№ 2-1208/2012 Об обжаловании уведомления Администрации Костромского муниципального района об отказе в выдаче разрешения на строительство



                          дело № 2-1208/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 августа 2012 года

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Семеновой Т.В.,

при секретаре          Кокаревой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Макаровой А. А. об обжаловании уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, обязании выдать разрешение на строительство,

УСТАНОВИЛ:

Макарова А.А. и в ее интересах Котельников И.Л. обратились в суд с заявлением об обжаловании уведомления Администрации Костромского муниципального района Костромской области об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, указывая на то, что dd/mm/yy по договору купли-продажи Макаровой А.А. был приобретен земельный участок по адресу: .... Право собственности на земельный участок было зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области dd/mm/yy. На указанном земельном участке истица планировала возвести индивидуальный жилой дом, по поводу чего обратилась в Администрацию Костромского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на строительство. В соответствии со ст. 51 ГрК РФ были подготовлены необходимые документы и dd/mm/yy подано заявление. dd/mm/yy она получила уведомление об отказе в выдаче ей разрешения на строительство. Отказ мотивирован тем, что принадлежащий ей земельный участок расположен на территории, которая согласно генплану ... сельского поселения попадает в санитарную зону птицефабрики. С данным решением она не согласна, т.к. оно нарушает ее законные права и интересы. Градостроительным кодексом установлено, что органы местного самоуправления выдают застройщикам разрешения на строительство, при этом определен исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к соответствующему заявлению. Отказ в выдаче документов может иметь место при отсутствии документов из указанного в законе перечня, однако Макаровой А.А. весь необходимый пакет документов был предоставлен. Законных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство не имелось.

В судебное заседание заявитель Макарова А.А. не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена по указанному в заявлении адресу. Ее интересы в суде представлял представитель по доверенности Котельников И.Л., который заявление Макаровой А.А. поддержал, просил его удовлетворить. Указал, что санитарно-защитная зона птицефабрики, отнесенной к предприятию 1-го класса опасности, может считаться введенной только Постановлением Главного санитарного врача РФ. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 30 от 24 мая 2012 года установлен размер санитарной зоны птицефабрики, согласно которому земельный участок заявителя Макаровой А.А. не попадает в санитарно-защитную зону птицефабрики «...», в связи с чем отказ Администрации Костромского муниципального района в выдаче разрешения на строительство жилого дома на данном участке считал необоснованным.

Представитель Администрации Костромского муниципального района Костромской области по доверенности Воронов А.С. считал заявление не подлежащим удовлетворению, пояснив, что отказ в выдаче Макаровой А.А. разрешения на строительство дан в рамках действующего законодательства. Указал, что dd/mm/yy решением Совета депутатов ... сельского поселения был утвержден генеральный план ... сельского поселения, разработанный ОАО «Костромской архитектурно-градостроительный центр». В соответствии с ним была определена санитарно-защитная зона Костромской птицефабрики радиусом 1000 метров, в которую попадает часть населенных пунктов ... сельского поселения, в т.ч. и ул. ..., на которой находится земельный участок Макаровой А.А. Санитарно-защитная зона радиусом в 1000 м. была принята в соответствии с действующим нормативом, исходя из поголовья Костромской птицефабрики, которое составляет 750 тыс. кур-несушек, что означает, что данное предприятие согласно п. 7.1.11 Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.22/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» относится к 1-му классу опасности и санитарно-защитная зона от него должна быть 1000 метров. В соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.22/2.1.1.1200-03 строительство жилых домов в санитарно-защитной зоне запрещается, в связи с чем Макаровой А.А. в выдаче разрешения на строительство было отказано.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области своего специалиста в суд не направило, в своем заявлении к суду от dd/mm/yy просили рассмотреть дело без участия их представителя. Одновременно указали, что в соответствии с утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ О. от 24 мая 2012 года размером санитарно-защитной зоны ЗАО «Птицефабрика «...» ограничения для строительства жилых зданий в п. ... отсутствуют.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от dd/mm/yy Макаровой А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый номер , категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью ... кв.м., расположенный по адресу: ....

Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права ... от dd/mm/yy, из которого также усматривается, что ограничения (обременения) прав на землю не зарегистрировано.

