№12-130/2011



                                                                                                                         12-130/2011

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

8 июля 2011г.

Судья Ленинского районного суда г. Костромы Жуков И.П., рассмотрев жалобу Груздева ФИО8 на постановление по делу об административном правонарушении

Установил:

Постановлением государственного инспектора Верхне-Волжского Управления Ростехнадзора от dd/mm/yy Груздев К.А., будучи <данные изъяты> ОАО «Фанплит», привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, с назначением административного наказании в виде административного штрафа в сумме 2 тыс. руб. на том основании, что при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (КАЗС, склад ГСМ) ОАО «Фанплит» допускается применение контрольно-измерительных приборов с истекшим сроком поверки (ТРК, метршток, мерник), чем нарушаются требования законодательства о промышленной безопасности.

Не согласившись с указанным постановлением, Груздев К.А. подал жалобу на него, в которой просил отменить постановление и прекратить производство по делу на том основании, что приборы, используемые на АЗС ОАО «Фанплит», эксплуатируются только для внутреннего учета ГСМ и не входят в сферу государственного регулирования закона об обеспечении единства измерений, к средствам которого и относятся ТРК, метршток и мерник, а поэтому на соблюдение требований промышленной безопасности они проверятся не должны. Поверка указанных средств может быть лишь добровольная, как и калибровка. ОАО проводит добровольную калибровку указанных средств измерения.

В ходе судебного разбирательства заявитель дополнил обоснование заявленных требований тем, что должностное лицо, вынесшее постановление, является неуполномоченным к этому, РД, нарушение которого вменяется заявителю, не является обязательным к применению и не подлежит применению Ростехнадзором, последний не является органом энергетического надзора, который может применять ст. 9.1 КоАП РФ, в постановлении указано на нарушение закона, которое не содержит указание на средства измерения, заявитель не является субъектом вменяемого ему правонарушения, Межотраслевые правила по охране труда заявитель не мог нарушить, т.к. не отвечает за охрану труда.

В судебном заседании заявитель поддержал требования жалобы по тем же доводам.

Представители Верхне-Волжского Управления Ростехнадзора Марова И.Н. и Ингеройнен Н.А. не согласились с доводами жалобы, пояснив, что ОАО «Фанплит» в январе 2011г. уведомило Управление Ростехнадзора, являющееся уполномоченным органом в т.ч. в области энергетического надзора, о включении в перечень опасных производственных объектов КАЗС, склад ГСМ один из которых расположен по месту нахождения ОАО по адресу: ....., в связи с чем данные объекты подлежат проверке Управлением. В апреле 2011г. инспектором Управления проводилась проверка данных опасных производственных объектов, в ходе которой были выявлены нарушения требований промышленной безопасности, указанные в обжалуемом постановлении. С учетом того, что средства измерения применялись на опасном производственном объекте, они также должны соответствовать требованиям промышленной безопасности, ответственность за соблюдение которых по данным средствам измерения несет заявитель согласно должностной инструкции, что было подтверждено в ходе проверки представителями ОАО.

Изучив материалы дела, выслушав его участников и специалиста, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 3 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Согласно ст. 9 ФЗ работники опасного производственного объекта обязаны соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

Как установлено в судебном заседании, участники административного производства не оспаривается, что КАЗС и склад ГСМ ОАО «Фанплит» относятся к опасным производственным объектам.

Согласно акта проверки от dd/mm/yy ОАО «Фанплит» было выявлено (п. 56) допущение применения контрольно-измерительных приборов с истекшим сроком поверки (ТРК, метршток, мерник), ответственным лицом за что является заявитель.

Акт проверки получен генеральным директором ОАО "Г" dd/mm/yy, возражений на него со стороны ОАО не поступило.

Согласно п. 1.1 Правил (РД 153-39.2-080-01) технической эксплуатации автозаправочных станций, принятых и введенных в действие с 1.11.2001г. приказом Минэнерго РФ от 1.08.2011г. № 229 (в государственной регистрации не нуждается согласно письма Министерства юстиции Российской Федерации от 16.10.2001 N 07/10035-ЮД), настоящий РД устанавливает требования к эксплуатации автозаправочной станции (далее - АЗС), ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке.

Согласно п. 1.2 Правил положения и требования настоящего РД распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые АЗС, которые осуществляют обеспечение нефтепродуктами владельцев транспортных средств, водителей специального автотранспорта и автотранспорта специального назначения, а также для удовлетворения собственных нужд организаций и индивидуальных предпринимателей.

Согласно п. 1.3 Праивл требования РД обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей (в дальнейшем - организации), осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС.

