о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка



Дело № 2-1141/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Кемерово 31 мая 2012 года.

Ленинский районный суд г.Кемерово в составе председательствующего судьи Сапрыкиной Т.В., при секретаре Ивановой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Плотникова Георгия Павловича о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Плотников Г.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации Кемеровского муниципального района об отказе в предоставлении земельного участка. Свои требования мотивирует тем, что он, являясь ветераном боевых действий, 16.01.2012 года обратился к главе Кемеровского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность для индивидуального строительства земельного участка, расположенного по адресу: .... 10.04.2012 года в адрес заявителя было направлено письмо заместителя главы Кемеровского муниципального района, в котором сообщалось, что данный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1.1-ИВ3 - жилой зоне с малоэтажными жилыми домами постоянного проживания с ограниченным или развитым личным подсобным хозяйством, с ограничением использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения 3 пояса, а также расположен в границах инженерно-транспортного коридора, где запрещается строить объекты жилищно-гражданского назначения, в связи с чем в предоставлении земельного участка Плотникову Г.П. было отказано. Считает, что у администрации Кемеровского муниципального района не имелось правовых оснований для отказа в предоставлении земельного участка, поскольку указанные в письме заместителя главы Кемеровского муниципального района обстоятельства, не подпадает под перечень случаев отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных ст. 28 п.4 Земельного Кодекса РФ. С учетом изменения заявленных требований просит признать незаконным решение администрации Кемеровского муниципального района об отказе Плотникову Г.П. в бесплатном предоставлении для индивидуального строительства земельного участка, расположенного по адресу: ...; обязать администрацию Кемеровского муниципального района предоставить Плотникову Г.П. для индивидуального строительства земельный участок, расположенный по адресу: ...; взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Заявитель Плотников Г.П., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 14).

В судебном заседании представитель Плотникова Г.П. – Зайцев М.В., действующий на основании доверенности от 20.12.2011 года, требования заявителя поддержал по изложенным выше основаниям.

Представитель администрации Кемеровского муниципального района Колыбина Е.В., действующая на основании доверенности №795 от 28.12.2011 года, в судебном заседании требования заявителя не признала, суду пояснила, что 01.02.2012 года Плотников Г.П. обратился в администрацию Кемеровского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: .... Заявление Плотникова Г.П. было передано в управление архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального района с целью выяснения возможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства с учетом градостроительных норм. В соответствии с заключением управления архитектуры и градостроительства №681 от 03.04.2012 года, в возможности формирования данного земельного участка было отказано в связи с его нахождением его в инженерно-транспортном коридоре (на дороге). На основании данного заключения 10.04.2012 года в предоставлении земельного участка Плотникову Г.П. было отказано. Считает, что отказ администрации в предоставлении заявителю земельного участка является законным и обоснованным, поскольку в силу п.п.1.3,2.5. Порядка бесплатного предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.05.2010 N 176, в редакции от 08.07.2010 года, действовавшей на момент принятия обжалуемого решения, наличие заключения о невозможности предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в предоставлении земельного участка. Помимо заключения управления архитектуры и градостроительства №681 от 03.04.2012 года, обстоятельства нахождения земельного участка в инженерно-транспортном коридоре подтверждается ситуационным планом местности, представленным управлением архитектуры и градостроительства. Отказ в предоставлении земельного участка соответствует требованиям земельного и градостроительного законодательства, поскольку в соответствии со ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые проездами и автомобильными дорогами, приватизации не подлежат. К территориям общего пользования, в силу п.12 ст.1 Градостроительного пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе улицы и проезды). Таким образом, законом установлен прямой запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, находящихся на территориях общего пользования. Из ситуационного плана местности усматривается, что испрашиваемый земельный участок располагается между земельными участками №42:04:0210005:90, 42:04:0210005:305, и через данный участок проходит дорога, являющаяся единственным проездом к озеру. Указанные обстоятельства, по мнению представителя администрации, также свидетельствуют о законности обжалуемого решения.

Заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд находит требования Плотникова Г.П. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.254 п.1 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст.28 п.1 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Пунктом 4 ст.28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст. 85 п.12 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно ст.1 п.12 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Пунктом 10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно ст.23 Устава Кемеровского муниципального района", принятого Советом народных депутатов Кемеровского муниципального района 28.01.2011года, в структуру органов местного самоуправления входят:

1) представительный орган муниципального образования - Совет народных депутатов Кемеровского муниципального района (далее по тексту также - Совет, Совет народных депутатов);

2) Глава муниципального образования - глава Кемеровского муниципального района (также по тексту глава муниципального района);

3) исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация Кемеровского муниципального района (далее по тексту также - администрация муниципального района, местная администрация).

Пунктом 1 ст.42 Устава Кемеровского муниципального района предусмотрено, что администрация муниципального района (исполнительно-распорядительный орган муниципального района) наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области.

В соответствии со ст.5 п.п.2,3 Закона Кемеровской области от 18.07.2002 N 56-ОЗ "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области", земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут однократно бесплатно предоставляться в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства, гражданам, указанным в подпункте 2 настоящей, в том числе ветеранам боевых действий.

Согласно п. 1.3. Порядка бесплатного предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.05.2010 N 176 (ред. от 08.07.2010), бесплатное предоставление земельных участков осуществляется при одновременном выполнении следующих условий:

гражданину ранее не предоставлялся земельный участок в собственность бесплатно;

гражданином представлены все документы, предусмотренные настоящим Порядком;

отсутствует заключение о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства (при предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства);

отсутствуют права иных лиц на испрашиваемый земельный участок (при предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства).

Согласно п.2.4. названного Порядка, уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней обеспечивает:

подготовку заключения о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с нормами земельного, градостроительного законодательства, с учетом градостроительной документации, разработанной органами местного самоуправления, и иными документами;

направление запросов в уполномоченные органы и организации для выяснения наличия (отсутствия) прав на земельный участок.

Пунктом 2.5. Порядка предусмотрено, что в случае получения заключения о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства либо наличия прав иных лиц на испрашиваемый земельный участок уполномоченный орган направляет лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении указанного земельного участка, письменный отказ в предоставлении земельного участка.

Судом установлено, что 16.01.2012 года Плотников Г.П. обратился к главе Кемеровского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ..., для индивидуального строительства (л.д.4).

Как следует из удостоверения, Плотников Г.П. является ветераном боевых действий (л.д.6).

Согласно письму администрации Кемеровского муниципального района исх.№2763 от 10.04.2012 года, направленного в адрес Плотникова Г.П., земельный участок, находящийся по адресу: ... в соответствии с картой градостроительного зонирования, разработанной в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования «Елыкаевское сельское поселение», утвержденных решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 29.06.2010 года № 433, расположен в территориальной зоне Ж1.1-ИВ3 - жилой зоне с малоэтажными жилыми домами постоянного проживания с ограниченным или развитым личным подсобным хозяйством, с ограничением использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения 3 пояса, а также расположен в границах инженерно-транспортного коридора. Градостроительным регламентом зоны Ж1.1 предусмотрено размещение существующих усадебных, жилых домов до 3-х этажей, в том числе с приквартирными земельными участками в качестве основного вида разрешенного использования земельного участка, однако в границах инженерно-транспортного коридора запрещается строить объекты жилищно-гражданского назначения. В связи с чем в предоставлении земельного участка Плотникову Г.П. было отказано (л.д.9).

Согласно заключению управления архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального района от 03.04.2012 года № 681, земельный участок, находящийся по адресу: ... расположен в территориальной зоне Ж1.1., зона ограничений ИВ3 - третий пояс зоны санитарной охраны подземного водозабора, в границах инженерно-транспортного коридора (на дороге). В возможности формирования данного земельного участка отказано. (л.д.55-56).

Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснил, что 07.02.202 года в управление архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального района от КУМИ Кемеровского муниципального района поступило заявление Плотникова Г.П. о предоставлении земельного участка для разрешения вопроса о возможности формирования и предоставления данного земельного участка для индивидуального жилищного строительства. На основании Правил землепользования и застройки муниципального образования «Елыкаевское сельское поселение» было установлено, что земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1.1., в третьем поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения. В соответствии с ситуационным планом, составленном в 2006 году, по данному земельному участку проходит автомобильный проезд, по которому осуществляется подъезд к дамбе и пруду. На карте градостроительного зонирования названная дорога не указана. Указанные обстоятельства были отражены в заключении №681 от 03.04.2012 года. В возможности формирования земельного участка было отказано, поскольку земельный участок расположен на дороге, являющейся единственным проездом к гидротехническому сооружению.

Как следует из карты градостроительного зонирования Елыкаевского сельского поселения, являющейся приложением №1.9 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Елыкаевское сельское поселение», утвержденных решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 29.06.2010 года № 433, прохождение через спорный земельный участок улиц и проездов не зафиксировано (л.д.28,29,57).

Согласно ст.56 п.1 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из положений п.1 ст. 249 ГПК РФ следует, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Суд считает, что администрацией Кемеровского муниципального района не представлено доказательств, подтверждающих наличие оснований для отказа Плотникову Г.П. в предоставлении земельного участка. В обоснование своих доводов Администрация ссылается на заключение управления архитектуры и градостроительства от 03.04.2012 года №681 о невозможности предоставления земельного участка в связи с нахождением его в инженерно-транспортном коридоре (на дороге). Данный вывод был сделан специалистами управления архитектуры и градостроительства на основании ситуационного плана местности, составленного в 2006 году. Вместе с тем, представленный Администрацией ситуационный план (л.д.58) не позволяет суду сделать однозначный вывод о том, что спорный земельный участок занят проездом, дорогой либо другим объектом, наличие которого могло бы отнести его к территориям общего пользования, не подлежащим приватизации в соответствии с требованиями ст.85 Земельного кодекса РФ. В карте градостроительного зонирования Елыкаевского сельского поселения, содержащейся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования «Елыкаевское сельское поселение», утвержденных решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 29.06.2010 года № 433, прохождение через спорный земельный участок улиц и проездов не зафиксировано. Иных данных, с достоверностью свидетельствующих о том, что спорный земельный участок является территорией общего пользования, в материалах дела не содержится. При изложенных обстоятельствах заключение управления архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального района от 03.04.2012 года №681 не может быть принято судом в качестве доказательства, подтверждающего законность оспариваемого решения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что у Администрации Кемеровского муниципального района отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа Плотникову Г.П. в предоставлении земельного участка. В связи с чем решение администрации Кемеровского муниципального района об отказе Плотникову Г.П. в бесплатном предоставлении для индивидуального строительства земельного участка, расположенного по адресу: ..., следует признать незаконным. Учитывая, что оспариваемым решением нарушены права Плотникова Г.П. на предоставление в собственность земельного участка для индивидуального строительства, данное решение подлежит отмене.

В целях устранения допущенного нарушения прав и свобод заявителя, суд полагает правильным обязать администрацию Кемеровского муниципального района повторно рассмотреть заявление Плотникова Г.П. о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ... проверив соблюдение условий предоставления земельных участков, предусмотренных п.1.3. Порядка бесплатного предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.05.2010 N 176.

На основании ст.98 п.1 ГПК РФ с администрации Кемеровского муниципального района в пользу Плотникова Г.П. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198,258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Плотникова Георгия Павловича о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации Кемеровского муниципального района об отказе Плотникову Г.П. в бесплатном предоставлении для индивидуального строительства земельного участка, расположенного по адресу: ....

Обязать администрацию Кемеровского муниципального района повторно рассмотреть заявление Плотникова Г.П. о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ..., проверив соблюдение условий предоставления земельных участков, предусмотренных п.1.3. Порядка бесплатного предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.05.2010 N 176.

Взыскать с администрации Кемеровского муниципального района в пользу Плотникова Г.П. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: Т.В.Сапрыкина

Мотивированное решение изготовлено 01.06.2012 года.