Согласно ст. 4Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве» (с последующими изменениями и дополнениями) для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Таким образом, принадлежащий Макаровой А.А.земельный участок, расположенный на землях населенных пунктов, может быть использован для возведения ею жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

dd/mm/yy Макарова А.А. обратилась в Администрацию Костромского муниципального района Костромской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: ....

dd/mm/yy Администрацией Костромского муниципального района Костромской области в адрес Макаровой А.А. направлено уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство. Отказ мотивирован тем, что земельный участок по вышеуказанному адресу расположен на территории, которая согласно Генплану ... сельского поселения попадает в санитарно-защитную зону птицефабрики, в которой в соответствии с санитарными нормами и правилами не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

Судом также установлено, что решением Совета депутатов ... сельского поселения от dd/mm/yy утвержден генеральный план ... сельского поселения, разработанный ОАО «Костромской архитектурно-градостроительный центр», которым определена санитарно-защитная зона ЗАО «Птицефабрика «...» радиусом 1000 метров. В данную санитарно-защитную зону попадает ул. ..., на которой находится земельный участок Макаровой А.А.

Класс опасности промышленных объектов, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству установлены санитарными правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

В санитарно-защитных зонах устанавливаются запреты на размещение объектов, предназначенных для проживания и отдыха граждан (п. 5.1, 5.2 приведенных СанПиН).

В соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств ориентировочные размеры санитарно-защитной зоны составляют от 50 до 1000 метров в зависимости от класса опасности объекта.

В соответствии с п. 7.1.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 птицефабрики с содержанием более 400 тыс. кур-несушек и более 3 млн. бройлеров в год относятся к 1 классу опасности.

Из представленных документов и пояснений представителя Администрации Костромского муниципального района Воронова А.С. следует, что ЗАО «Птицефабрика «...» по состоянию на dd/mm/yy имела поголовье кур 750 тыс. шт., что относит ее к объекту 1-го класса опасности. Указанные обстоятельства представителем заявителя не оспаривались.

Согласно п. 4.2 приведенных выше СанПиН, установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:

(в ред. изменения N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2008 N 25)

- предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;

- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

- экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;

- оценки риска здоровью населения.

Таким образом, санитарно-защитная зона птицефабрики, отнесенной к предприятию 1-го класса опасности, может считаться введенной только Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ.

Из представленных материалов следует, что постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 30 от 24 мая 2012 года, зарегистрированным в МЮ РФ 13 июня 2012 года, в целях предотвращения угрозы возникновения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) для имущественного комплекса ЗАО «Птицефабрика «...» на территории Костромского района Костромской области установлена санитарно-защитная зона следующих размеров:

- в северном направлении - 520 метров от границы территории промышленной площадки предприятия;

- в северо-восточном направлении - 300 метров от границы территории промышленной площадки предприятия;

- в восточном направлении - 190-140 метров от границы территории промышленной площадки предприятия;

- в южном направлении - 110 метров от границы территории промышленной площадки предприятия;

- в остальных направлениях - 500 метров от пометохранилища.

Из изложенного следует, что определенный Главным государственным санитарным врачом РФ размер санитарно-защитной зоны ЗАО «Птицефабрика «...» меньше указанного в генплане ... сельского поселения.

Из письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области от dd/mm/yy следует, что по постановлению Главного государственного санитарного врача РФ № 30 от 24 мая 2012 года п. ... и другие населенные пункты Никольского сельского поселения не попадают в утвержденную санитарно-защитную зону ЗАО «Птицефабрика «...».

Доказательств того, что размер санитарно-защитной зоны ЗАО «Птицефабрика «...» в 1000 метров был утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ суду не представлено.

Проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что ограничения для строительства жилых зданий в п. ... ... сельского поселения отсутствуют, в связи с чем отказ Макаровой А.А. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: ... является незаконным.

Заявленные Макаровой А.А. требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Макаровой А. А. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации Костромского муниципального района Костромской области в выдаче Макаровой А. А. разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: ....

Обязать Администрацию Костромского муниципального района Костромской области выдать Макаровой А. А. разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: ....

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г.Костромы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:                                                                                             Семенова Т.В.