о понуждении к действию



Дело № 2-1311/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

города Кемерово 27 июня 2011 года.

Ленинский районный суд города Кемерово в составе председательствующего судьи Сапрыкиной Т.В., при секретаре Ивановой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Кемерово в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 174 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников», Администрации г.Кемерово о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Кемерово обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению №174 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников», Администрации г.Кемерово о понуждении к совершению действий. Свои требования мотивирует тем, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Кемеровской области при проведении проверки МДОУ 174 в апреле 2009 года выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Руководителю дошкольного учреждения вынесено предписание № 209-ОЛ от 29.04.2009 года с требованием устранить выявленные нарушения в срок до 01.12.2010 года. В результате проведенной в период с 13.01.2011 года по 17.01.2011 года проверки по контролю выполнения вышеуказанного предписания, специалистами Роспотребнадзора выявлен факт не выполнения предписания, а именно нарушение п.2.1.12 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», п. 3.9, 3.9.1 СанПиН 2.4.1.2660 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях», поскольку на всех игровых площадках отсутствуют теневые навесы с трехсторонним ограждением. Учредителем и собственником имущества муниципального дошкольного образовательного учреждения № 174 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» является Администрация г.Кемерово. Несоблюдение МДОУ № 174 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» санитарно-эпидемиологических правил и норм ставит под угрозу здоровье воспитанников данного учреждения, а так же нарушает важнейшие конституционные принципы о праве на охрану жизни и здоровья граждан.

Просит обязать МДОУ № 174 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» совершить определенные действия по устранению нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства: установить на всех игровых площадках МДОУ №174 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» теневые навесы с трехсторонних ограждением; обязать Администрацию г.Кемерово совершить определенные действия по финансированию расходов МДОУ №174 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» на совершение вышеперечисленных действий в той части, в которой собственных денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения, недостаточно; установить ответчикам срок для совершения вышеперечисленных действий.

В судебном заседании истец – помощник прокурора Ленинского района г.Кемерово Самохина М.В. исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика МДОУ № 174 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» Соломина Е.В., действующая на основании приказа №75 от 03.03.2009 года, в судебном заседании исковые требования признала, суду пояснила, что не оспаривает выявленное нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства в виде отсутствия на всех игровых площадках теневых навесов с трехсторонним ограждением. Предписание Роспотребнадзора не исполнено в виду недостаточности у МДОУ №174 денежных средств на устранение нарушения. Собственником имущества учреждения является Администрация г.Кемерово, до сведения которой доведена необходимость устранения нарушений. Финансирование данного мероприятия поставлено в план на 2012 год.

Представитель ответчика Администрации г.Кемерово Демчук К.П., действующая на основании доверенности № 01-32/971 от 30.05.2011 года, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что устранение указанных прокурором нарушений не входит в круг обязанностей Администрации г.Кемерово. В соответствии со ст.120 ГК РФ Администрация г.Кемерово, как собственник имущества МДОУ №174 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников», не несет ответственности по обязательствам указанного бюджетного учреждения. Предписаний Администрации г.Кемерово надзорные органы не выдавали, однако ответчик может оказать МДОУ материальную помощь, в связи с чем расходы по установке теневых навесов внесены в план на 2012 год, смета на 2011 год уже утверждена и изменению не подлежит.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области Григорьев М.И., действующий на основании доверенности № 01-М/01-11 от 11.01.2011 года, в судебном заседании с иском согласился, суду пояснил, что 29.04.2009 года МДОУ №174 вынесено предписание с требованием устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 01.12.2010 года. В результате проведенной в период с 13.01.2011 года по 17.01.2011 года проверки по контролю выполнения вышеуказанного предписания специалистами Роспотребнадзора выявлен факт невыполнения предписания, а именно нарушение п.3.9,3.9.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях», поскольку на всех игровых площадках отсутствуют теневые навесы с трехсторонним ограждением. Теневые навесы предусмотрены для защиты детей от солнца и иных неблагоприятных природных явлений, иных способов защиты не существует.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.3.9, п.3.9.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв.м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв. м. Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами на расстоянии не менее 15 см от земли или выполнить из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей. Теневые навесы для детей для детей младенческого и раннего возраста и дошкольного возраста в I, II, III климатических районах ограждают с трех сторон, высота ограждения должна быть не менее 1,5 м.

