Именем Российской Федерации г.Кемерово **.**,** Ленинский районный суд г.Кемерово, Кемеровской области в составе: председательствующего судьи Орловой О.В., при секретаре Новиковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово гражданское дело по заявлению Галаева В.В. об отмене решения № ** окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № ** об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов 5 созыва УСТАНОВИЛ: Галаев В.В. обратилась в суд с заявлением об отменен решения № ** окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № ** об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов 5 созыва. Требования заявления мотивированы тем, что **.**,** он в соответствии со статьями 23-25, 27 Закона Кемеровской области от 30 мая 2011 года № 54-03 в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № ** сдал документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов пятого созыва, а именно подписи в поддержку выдвижения. **.**,** ему вручили решение № ** от **.**,** об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов со ссылкой на п. 6-7 ст. 27, п. 7-10, 13 ст. 29 Закона Кемеровской области «О выборах в органы местного самоуправления Кемеровской области», решение от 30.01.2012 года № 4/17 «О количестве проверяемых подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах», с указанием, что в итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов из 115 представленных подписей недостоверными являются 98 подписей, или 82,5%, что явилось единственным основанием для отказа в регистрации. Для сбора подписей он привлек людей, состав которых был отражен в списке сборщиков подписей. Подписи были собраны в количестве, установленном п.1 ст.72 Закона кемеровской области «О выборах в органы местного самоуправления Кемеровской области» и составили 115 подписей граждан, зарегистрированных на данном избирательном округе в порядке, сроки и по формам, установленным п.27 вышеуказанного закона. Считал, что проверка рабочей группы была проведена формально, без привлечения заинтересованных специалистов определенных служб по соответствию паспортных данных избирателей с фактическим проживанием их на округе. В документах не были отражены состав рабочей группы, факты выборочной проверки, не было заблаговременного приглашения на заседания рабочей группы, избирательной комиссии по проверке достоверности подписных листов с приглашением сборщиков подписей. **.**,** он был приглашен телефонным звонком в комиссию, где ему предъявили итоговый протокол о заседании рабочей группы по проверке подписи листов, на заседании был зачитан итоговый протокол рабочей группы без рассмотрения его вопросов и членов рабочей группы. **.**,** он был вызван телефонным звонком в окружную избирательную комиссию, где было выдано решение № ** от **.**,**. Считал, что нарушения п. 6-7 ст. 27, и 7-10, 13 ст. 29 Закона Кемеровской области «О выборах в органы местного самоуправления Кемеровской области», изложенные в итоговом протоколе проверки подписных листов документально не подтверждены. Протокол проверки не заблаговременно, не менее чем за 2 дня до заседания комиссии, был ему вручен, ведомость проверки в которой называются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, а также же официальных документов( письменные заключения специалистов и экспертов), на основании которых подписи были признаны недостоверными и недействительными также не вручались. Экспертное заключение от **.**,** не было положено в основу оспариваемого решения, с заключением эксперта он ознакомлен не был, то данное экспертное заключение, полученное вне рамок судебного процесса, не является ни относимым, ни допустимым доказательством. В заключении делается упор на тот факт, что в графах подписных листов даты сбора подписей составлены одним и тем же лицом. Однако и этот факт не был основанием для отказа в регистрации его в качестве кандидата в депутаты, так как не заложен в основу принятого решения. Согласно п.6 ст.27 Закона Кемеровской области «О выборах в органы местного самоуправления Кемеровской области» данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату её внесения, могут вноситься по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Не отрицал и сборщики подписей могут подтвердить данный факт о том, что по просьбе избирателей они ставили своей рукой даты сбора подписей. Просил суд решение № ** **.**,** окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № ** отменить, зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов пятого созыва. В судебном заседании Галаев В.В. и его представитель Чупин И.Г., действующий на основании доверенности от **.**,**, на доводах заявления по вышеизложенным основаниям настаивали. Председатель окружной избирательной комиссии Никитина Е.И. считала заявленные требования необоснованными, поскольку процедура не была нарушена. **.**,** Галаевым В.В. были сданы документы, подписи в поддержку выдвижения. Поскольку при визуальном осмотре подписных листов было видно, что даты и данные написаны одной рукой, то все подписные листы отправили на экспертизу. **.**,** была получена экспертиза, в результате которой сомнения нашли подтверждение, т.к. в графу «дата внесения подписи» сведения внесены не собственноручно избирателями. В результате число недостоверных и недействительных подписей из числа проверенных подписей избирателей составляет 85,2%, что является основанием для отказа в регистрации в кандидаты Кемеровского городского Совета народных депутатов согласно ст. 27, 29 Закона КО «О выборах в местные органы самоуправления в Кемеровской области». Итоговый протокол оформлен **.**,**, так как до выборов оставалось 5 дней, копия выдана Галаеву В.