п.4 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» обязывает многофункциональные центры обеспечивать защиту информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом, а также соблюдать режим обработки и использования персональных данных

Таким образом, в силу Закона, при поступлении в распоряжение Учреждения данных любого гражданина, Учреждение становится оператором персональных данных и обязан обеспечить их защиту.

Персональные данные субъекта относятся к сведениям конфиденциального характера. В соответствии с п.1 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997г. №188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» конфиденциальность это обязательное для соблюдения оператором требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

В соответствии с п.7 ст.2 Федерального закона от 27.07.2006г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» конфиденциальность информации это обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Конфиденциальность информации предполагает отсутствие свободного доступа к ней и наличие эффективной системы ее защиты.

Таким образом, включение персональных данных в указанный выше Перечень направлено на предотвращение несанкционированных действий и реализацию конституционных положений о незаконном вмешательстве в личную жизнь гражданина.

В силу ст. 9 приведенного выше Закона, субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.

Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.

Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что dd/mm/yy Чижова С.Г. обратилась в ОГКУ «МФЦ» с целью подачи пакета документов на предоставление жилищной субсидии. Документы были приняты, при этом заявителем было дано письменное согласие на обработку своих персональных данных ОГКУ «МФЦ» и ОГКУ «Центр социальных выплат».

dd/mm/yy Чижова С.Г. отозвала свое разрешение на обработку персональных данных. В этот же день ей были возвращены сданные документы, а персональные данные были удалены из информационной системы.

Опрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля специалист ОГКУ «МФЦ» Б. суду пояснила, что dd/mm/yy к ней обратилась Чижова С.Г. по вопросу назначения жилищной субсидии. У Чижовой С.Г. был полный пакет документов, при принятии которых ей было предложено подписать заявления о согласии на обработку ее персональных данных, поскольку специалисты отдела контроля будут работать с документами, содержащими ее персональные данные. Чижова С.Г. пояснила ей, что не хотела бы подписывать такое заявление. После чего ей было разъяснено, что учреждение не может принять у заявителя документы при отсутствии данного заявления. Чижова С.Г. подумав, все же подписала заявление. При этом она не говорила о своем несогласии на обработку и сбор каких-то конкретных персональных данных. На следующий день dd/mm/yy Чижова С.Г. пришла в ОГКУ «МФЦ» и заявила об отзыве своего заявления о согласии на обработку персональных данных, сообщила, что хочет забрать документы из-за религиозных убеждений, в связи с чем документы ей были возвращены.

Не доверять показаниям указанного свидетеля, предупрежденного судом об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, у суда оснований не имеется

Действующее законодательство Российской Федерации в области персональных данных направлено на защиту прав и свобод человека при обработке его персональных данных, в связи с чем сбор, обработка, хранение, передача персональных данных на момент обращения истца к ответчику было возможно только на основании согласия субъекта персональных данных.

Поскольку у ОГКУ «МФЦ» не имелось разрешения на обработку персональных данных, ононе вправе были совершать какие-либо действия, связанные с обработкой персональных данных истца.

Ссылка истца на п.4 ст. 7 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ) судом принята быть не может, поскольку на момент обращения истца в ОГКУ «МФЦ» указанная статья в данной редакции не действовала.

Довод истца о том, что ответчиком незаконно требовалось ее согласие на сбор и обработку персональных данных об ее образовании, состоянии здоровья, адресе электронной почты в пользу иска не свидетельствует, поскольку в силу ФЗ «О персональных данных» обработке подлежат только персональные данные, без предоставления, обработки которых оказание услуги невозможно. Сбор и обработка указанных истцом персональных данных для предоставления жилищной субсидии не требуется, документы с такими сведениями истцом ответчику не предоставлялись, ответчиком не истребовались.

Довод истца о том, что пунктом 10 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не допускается требовать от граждан для получения субсидии документы, не предусмотренные п. 8 и 9 Правил, в частности, заявление о согласии на обработку персональных данных суд считает необоснованным, поскольку п. 11 этих же Правил предусмотрено, что уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, т.е. выполнять действия по обработке персональных данных.

Доказательств, подтверждающих нарушение прав истца, суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Чижовой С. Г. к Областному государственному казенному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» о признании незаконным отказа в принятии документов на получение жилищной субсидии отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:         Семенова Т.В.