Согласно ст. 28 п.1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно ст. 51 п.1 Закона РФ «Об образовании» от 10июля1992года N3266-1, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно ст.32 ч.1, ст. 32 п.2 п.п.1 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Согласно ст.29 п.6.1 Закона РФ «Об образовании», финансирование муниципальных образовательных учреждений на содержание зданий и коммунальных расходов осуществляется из местных бюджетов.

Согласно ст. 51 п.7 Закона РФ «Об образовании», ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Согласно ст.120 п.2 абз.6 ГК РФ (в редакции ФЗ от 08.05.2010 N 83-ФЗ), бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Согласно ст. 33 п. 12 Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года.

Согласно ст.120 п.2 абз.4 ГК РФ (в ред. ФЗ от 03.11.2006 N 175-ФЗ), частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Из предписания Роспотребнадзора № 209-ОЛ от 29.04.2009 года усматривается, что при обследовании МДОУ №174 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» были выявлены пять нарушений санитарно-эпидемиологических норм, в том числе нарушение п.2.1.12 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений». В срок до 01.12.2010 года предложено установить на игровых площадках всех групп теневые навесы с 3-х сторонним ограждением (л.д.12 - 13). Наличие вышеуказанного нарушения подтверждается также актом по результатам мероприятий по надзору (26 – 30).

В ходе проверки 17.01.2011 года установлено, что МДОУ №174 не выполнено требование предписания № 209-ОЛ от 29.04.2009 года об установлении на игровых площадках всех групп теневых навесов с 3-х сторонним ограждением в соответствии с п. 2.1.12 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений». С момента введения (с 01.10.2010 года) СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» п.2.2.12 изменен на п.3.9, 3.9.1. Ответственность за невыполнение предписания возложена на заведующую МДОУ №174 Соломину Е.В. (л.д. 7 - 11,14 - 16)

22.02.2011 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области вынесено предписание об устранении в срок до 01.03.2013 года выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства: ст.28 ч.1 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.9, 14.6, 8.3, 8.4, 9.5 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержании и организации режима работы в дошкольных организациях», п.3.3, 3.10 СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (л.д. 38 – 40).

Согласно п. 3.2. Устава МДОУ № 174 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников», учредителем учреждения является администрация г. Кемерово в лице комитета по управлению муниципальных имуществом г. Кемерово.

Согласно п.3.4. Устава, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник муниципального имущества (л.д. 17 – 25).

Из плана восстановления теневых навесов следует, что бюджетом Администрации г.Кемерово на 2012 год предусмотрены расходы на установление теневых навесов в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 174» (л.д. 35 – 37).

Учитывая, что сторона ответчика не отрицает наличие выявленного нарушения, что также подтверждается письменными материалами дела, суд приходит к выводу о необходимости обязать МДОУ № 174 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: установить на всех игровых площадках МДОУ № 174 теневые навесы с трехсторонним ограждением. При этом суд полагает правильным обязать Администрацию г.Кемерово как собственников имущества учреждения совершить определенные действия по финансированию расходов МДОУ № 174 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» на совершение вышеперечисленных действий в той части, в которой собственных денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения.

Ссылку представителя Администрации г.Кемерово на положения абзаца 6 пункта 2 статьи 120 ГК РФ (в редакции ФЗ от 08.05.2010 N 83-ФЗ), исключающего субсидиарную ответственность собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения, суд находит несостоятельной, поскольку нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МДОУ № 174 были выявлены до 01.01.2011 года.

При определении срока для устранения выявленного нарушения в соответствии со ст.206 ГПК РФ суд учитывает, что для выполнения заявленных требований необходимо согласование сметы бюджетных расходов Администрации

г.Кемерово, принимая во внимание, что расходы на установление теневых навесов в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 174» включены в план бюджетных расходов на 2012 год, суд полагает правильным установить срок для устранения нарушения до 01.07.2012 года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Кемерово в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 174 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников», администрации г.Кемерово о понуждении к совершению действий,

удовлетворить.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 174 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: установить на всех игровых площадках МДОУ № 174 теневые навесы с трехсторонним ограждением.

Обязать Администрацию г.Кемерово совершить определенные действия по финансированию расходов муниципального дошкольного образовательного учреждения № 174 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» на совершение вышеперечисленных действий в той части, в которой собственных денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения.

Установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий до 01.07.2012 года.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Судья Сапрыкина Т.В.

Мотивированное решение изготовлено 01.07.2011 года.