В. под роспись, где он указал, что не согласен. Считала сведения, представленные в подписных листах не достоверными, не действительными, поскольку граждане должны иметь регистрацию в границе данного округа, а не просто фактически там проживать. Согласно ст. 9 п. 4 Закон Кемеровской области «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка. Кроме того, часть сведений об избирателях не соответствуют действительности, что было проверено с помощью системы ГАС «Выборы». Выслушав участников процесса, с учетом мнения прокурора, полагавшего правильным отказать в удовлетворения требований заявления, исследовав представленные доказательства, суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п.8,11 ст.37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. В соответствии с положениями ст.9 Закон Кемеровской области от 30.05.2011г. № 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» в целях реализации прав избирателей соответствующими комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи по форме, установленной избирательной комиссией Кемеровской области. При проведении выборов главы муниципального образования списки избирателей составляет избирательная комиссия муниципального образования, при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования списки составляет окружная избирательная комиссия. В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка Список избирателей составляется соответствующей избирательной комиссией, в том числе с использованием ГАС «Выборы», отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом. Лица, представляющие сведения об избирателях, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления. Согласно ст.24 данного закона выдвижение кандидата, списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 6, 8, 10 статьи 30 настоящего Закона. Из ст.25 вышеуказанного закона следует, что сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов производится в период, установленный пунктом 3 статьи 27 настоящего Закона. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, представляет в избирательную комиссию, в полномочиях которой находится вопрос его регистрации, документы о его выдвижении и прочие документы в порядке, установленном настоящей статьей, статьями 23, 24 и 68 настоящего Закона. Документы, представленные при выдвижении кандидата, не подлежат возврату кандидату. После представления в соответствующую избирательную комиссию документы по выдвижению кандидата отзыву кандидатом не подлежат. На основании ст. 27 данного закона право сбора подписей избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, утверждается избирательной комиссией, организующей выборы, в соответствии с пунктом 1 статьи 72 и пунктом 1 статьи 82 настоящего Закона. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными. Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, может заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств соответствующего избирательного фонда. Кандидат, избирательное объединение обязаны составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей. Сбор подписей избирателей осуществляется посредством их внесения в подписные листы. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Согласно ч.3 ст. 28 Закон Кемеровской области от 30.05.2011г. № 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» при приеме документов для регистрации соответствующая избирательная комиссия выдает кандидату, иному лицу, представившему документы за кандидата в соответствии с пунктом 3 статьи 68 настоящего Закона, документ, который подтверждает прием представленных документов и в котором указываются дата и время приема. В случае представления подписных листов в этом документе указываются также количество принятых подписных листов и заявленное количество подписей избирателей. В соответствии со ст. 29 вышеуказанного закона избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов, предусмотренного настоящим Законом. Если кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим кандидатов, список кандидатов, представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения, избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением, в соответствии с настоящим Законом. Избирательная комиссия обязана обратиться с представлением о проверке достоверности данных и сведений, представляемых в соответствии с настоящим Законом, в соответствующие органы, которые обязаны в течение десяти дней, а за десять и менее дней до дня голосования - в срок, установленный комиссией, сообщить избирательной комиссии о результатах проверки. К проверке могут привлекаться в том числе эксперты из числа специалистов органов внутренних дел. Заключения экспертов, изложенные в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии Кемеровской области может использоваться ГАС «Выборы», включая регистр избирателей. Если необходимое для регистрации количество подписей не превышает 200 подписей, проверке подлежат все подписи. Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, списки кандидатов должны быть извещены о времени проведения жеребьевки и проверки подписных листов. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. Недействительными признаются, в том числе в случаях: - подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе; - подписи избирателей, даты внесения которых не внесены собственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; - подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 27 настоящего Закона; - подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществившим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; Если суммарное количество недостоверных и недействительных подписей, выявленных при выборочной проверке, составит 10 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается. По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии. Внесение изменений в протокол после принятия решения не допускается. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не менее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов. Если количества достоверных подписей избирателей недостаточно или количество недостоверных или недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией протокола заверенную руководителем рабочей группы ведомость проверки, в которой называются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными или недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых каждая из таких подписей содержится, а также копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными или недействительными. Согласно ст.30 данного закона избирательная комиссия в течение 10 дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата по избирательному округу, списка кандидатов по единому округу документов обязана принять решение о регистрации кандидата по избирательному округу, списка кандидатов по единому округу или мотивированное решение об отказе в регистрации указанного кандидата, списка кандидатов. Приняв решение об отказе зарегистрировать кандидата, список кандидатов, организующая выборы избирательная комиссия обязана в течение суток с момента его принятия выдать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Судом установлено, что **.