№ 12-230/2012



Дело № 12-230/2012

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

21 августа 2012 года

Судья Ленинского районного суда г. Костромы Шуваева Н.А.,

рассмотрев жалобу Потопальской Г. Б. на постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области от dd/mm/yy,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области от dd/mm/yy директор Областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения по городу Костроме» Потопальская Г.Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств» и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 4 000 руб.

Согласно постановлению, директором Областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения по городу Костроме» Потопальской Г.Б. в нарушение ст. 289, 38 и 162 БК РФ, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 190н, бюджетные средства, выделенные бюджету Костромской области из федерального бюджета в виде субвенций на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы на осуществление этих полномочий по расходам на 2011 года, направлены на цели, не соответствующие условиям их получения: за счет средств, выделенных по коду классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», произведены расходы в сумме <данные изъяты> за акустическую систему стерео ... 2х2Вт, черные 10 штук, подлежащие отнесению по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».

В жалобе директор Областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения по городу Костроме» Потопальская Г.Б. просит постановление отменить, обосновывая требования тем, что в группировках и Общероссийского классификатора основных фондов речь идет об аппаратуре радио- и телевизионной передающей и приемной; аппаратуре телефонной и телефонной связи, аппаратуре радиолокационной, к которой нельзя отнести систему стерео ... 2х2Вт, являющуюся составной частью вычислительной техники. Письмом Минфина РФ от 05.02.2010 № 02-05-10/383 определены «Методические рекомендации по применению классификации операций сектора государственного управления», в соответствии с которыми по статье расходов 340 следует относить и акустическую стереосистему ... 2х2Вт, которая может быть использована только с аудиовыходами звуковой карты персонального компьютера (вычислительной техники). Кроме того, в соответствии с письмом Минфина РФ от 05.02.2010 № 02-05-10/383 данное нарушение не может быть квалифицировано как нецелевое использованием бюджетных средств.

В судебное заседание Потопальская Г.Б. не явилась, жалоба рассмотрена с участием ее представителя по доверенности Липина В.Ю., который жалобу поддержал по указанным в ней основаниям.

Представители Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области Ворожейкина Е.В., Новичева А.О., Кузин И.С. против удовлетворения жалобы возражали, поддержали отзыв на жалобу, указывая на то, что пунктом 20 положения «Об учетной политике для целей бухгалтерского учета», утвержденного приказом Центра занятости от dd/mm/yy , предусмотрено, что учет основных фондов ведется в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), согласно которому информационное оборудование предназначено для преобразования и хранения информации, к нему отнесены, в том числе и средства акустического отображения информации. По данным ОКОФ «устройства выходные акустические» предусмотрены под кодом , что относит их к основным фондам. Кроме того, срок полезного использования акустических колонок составляет больше 12 месяцев, что подтверждается товарным чеком от dd/mm/yy (л.д. 81), согласно которому гарантийный срок устанавливается один год с момента приобретения, поэтому в соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» акустическая система стерео ... 2х2Вт должна приниматься к учету в качестве основных средств. Согласно Методическим рекомендациям по применению классификации операций сектора государственного управления (Письмом Минфина РФ от 05.02.2010 № 02-05-10/383) дополнение основанных средств новыми частями, деталями и другими механизмами, которые будут составлять единое целое с этим оборудованием, придадут ему новые дополнительные функции или изменят показатели работы, является дооборудованием, расходы для проведения которого, следует отражать по ст. 310 «Увеличение стоимости основных средств». В данном случае система представляет собой целое, составленное из частей; соединение -множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство. Согласно технической характеристике акустическая система стерео ... 2х2Вт представляет собой мультимедийные настольные стерео колонки начального уровня, обладающие звучанием высоких и средних частот, которые могут быть подключены к любому устройству, свойства которого направлены на передачу звука. Акустическая система является воспроизводителем любого технического устройства, имеющего соответствующий разъем и способного выполнять функцию по передаче преобразуемых в дальнейшем в звуковые волны.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав представителя Потопальской Г.Б., представителей Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области, специалиста Б., полагавшую невозможным отнесение акустической стереосистемы ... к основным средствам, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ использование бюджетных средств получателями бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно ст. 289 БК РФ использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 1 ст. 18 БК РФ для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификации Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу ст. 19 БК РФ в состав бюджетной классификации входит классификация операций сектора государственного управления (далее -Классификация). Порядок применения названной Классификации исходя из пункта 4 ст. 23.1 БК РФ, устанавливается Министерством Российской Федерации.

Реализуя указанные полномочия, Министерство финансов Российской Федерации определяет порядок применения статей и подстатей Классификации. В частности, Министерством финансов Российской Федерации устанавливаются перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи Классификации.

Из материалов административного дела следует, что в ходе проведения поверки Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области в областном государственном казенном учреждении «Центр занятости населения по городу Костроме» установлено нецелевое использование выделенных бюджету Костромской области из федерального бюджета в виде субвенций на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы на осуществление этих полномочий по расходам на dd/mm/yy: за счет средств, выделенных по коду классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», произведены расходы в сумме <данные изъяты> за акустическую систему стерео ... 2х2Вт, черные 10 штук, подлежащие отнесению по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Факт произведенных расходов в сумме <данные изъяты> за акустическую систему стерео ... 2х2Вт, черные 10 штук, за счет средств федерального бюджета в виде субвенций на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения Потопальской Г.Б. не оспаривается.

