№ 6-203/2010
Вступило в зак. силу 14.09.10 г.
Постановление
По делу об административном правонарушении
17 августа 2010 года
Судья Ленинского районного суда г. Костромы Кукушкина О.Л.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении МУЗ «2-ая городская больница г. Костромы»
Установил:
Департамент здравоохранения Костромской области обратился в суд с заявлением о привлечении МУЗ «2-ая городская больница г. Костромы» к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Заявленные требования Департамент мотивировал тем, что с dd/mm/yy года по dd/mm/yy года в соответствии с приказом Департамента здравоохранения Костромской области № от dd/mm/yy г. проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, в ходе которой установлены грубые нарушения МУЗ «2-ая городская больница г. Костромы» положений Постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности".
По мнению заявителя, в ходе проведенной проверки выявлены нарушения, предусмотренные подпунктами "г" и "з" пункта 5 вышеуказанного Положения, предусматривающие следующее:
-наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг);
-обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам);
Из материалов дела следует, что на основании приказа директора Департамента от dd/mm/yy в отношении МУЗ «2-ая городская больница г. Костромы» проведена внеплановая проверка соответствия качества оказанной МУЗ «2-ая городская больница г. Костромы» медицинской помощи Ш., установленным медицинским стандартам в сфере здравоохранения.
В ходе проверки установлено, что МУЗ «2-ая городская больница г. Костромы» не применялись стандарты оказания медицинской помощи больным с врожденной диафрагмальной грыжей (диагноз диафрагмальной грыжи на стационарном этапе не установлен): выявленные у больной симптомы были расценены как характерные для острого инфекционного гастрита, хотя появление многократной рвоты на фоне уже существующих абдоминальных болей; отсутствие диареи; отсутствие повышенной температуры тела; спокойный эпидемиологический анамнез; нормальное содержание диастазы в моче предполагали вероятность острой хирургической патологии.
Поставленный диагноз острый инфекционный гастрит отсутствует в Международной классификации болезней (код МКБ-10). Клинический диагноз не соответствовал диагнозу паталогоанатомическому.
Стандарты оказания медицинской помощи больным с панкреатитом (код по МКБ-10: К 85) выполнялись не в полном объеме: при наличии болевого синдрома, не назначено анальгетиков (обезболивающих средств), при постановке диагноза панкреатит не назначен обзорный снимок брюшной полости. Ультразвуковое исследование органов брюшной полости, ЭКГ, рентгенограмма легких, биохимические исследования назначены в плановом порядке. При повторном осмотре ребенка после поступления (через 6 часов) не была проведена коррекция лечения (продолжалась обильная дробная водная нагрузка через рот), хотя на фоне проводимого лечения у больной отмечались позывы на рвоту при отсутствии рвотных масс. В дальнейшем в отделении отсутствует динамическое (через 2 часа) наблюдение за ребенком. Таким образом, пропущена возможность своевременной и правильной диагностики острой хирургической патологии.
Не выполнялись стандарты оказания медицинской помощи больным с угрозой развития терминального состояния: дежурным врачом отмечено резкое ухудшение состояния ребенка, однако в течении 30 минут после возникновения угрозы развития терминального состояния до прибытия реаниматолога, в отделении не проводилось каких-либо мероприятий по ликвидации прогрессивного ухудшения состояния ребенка.
Результаты вышеуказанной проверки оформлены комиссией актом от dd/mm/yy года и ведущим специалистом Департамента составлен протокол об административном правонарушении от dd/mm/yy года № в отношении МУЗ «2-ая городская больница г. Костромы» о наличии в его действиях признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Департамента здравоохранения Стрельцова Н.И. заявление поддержала. Дополнительно пояснила, что состав административного нарушения состоит в том, что врачи-педиатры Б. и К., которые оказывали медицинскую помощь ребенку, не имели сертификата врача -инфекциониста, что является нарушением п.п. «г» пункта 5 Положения. Оказанная медицинская помощь не соответствовала по качеству выполняемых работ и услуг установленным требованиям и стандартам, в частности, не применялись стандарты оказания медицинской помощи больным с врожденной диафрагмальной грыжей, что не соответствует приказу Минздравсоцразвития РФ от 04.04.2006 № 248 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с врожденной диафрагмальной грыжей»; приказу Минздравсоцразвития РФ от 04.04.2006 № 244 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с другими пороками развития диафрагмы»; приказу Минздрава РФ от 27.05.1997 г. № 170 «О переходе органов и учреждений здравоохранения РФ на международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем десятого пересмотра; от 25.05.1998 № 2000/52-98 «Об утверждении инструкции по использованию международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем десятого пересмотра»; приказу Минздравсоцразвития РФ от 04.09 2006 г. № 635 «Стандарт медицинской помощи больным с острым панкреатитом»; от 13.11.2007 г. № 699 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с острым панкреатитом (при оказании специализированной помощи»; нарушены методические указания № 2000/14 «Сердечно-легочная реанимация», утвержденные Министерством здравоохранения РФ 22.06.2000 г., что не соответствует п.п. «з» п. 5 Положения.