**,** в окружную избирательную комиссию Галаевым В.В. как кандидатом в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов при самовыдвижении было сдано 8 подписных листов, содержащих 115 заявленных подписей в поддержку кандидата, протокол об итогах сбора подписей на 1 листе, список лиц, осуществляющих сбор подписей на 1 листе (л.д.л.д.20-29,30,30 оборот, 31 оборот). Из заключения эксперта от **.**,** ГУ МВД России по КО экспертно-криминалистического центра отдела по обслуживанию г.Кемерово следует, что на основании обращения председателя избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № ** Никитиной Е.И. была проведена почерковедческая экспертиза 8 подписных листов кандидата в депутаты Галаева В.В. При исследовании вопроса одним либо разными лицами выполнены цифровые рукописные записи в графе «Дата внесения подписи» в представленных на исследование подписных листах эксперт пришел к следующим выводам, что «исследуемые цифровые рукописные записи, расположенные в графе «Дата внесения подписи» лист №1, графа №№1,2,3,4,5,6,7,9,10; лист №2 (графа №№2,3,4,5,6,8,9,10); лист №3 графа №№1,2,3,4, вероятно выполнены одним лицом. Исследуемые цифровые рукописные записи, расположенные в графе «Дата внесения подписи» лист №1, графа №8; лист №8 графа №№12,13,14,15,16,17,18,19,20, вероятно выполнены другим лицом. Исследуемые цифровые рукописные записи, расположенные в графе «Дата внесения подписи» лист №1 (графа №7); лист №3, графа №№5,6,7,8,9,10, вероятно выполнены третьим лицом. Исследуемые цифровые рукописные записи, расположенные в графе «Дата внесения подписи» лист №4; №5; №6 (графа №№11,12,13,14,15,16,17,18,19,20); №7, №8 (графа №№ 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10), вероятно выполнены четвертым лицом» (л.д.60-66,71). Из показаний свидетелей Н., Ю. следует, что данные кандидатов согласно сведений коменданта общежития, в том числе дату внесения подписи они осуществляли самостоятельно по просьбе избирателей, в нарушение порядка, предусмотренного ст.29 Закон Кемеровской области от 30.05.2011г. № 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области», что является основанием для признания подписей, даты внесения которых не внесены собственноручно избирателями недействительными. Кроме того, для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, по решению избирательной комиссии использовались системой ГАС «Выборы», включая регистр избирателей. В ходе проверки было установлено, что у избирателей П., З., Б., В., А., содержаться ошибки в данных о регистрации по месту жительства, избиратели К., Д. – имеют регистрацию по месту пребывания, И. регистрации ни по месту жительства, ни по месту пребывания не имеет, в паспортных данных избирателей З., П. неверно указаны паспортные данные, избиратели Р., Ш., У., Т. не являются избирателями данного избирательного округа, поскольку имеют регистрацию по месту жительства на ином избирательном округе (л.д.79). **.**,** в 10-дневный срок со дня приема необходимых для регистрации кандидата по избирательному округу документов окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Кемеровского городского Совета народных депутатов 5 созыва одномандатного избирательного округа № ** приняла решение № ** об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Галаева В.В. на основании данных итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов Галаева В.В., так как при проверке 115 подписей недостоверными и недействительными были признаны 98 подписей, или 85,2%. Действительными - 17 подписей избирателей, что является в соответствии со ст.27,29 Закона Кемеровской области «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов. Контроль за выполнением решения, в том числе выдать копию возложен на секретаря ОИК К. (л.д.5-6,7). Галаев В.В. не отрицал, что **.**,** он принимал участие в заседании рабочей группы, где был зачитан итоговый протокол. **.**,** ему ОИК было выдано решение № ** от **.**,** Доказательств, что заявителю было отказано в выдаче одновременно с копией протокола заверенной руководителем рабочей группы ведомости проверки, в которой называются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными или недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых каждая из таких подписей содержится, а также копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными или недействительными в соответствии со ст.56 ГПК РФ суду не представлено. Поскольку рабочей группой была проведена проверка достоверности данных, содержащихся в подписных листах и сведений, представленных кандидатом в депутаты Галаевым В.В. предусмотренными законом способами, в том числе с привлечением эксперта экспертно-криминалистического центра отдела по обслуживанию г.Кемерово ГУ МВД России по КО, в соответствии с действующим законодательством с участием заявителя в предусмотренные сроки был составлен итоговый протокол, на основании которого согласно ст.30 Закона Кемеровской области «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» заявителю было отказано в регистрации кандидатом в депутаты при наличии 85,2% недействительных подписей, то оснований для отмены оспариваемого решения нет. Так как в удовлетворении требований Галаева В.В. в части отмены решения № ** окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № ** об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов 5 созыва отказано, то в части требований о регистрации заявителя кандидатом в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов 5 созыва следует отказать. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении требований заявления Галаева В.В. об отмене решения № ** окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № ** об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов 5 созыва отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Ленинский районный суд г.Кемерово в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в течение 5 дней в окончательной форме. Судья: О.В.Орлова Мотивированное решение суда изготовлено **.**,**