29 января 2010 года
Судья Ленинского районного суда г. Костромы Иванова О.А., при секретаре Веселовой О.Д., рассмотрев жалобу директора Департамента экономического развития, промышленности и торговли Алексеева П.В. на постановление о привлечении к административной ответственности,
у с т а н о в и л :Постановлением Первого заместителя прокурора Костромской области от d/mm/yy в отношении Алексеева П.В., работающего директором департамента экономического развития, промышленности и торговли Костромской области, возбуждено дело об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 и ч.2 ст.7.32 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от d/mm/yy директор департамента экономического развития, промышленности и торговли Костромской области Алексеев П.В. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.7.32 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ....
Как усматривается из мотивировочной части указанного выше постановления, производство по делу об административном правонарушении в отношении Алексеева П.В. по ч.1 ст.7.32 КоАП РФ прекращено за истечением срока для привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с указанным выше постановлением, в части привлечения к административной ответственности по ч.2 ст.7.32 КоАП РФ, Алексеев П.В. подал жалобу, в которой просит данное постановление отменить как незаконное и необоснованное. При этом жалобу мотивировал тем, что при рассмотрении дела об административном правонарушении не учтены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения; при определении виновности лица в совершении административного правонарушения также не учтено, что действия должностного лица были направлены на предотвращение расходов бюджетных средств, связанных с проведением дополнительного размещения заказа. В соответствии с поручением губернатора Костромской области от d/mm/yy по результатам запроса котировок d/mm/yy департаментом экономического развития, промышленности и торговли Костромской области заключен государственный контракт с победителем - Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования ... университет, на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Качество, безопасность, конкурентоспособность и защита прав потребителей на территории Костромской области на 2009-2013 годы». Учитывая, что данную работу координировал Межведомственный совет по качеству, безопасности, конкурентоспособности и защите прав потребителей в Костромской области вопрос о приемке научно-исследовательской работы от ... университета согласовывался с членами Совета, рассматривался на заседаниях совета. В соответствии с протоколом заседания администрации Костромской области от d/mm/yy года № департаменту экономического развития, промышленности и торговли Костромской области поручено объединить областную программу «Развитие конкуренции на продовольственном рынке на период 2009-2011 годы» с областной программой «Качество, безопасность, конкурентоспособность и защита прав потребителей на территории Костромской области на 2009-2013 годы». В связи с увеличением объема работ и поступающими замечаниями, предложениями и дополнениями от членов совета и возникшей необходимостью доработки научно-исследовательской работы по теме «Качество, безопасность, конкурентоспособность и защита прав потребителей на территории Костромской области на 2009-2013 годы» ... Университет обратился с письмом о продлении сроков по государственному контракту от d/mm/yy №. В связи с существенным изменением обстоятельств (увеличением объема работ, не предусмотренных техническим заданием) департаментом с ... университетом заключено дополнительное соглашение о продлении сроков выполнения работы до d/mm/yy. В случае расторжения с ... университетом государственного контракта от d/mm/yy, учитывая, что работа ... университетом начата, но требует изменения формата, и размещением заказа вновь в связи с увеличением объема работ бюджет Костромской области понес бы дополнительные затраты. Условия государственного контракта сторонами выполнены, стороны претензий друг к другу не имеют. Считает, что его действия в сложившейся ситуации были разумными, направленными на сокращение расходов бюджета Костромской области, не повлекли существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и неэффективного расходования бюджетных средств.
В судебном заседании Алексеев П.В. и его представители Кочетов А.С. и Смирнова О.А. жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области Б. считает жалобу Алексеева П.В. необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям: Алексеев П.В., являясь должностным лицом Заказчика по размещению заказа, заключил дополнительное соглашение к государственному контракту №, изменив сроки выполнения работ. Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, связанные с размещением заказов, в том числе, устанавливает единый порядок размещения заказов. В силу ч.8 ст.47 данного Закона государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке потребителя. В извещении о проведении запроса котировок, в том числе, указывается и срок выполнения работы. В соответствии с требованиями ч.5 ст.9 данного Закона при исполнении государственного контракта изменение условий контракта по соглашению сторон или в одностороннем порядке не допускается. Таким образом, принятие решения не в соответствии с установленным порядком и требованиями Закона противоправно. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица. Должностное лицо признается виновным (независимо от формы вины) в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Правонарушения с формальным составом, каковым является и правонарушение, предусмотренное ст.2.9 КоАП РФ отсутствует в связи с тем, что Алексеев П.В. является руководителем регионального органа уполномоченного на осуществление функций по размещению государственных заказов, то есть ответственен за соблюдение единого порядка размещения заказов по Костромской области. Считает, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного порядка.
