№ 12-196/2012



                                                                                                          Дело № 12-196/2012 РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

05 июня 2012 года

Судья Ленинского районного суд г. Костромы Шуваева Н.А.,

рассмотрев жалобу ООО КБ «Аксонбанк» на постановление мирового судьи судебного участка № 10 г. Костромы от 16.04.2012 года по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка N 10 г. Костромы от 16.04.2012 года ООО КБ «Аксонбанк» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

В жалобе ООО КБ «Аксонбанк» просит указанное постановление мирового судьи изменить в части назначенного наказания и исключить из мотивировочной части постановления указание о том, что п. 3.4 типовых форм кредитных договоров ООО КБ «Аксонбанк» противоречит п.2 ст. 857 ГК РФ и ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности».

В судебном заседании представитель ООО КБ «Аксонбанк» Королева Ю.Е. жалобу поддержала по указанным в ней основаниям.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области Алексеева Т.В. против удовлетворения жалобы возражала.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей установлено, что dd/mm/yy Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области вынесено предписание об устранении нарушений ст. 16 Федерального закона «О защите прав потребителей» в срок до dd/mm/yy, по ходатайству ООО АК «Аксонбанк» срок продлен до dd/mm/yy. В установленный срок до dd/mm/yy ООО КБ «Аксонбанк» предписание не исполнено. Указанными действиями ООО КБ «Аксонбанк» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Факт совершения ООО КБ «Аксонбанк» административного правонарушения и его виновность (за исключением невыполнения требований предписания в отношении п.3.4 договоров) в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ подтверждены совокупностью исследованных и оцененных мировым судьей доказательств: протоколом об административном правонарушении, копией предписания от dd/mm/yy, копиями типовых форм кредитных договоров «...», «...», «...», «...», «...», «...», «...», «...», кредитными договорами, заключенными с потребителями, которые имеются в материалах дела. Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.

Однако доводы жалобы о незаконности предписания государственного органа об исключении из типовых форм кредитных договоров условия о праве банка передавать свои права по кредитному договору третьим лицам без согласия заемщика (п.3.4 договоров), нахожу обоснованными.

В соответствии со ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

Правила о переходе прав кредитора к другому лицу не применяются к регрессным требованиям (часть1).

Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором (часть 2).

Если должник не был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных этим для него неблагоприятных последствий. В этом случае исполнение обязательства первоначальному кредитору признается исполнением надлежащему кредитору (часть 3).

Согласно ст. 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.

Статьей 386 ГК РФ предусмотрено, что должник вправе выдвигать против требования нового кредитора возражения, которые он имел против первоначального кредитора к моменту получения уведомления о переходе прав по обязательству к новому кредитору.

Таким образом, из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что для перехода к другому лицу прав кредитора согласие должника не требуется, если иное не предусмотрено законом или договором. При уступке требования по возврату кредита (в том числе и тогда, когда цессионарий не обладает статусом кредитной организации) условия кредитного договора, заключенного с гражданином, не изменяются, его положение при этом не ухудшается, гарантии, предоставленные гражданину-заемщику законодательством о защите прав потребителей, сохраняются.

Кроме того, уступка требований, вытекающих из кредитного договора, не нарушает нормативных положений о банковской тайне (статья 26 Закона о банках), так как в соответствии с частью 7 данной статьи цессионарий, его должностные лица и работники обязаны хранить ставшую им известной информацию, составляющую банковскую тайну, и эти лица несут установленную законом ответственность за ее разглашение (в том числе и в виде обязанности возместить заемщику причиненный разглашением банковской тайны ущерб).

В связи с вышеизложенным вывод мирового судьи о виновности ООО КБ «Аксонбанк» в невыполнении предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области в части исключения из типовых форм кредитных договоров ООО КБ «Аксонбанк» пункта 3.4, как противоречащего п.2 ст. 857 ГК РФ и ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и ущемляющего права потребителя, является необоснованным и подлежит исключению из оспариваемого постановления.

Вместе с тем ООО КБ «Аксонбанк» назначено минимальное наказание, предусмотренное ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, поэтому снований для его изменения не имеется.

Руководствуясь ст.30.1-30.11, п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Исключить из мотивировочной части постановления мирового судьи судебного участка № 10 г. Костромы от 16.04.2012 года указание о виновности ООО КБ «Аксонбанк» в невыполнении предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области в части исключения из типовых форм кредитных договоров ООО КБ «Аксонбанк» пункта 3.4, как противоречащего п.2 ст. 857 ГК РФ и ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и ущемляющего права потребителя.

В остальной части постановление мирового судьи оставить без изменения, жалобу ООО КБ «Аксонбанк» - без удовлетворения.

Судья                                             Н.А.Шуваева