В соответствии с введением к Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденных постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 года № 359, объектами классификации по ОКОФ являются основные фонды. Группировки объектов в ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами. Общая структура девятизначных кодов для образования группировок объектов в ОКОФ представлена в виде схемы: Х0 000000-раздел; ХХ 000000-подраздел; ХХ ХХХХ000-класс; ХХ ХХХХ0ХХ-подкласс; ХХ ХХХХХХ - вид.

Согласно ОКОФ, вид «Устройства выходные акустические» (статья 14 3221125) относятся к подклассу «Средства радиосвязи, радиовещания, и телевидения общего применения (14 3221010), классу «Средства радиосвязи, радиовещания и телевидения; средства радиолокации и радионавигации» (14 3221000).

Как следует из руководства пользователя Мультимедийной активной акустической системой ..., акустическая система стерео ... 2х2Вт совместима с аудиовыходами звуковой карты ПК, МКЗ, СD и т.д. Вместе с тем доказательств, подтверждающих, что акустическая система стерео ... 2х2Вт может быть совместима с любым устройством радиосвязи, радиовещания, телевидения; средством радиолокации и радионавигации, свойства которого направлены на передачу звука (подкласс 14 3221010, класс 14 3221000), в материалах дела не имеется. Поэтому установить однозначно, что акустическая система стерео ... 2х2Вт должна быть отнесена к коду 14 3221125 данного Классификатора, невозможно.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 05.02.2010 № 02-05-10/383 указано, что в целях правильного применения Классификации, при отнесении материальных ценностей к основным средствам (основным фондам) необходимо учитывать, что реконструкция, дооборудование и модернизация объектов нефинансовых активов приводят к увеличению их балансовой стоимости, при этом необходимо учитывать, что:

к реконструкции относится изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площадок, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения;

к модернизации - совокупность работ по усовершенствованию объекта основных средств, приводящая к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта, осуществляемая путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными;

к дооборудованию - дополнение основных средств новыми частями, деталями и другими механизмами, которые будут составлять единое целое с этим оборудованием, придадут ему новые дополнительные функции или изменят показатели работы, и раздельное их применение будет невозможно.

Однако доказательств, свидетельствующих о том, что расходы на

акустическую систему стерео ... 2х2Вт повлекли реконструкцию, модернизацию либо дооборудование объектов нефинансовых активов в материалах дела также не имеется. Кроме того, в своем отзыве Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области непосредственно указывает, что техническая характеристика акустическая система стерео ... 2х2Вт представляет собой мультимедийные настольные стерео колонки начального уровня, обладающие звучанием высоких и средних частот, которые могут быть подключены к любому устройству, свойства которого направлены на передачу звука.

Из приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 года № 180н, следует, что на статью 340 «Увеличение стоимости материалов» относятся расходы по оплате запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и т.п. Данный перечень не является исчерпывающим.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 года № 157н на основании ст. 165 БК РФ утвержден единый план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий, государственных (муниципальных) учреждений.

В соответствии с п. 38 для учета операций с материальными объектами, относящимися в соответствии с положениями настоящей инструкции к основным средствам, предназначен счет 10100 «Основные средства». Материальные объекты имущества, независимо от их стоимости принимаются к учету в качестве основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.

Пунктом 44 вышеуказанного приказа предусмотрено, что сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается использование в процессе деятельности учреждения объекта нефинансовых активов в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (в запланированных целях. Срок полезного использования определяется, в том числе с учетом гарантийного срока использования объекта.

Указание в оспариваемом постановлении на срок полезного использования акустической стереосистемы больше 12 месяцев, так как гарантийный срок товара установлен один год с момента приобретения, основано на предположениях, поскольку товарный чек от dd/mm/yy данных о сроке полезного использования товара не содержит, а указанный в нем гарантийный срок не превышает 12 месяцев.

При таких обстоятельствах имеющиеся по делу доказательства, исходя из содержания указанных перечней, наименований статей и подстатей Классификации, не позволяют однозначно отнести акустическую систему стерео ... 2х2Вт к виду «Устройства выходные акустические» (код 14 3221125 по ОКОФ), то есть к основным фондам, и, следовательно, к КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств», в связи с чем все сомнения в виновности Потопальской Г.Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.. 15.14 КоАП РФ, подлежат толкованию в ее пользу.

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения толкуются в пользу лица, привлеченного к административной ответственности.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление и решение по делу об административном правонарушении подлежит отмене за недоказанностью обстоятельств, на основании которых они были вынесены.

С учетом изложенного вынесенное в отношении Потопальской Г.Б. постановление нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.75 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области от dd/mm/yy в отношении директора Областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения по городу Костроме» Потопальской Г. Б. отменить.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Н.А.Шуваева