Представитель Прокуратуры Костромской области Зиновьев В.Н. также считает жалобу необоснованной, при этом поддержал позицию представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Алексеева П.В., его представителей Кочетова А.С., Смирновой О.А., допросив свидетеля, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе увеличение цены товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного или муниципального контракта не предусмотрена федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
В судебном заседании установлено, что d/mm/yy года по результатом запроса котировок между департаментом экономического развития, промышленности и торговли Костромской области и победителем - Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «...», предложившим наименьшую цену, был заключен государственный контракт № на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Качество, безопасность, конкурентоспособность и защита прав потребителей на территории Костромской области на 2009-2013 годы».
6 февраля 2009 года между департаментом экономического развития, промышленности и торговли Костромской области в лице директора Алексеева П.В. и Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «...» заключено дополнительное соглашение к государственному контракту № об изменении сроков сдачи окончательных результатов научно-исследовательских работ, а именно до d/mm/yy.
В соответствии с ч.5 ст.9 ФЗ от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, части 12 статьи 25, части 5 статьи 27, части 3 статьи 29, части 1 статьи 31, части 7 статьи 31.4, части 3 статьи 31.5, части 12 статьи 35, части 6 статьи 36, части 13 статьи 37, части 3 статьи 38, части 1 статьи 40, части 14 статьи 41, части 22 статьи 41.8, части 11 статьи 41.9, части 15 статьи 41.11, частях 10 и 14 статьи 41.12, части 6 статьи 42, частях 6 и 8 статьи 46, части 8 статьи 47, части 10 статьи 53 и частях 5 и 6 статьи 54 настоящего Федерального закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.6 и 8.1 настоящей статьи.
В силу ч.8 ст.47 указанного выше Закона Государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя в проведении запроса котировок или в котировочной заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта.
Согласно ч.2 ст.45 данного Закона извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 настоящего Федерального закона, которая устанавливает, что запрос котировок должен содержать, в том числе, сведения о сроках поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Таким образом, условие государственного контракта о сроках выполнения работ, в данном случае срок выполнения научно-исследовательской работы, не может быть изменен по соглашению сторон в ходе исполнения государственного контракта.
Случаев, предусмотренных частями 6 - 6.6 и 8.1 ст.9 вышеназванного закона, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в действиях директора департамента экономического развития, промышленности и торговли Костромской области по заключению дополнительного соглашения от d/mm/yy к государственному контракту № от d/mm/yy, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.32 КоАП РФ.
Доводы Алексеева П.А. и его представителей о том, что в результате заключения дополнительного соглашения были сэкономлены бюджетные средства, судом проверялись.
Однако данное обстоятельство, даже при его доказанности, не может служить основанием для освобождения лица от административной ответственности.
Состав данного административного правонарушения является формальным. Это означает, что для привлечения к административной ответственности достаточно установить в действиях лица единственный элемент объективной стороны состава административного правонарушения: противоправное деяние, которое заключается в изменении условий государственного контракта при его исполнении, независимо от наступления или не наступления общественно опасных последствий.
Совершенное Алексеевым П.В. административное правонарушение нельзя признать и малозначительным, поскольку сам факт совершения такого правонарушения посягает на урегулированные Федеральным законом отношения в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Исходя из санкции ч.2 ст.7.32 КоАП РФ, признаваемая законом общественная опасность таких правонарушений высока.
В связи с этим возможность освобождения от административной ответственности по ст.2.9 КоАП РФ отсутствует.
Каких-либо нарушений требований закона при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Алексеева П.В. судом не установлено.
Наказание Алексееву П.В. назначено в пределах санкции ч.2 ст.7.32 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ, судья
р е ш и л а :Жалобу директора Департамента экономического развития, промышленности и торговли Алексеева П.В. оставить без удовлетворения, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от d/mm/yy года - без изменения.
Судья