Данные обстоятельства подтверждаются первичной медицинской документацией ( медицинской картой № Ш.)
Представитель МУЗ «2-я городская больница г. Костромы» Смирнова Л.Н. возражала против привлечения больницы к административной ответственности за отсутствием состава административного правонарушения. Обстоятельства, обнаруженные в ходе внеплановой документарной проверки качества оказания медицинской помощи и изложенные в Протоколе № от dd/mm/yy года об административном правонарушении нельзя отнести к грубым нарушениям требований и условий лицензионных требований, следовательно, МУЗ «2-ая городская больница г. Костромы» не подлежит к привлечению к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ,
Выслушав стороны, изучив материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Из материалов дела следует, что согласно лицензии от dd/mm/yy года №, выданной в установленном законом порядке МУЗ «2-ая городская больница г. Костромы» имеет право осуществлять следующие виды медицинских работ и услуг: доврачебная помощь: диетология, лабораторная диагностика, лечебная физкультура, медицинский массаж, медицинская статистика, операционное дело, рентгенология, сестринское дело, сестринское дело в педиатрии, стоматология, физиотерапия, функциональная диагностика, анестезиология и реаниматология. Стационарная помощь, в том числе в условиях дневного стационара: акушерство и гинекология, анестезиология и реаниматология, дерматовенерология, инфекционные болезни, клиническая лабораторная диагностика, лечебная физкультура и спортивная медицина, неврология, мануальная терапия, рефлексотерапия, отоларингология, офтальмология, психиатрия, рентгенология, терапия, гастроэнтерология, диетология, кардиология, пульмонология, трансфузиология, ультразвуковая диагностика, функциональная диагностика, физиотерапия, хирургия, урология, эндоскопия, эндокринология, педиатрия, эпидемиология, ревматология. Прочие работы и услуги: организация сестринского дела, общественное здоровье и организация здравоохранения, гипер- (гипо) барическая оксигенация, экспертиза временной нетрудоспособности, экспертиза (контроль) качества медицинской помощи, бактериология.
Согласно учредительным документам МУЗ «2-ая городская больница г. Костромы» в сфере медицинских работ и услуг в ДИБО №1 ( детское инфекционно боксированное отделение) осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли.
Установив в действиях МУЗ «2-ая городская больница г. Костромы» нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, в его отношении был составлен административный протокол № от dd/mm/yy года, который послужил основанием для обращения в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна),- влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
В силу Примечания к названной статье КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года № 30 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, согласно пункта 5 которого лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;
б) наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;
в) наличие у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;
г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг);
д) повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет;
е) соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
ж) соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности;
з) обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам);
и) соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке;
к) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;
л) ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации.
В соответствии с п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" и "е" - "з" пункта 5 настоящего Положения.
В протоколе № об административном правонарушении, составленным должностным лицом Департамента dd/mm/yy делается ссылка о нарушении МУЗ «2-ая городская больница г. Костромы» Постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности", а именно подпунктов "г" и "з" пункта 5 данного Положения.
Данные нарушения не нашли своего подтверждения в материалах дела, не установлены они и в суде.
Согласно штатному расписанию больницы в детском инфекционно боксированном отделении № 1 больницы имеют право работать, в том числе врачи-педиатры, что соответствует штатным нормативам, утвержденным приказом Минздрава СССР от 06.06.1979 года № 600.
Из представленных документов следует, что врачи-педиатры Б. и К. имеют высшее медицинское образование. Они прошли все необходимые для работы учебы, что подтверждается соответствующими сертификатами и свидетельствами.
В соответствии с квалификационными характеристиками врачей-специалистов различных профилей, утвержденных приказом Минздрава СССР от 21.07.1988 г. № 579 врач-педиатр является специалистом широкого профиля, который должен обладать специальными знаниями и умениями, в том числе, и в области болезней инфекционного и паразитарного характера.
Имеющиеся в деле сертификаты по повышению квалификации у К. и Б. является действующими (у Б. до dd/mm/yy года, у К. до dd/mm/yy года).