Согласно п. 6.1 Правил топливораздаточные колонки (ТРК) предназначены для измерения объема и выдачи топлива при заправке транспортных средств и в тару потребителя. Класс точности ТРК должен быть не более 0,25.

Согласно п. 6.3 Правил топливораздаточные колонки являются средствами измерения объема топлива и подлежат государственной поверке: первичной - при выпуске из производства или после ремонта и периодической - в процессе эксплуатации в установленном порядке.

Согласно п. 20.3 Правил средства измерений, находящиеся в эксплуатации на АЗС, подлежат государственной поверке.

Согласно п. 20.5 Правил эксплуатация средств измерений осуществляется в соответствии с требованиями соответствующей нормативной технической документации.

Согласно п. 20.8 Правил отступления от требований нормативной технической документации по применению и эксплуатации средств измерения, а также использование неповеренных средств измерения не допускаются.

Таким образом, полагаю установленным, что АЗС ОАО «Фанплит», отнесенная к опасным производственным объектам, должна соответствовать требованиям промышленной безопасности.

Одним из таких требований является соблюдение условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, содержащихся в указанных Правилах (РД).

Из их содержаний следует, что средства измерений, находящиеся в эксплуатации на АЗС, подлежат поверке, а в отношении ТРК определены особые требования (п. 6.3 Правил).

Согласно плану-графику поверки (калибровки) по транспортному цеху ОАО «Фанплит» на АЗС эксплуатируются ТРК, мерник, метрошток, подлежащие поверке (калибровке).

Таким образом, полагаю установленным, что на АЗС ОАО «Фанплит» используются в качестве средств измерения ТРК, мерник, метрошток.

В связи с этим указанные средства в соответствии с вышеприведенными Правилами (РД) подлежат периодической поверке, которая в их отношении не проводилась.

Тем самым, полагаю установленным наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

При этом доводы заявителя в этой части нахожу несостоятельными.

Так, dd/mm/yy ОАО «Фанплит» проведена поверка в т.ч. указанных средств измерений, что косвенно подтверждает понимание предприятием необходимости такой поверки не в добровольном, а в обязательном порядке.

Ссылка заявителя, подтвержденная пояснениями привлеченного в качестве специалиста представителя ТО по Костромской области ЦМТУ Росстандарта "И"., о метрологическом характере требований, которым должны соответствовать указанные средства измерений, не обоснована в связи с тем, что действительно согласно ч. 3 ст. 1 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные требования и которые выполняются при (п. 6) осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.

Однако указанное не умаляет необходимость соответствия тех же средств измерения требованиям промышленной безопасности в случае их эксплуатации на опасном производственном объекте, что и имело место в рассматриваемой ситуации.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от dd/mm/yy N 401, Ростехнадзор является: уполномоченным органом в области промышленной безопасности; органом государственного энергетического надзора, в связи с чем государственный инспектор, вынесший обжалуемое постановление, является уполномоченным на это лицом, а само Управление Ростехнадзора вправе привлекать к ответственности по ст. 9.1 КоАП РФ.

Вышеуказанные Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (РД) являются обязательными, как указано в них самих, государственной регистрации Минюстом России не подлежат, что не умаляет их обязательного для применения характера.

Заявитель является субъектом административного правонарушения, вмененного ему, т.к. согласно его должностной инструкции он обеспечивает организацию учета, поверки (калибровки) средств измерений согласно графикам (п. 2 Основных обязанностей) и выполняет требования промышленной безопасности (п. 14 того же раздела).

Кроме того, как указывалось выше, согласно акта проверки именно заявитель указан ответственным лицом за данное выявленное нарушение, на что со стороны ОАО возражений не последовало.

Наказание заявителю назначено в соответствии с санкцией статьи, является минимальным.

В связи с этим оснований для отмены обжалуемого постановления и прекращения производства по делу не имеется.

Между тем, полагаю необходимым исключить из обжалуемого постановления ссылку на нарушение заявителем п. 6.6.2 ПБ 09-540-03, т.к. данное требование не относится к рассматриваемым средствам измерения, а также на нарушение п. 6.7.2 ПОТ Р № М-021-2002, т.к. оно относится к требованиям по охране труда, которые в ведении Ростехнадзора не находятся.

Однако указанные исключения не изменяют квалификацию действий заявителя и меру его наказания.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Решил:

Постановление государственного инспектора Верхне-Волжского Управления Ростехнадзора от dd/mm/yy в отношении Груздева К.А. по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Груздева К.А. - без удовлетворения.

Исключить из указанного постановления указание на нарушение Груздевым К.А. п. 6.6.2 ПБ 09-540-03 и п. 6.7.2 ПОТ Р № М-021-2002.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский райсуд г. Костромы в течение 10 суток.

    Судья