Стрельцова Н.И., утверждая в суде, что данные врачи, работая в детском инфекционном отделении, должны были иметь также сертификат специалиста-инфекциониста, не привела соответствующих нормативных документов, предписывающих данные положения. Отсутствуют ссылки на нормативные документы, в этой части, и в протоколе об административном правонарушении №. При этом Стрельцова Н.И. ссылалась лишь на общие нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" и Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, которые носят бланкетный характер.
В обоснование соблюдения лицензионных требований и условий, установленных в подпункте «з» пункта 5 Положения о лицензировании, о наличии документов, подтверждающих осуществление контроля за соответствием качества выполняемых работ и услуг, МУЗ «2-ая городская больница г. Костромы» представила Положение о ведомственном контроле качества медицинской помощи в условиях обязательного медицинского страхования Костромской области, утвержденное Приказом Департамента здравоохранения Костромской области, КОФОМС от 16.12.2008 г. № 725/347; Положение об организации работы врачебной комиссии и контроле качества медицинской помощи (Приказ № 99»г» от 06.05.2010 года); Приказ МУЗ 2-я городская больница № 219 от 30.12.2009 года о контроле качества оказания медицинской помощи в случаях летально исхода.
Из пояснений Стрельцовой Н.И. следует, что Департаментом весной текущего года в МУЗ «2-ая городская больница г. Костромы» проводилась проверка нормативной базы, регулирующей порядок осуществления внутриведомственного контроля за соответствием качества оказываемых медицинских работ (услуг), и нарушений в этой части не выявлено. Нарушения подпункта «з» п. 5 Положения о лицензировании представитель Департамента мотивировала не отсутствием контроля за соответствием качества оказываемых медицинских услуг, а несоответствием самого качества выполняемых работ и услуг установленным требованиям и стандартам.
Однако доводы Департамента является ошибочными.
Статьей 19.20 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии). Объектом административных правоотношений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается правовой режим деятельности, не связанной с извлечением прибыли. Проявлениями объективной стороны являются осуществление деятельности: без специального разрешения ( лицензии; с нарушением требований или условий специального разрешения ( лицензии); с грубым нарушением требований или условий специального разрешения.
Норма данной статьи находится в разделе административных правонарушений, направленных против порядка управления, а не нарушений, посягающих на здоровье населения, к каковым можно отнести некачественное и неквалифицированное оказание медицинской помощи. Данные вопросы разрешаются в ином судебном порядке.
Приказы Минздравсоцразвития РФ, на которые ссылается лицензионный орган № 248 от 04.04.2006, № 244 от 04.04.2006, № 635 от 04.09.2006, № 699 от 13.11.2007 года носят рекомендательных характер, следовательно, не устанавливают обязательные к исполнению требования ( стандарты) № 170 от 27.05.1997 года и № 2000/52-98 от 25.05.1998. Данные нормативы рекомендованы руководителям специализированных медицинских учреждений, к каковым МУЗ « 2-ая городская больница г. Костромы» не относится.
В приказах Минздравсоцразвития РФ № 170 от 27.05.1997 и № 2000/52-98 от 25.05.1998 г. также отсутствуют установленные требования либо стандарты. Приказ № 170 устанавливает основные мероприятия по переходу органов и учреждений здравоохранении ПФ на МКБ-Х, Приказ № 2000/52-98 утверждает инструкцию, которая предназначена для использования в органах и учреждениях здравоохранения при обучении медицинского персонала работе с МКБ-10
Методические указания № 2000/104 от 22.06.20000 не относятся к нормативным правовым актам и их несоблюдение не может являться основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В силу частей 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, лицензионным органом не представлено суду надлежащих доказательств, свидетельствующих о грубых нарушениях требований или условий лицензии МУЗ «2-ая городская больница г. Костромы», предусмотренных п.п. «г» и «з» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности.
Кроме того, протокол № от dd/mm/yy года в нарушение п.2 ст. 28.2 КоАП РФ не содержит сведений о времени совершения административного правонарушения (имеются ссылки только на даты проведения проверки) вследствие чего не представляется возможным определить срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности.
С учетом изложенного, суд не находит правовых оснований для привлечения МУЗ «2-ая городская больница» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ за отсутствием его состава.
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23.1., КоАП РФ, судья
Постановил:Производство по делу о привлечении Муниципального учреждения здравоохранения 2-ая городская больница города Костромы к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить
Постановление может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение 10 суток со дня вручения (получения) его копии.
Федеральный судья_____________________ Кукушкина О.Л.