о признании права собственности на жилое помещение



Дело № **

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кемерово **.**,**

Ленинский районный суд г. Кемерово в составе председательствующего судьи Шабаева В.Н., при секретаре Добрыниной М.С. с участием истца, представителя истца, представителя ответчика рассмотрев в открытом судебном заседании иск Пинкова А.В. к администрации г. Кемерово о признании права собственности на жилое помещение

У С Т А Н О В И Л:

Истец Пинков А.В. обратился в суд с иском к ответчику администрации г. Кемерово о признании права собственности на жилое помещение. Свои требования мотивировал тем, что Пинков А.В., проживает в жилом помещении по адресу: ... на основании служебного ордера от **.**,** В момент предоставления этого жилого помещения он работал в должности .... В настоящее время он зарегистрирован в этой квартире и проживает постоянно. Три года назад он обратился в Администрацию г.Кемерово с заявлением о заключении договора социального найма на указанное жилое помещение. Однако, Администрация под разными предлогами затягивала рассмотрение этого заявления. **.**,** он получил ответ, в котором содержался отказ в предоставлении данного жилого помещения по договору социального найма одновременно с признанием за ним право проживать в данном жилом помещении. Кроме того, он неоднократно обращался в Администрацию с требованием приватизации указанного жилого помещения. И на это требование получил отказ. Поскольку правовых оснований, по мнению Администрации, для заключения договора социального найма с ним нет, он вправе приватизировать указанное жилое помещение, несмотря на отказ Администрации. С **.**,** в России действует новый Жилищный Кодекс, которым предусмотрен перевод жилого помещения в статус специализированного только на основании распоряжения или решения уполномоченного органа (ст.92 ЖК РФ). В соответствии со ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления. Государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на должность государственного служащего и т.д. Статьей 101 ЖК РСФСР, действующей на момент предоставления жилого помещения мне, определено назначение служебных жилых помещений условиями трудовой деятельности, а именно, работники должны проживать по месту работы или вблизи от него, что позволяет сделать вывод о том, что служебные жилые помещения предоставлялись только на период работы определенным категориям работников, которые со спецификой работы должны проживать по месту работы или вблизи от него. Из Постановления Конституционного Суда РФ № 13-П от 24.10.2000 г. следует, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации допустимо только в том случае, если обстоятельства фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилья в частную собственность. Как следует из определения Конституционного суда РФ от 14.12.99г., суды, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, должны проверять факты, обосновывающие в каждом случае распространение на него особого правового режима, исходя из практики и перспектив целевого использования данного помещения, включения его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру и т.п. В настоящее время квартира ... не используется как служебная, а кроме того, не может в будущем использоваться в качестве служебной, так как он не может быть выселен из спорного жилого помещения. В соответствии ст.5 Федерального Закона «О введении в действие жилищного кодекса РФ» № 189-ФЗ от 29.12.2004 года, к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, новый Жилищный кодекс применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. В соответствии со ст.7 ФЗ Федерального Закона «О введении в действие жилищного кодекса РФ» № 189-ФЗ от 29.12.2004 года, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо тем же учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органом местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. В силу ст.7 ЖК РФ в случаях, если жилищные правоотношения не урегулированы жилищными законодательством или соглашением участников таких отношений, к ним если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). В жилищном законодательстве, в том числе в ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» отсутствуют нормы, регламентирующие последствия передачи служебных жилых помещений, закрепленных за государством, в ведение органов местного самоуправления. Учитывая отсутствие нормы, прямо регулирующей такие отношения, необходимо применить аналогию закона, то есть положения ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ». Он считает, что с момента передачи дома в муниципальную собственность, спорная квартира утратила статус служебной, к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, а следовательно, у него имеется реальная возможность ее приватизировать, При этом отсутствие договора социального найма, а также какого-либо другого правоустанавливающего документа на жилое помещение не препятствует осуществлению гражданами своих прав на жилое помещение.

Просит суд: признать за ним право собственности на жилое помещение по адресу: ....

В судебном заседании истец на требованиях настаивал.

Представитель истца Косачева Е.В., полномочия которой выражены в доверенности, (л.д.19) исковые требования доверителя поддержала.

Представитель ответчика Шушунова Н.А., полномочия которой выражены в доверенности, (л.д.36) возражала против иска.

Заслушав пояснения истца, представителя истца, представителя ответчика, изучив письменные доказательства, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Из смысла ст. 218 ГК РФ следует, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

По действующему до 01.03.2005 г. ЖК РСФСР основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (ст.ст.47,105).

В соответствии со ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ст.ст.60-63 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения муниципального жилищного фонда (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ. Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме без установления срока его действия.

В силу ч.1 ст.62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

Согласно статье 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Частью 2 статьи 105 Жилищного кодекса РСФСР предусмотрено, что служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

В соответствии с частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

При этом возможность изменения статуса жилого помещения по требованию проживающих в нем лиц действующим законодательством не предусмотрена.

Изменение статуса жилого помещения по требованию проживающих в нем граждан могло бы рассматриваться как необходимый способ защиты их прав в случаях, когда наймодатель в течение длительного времени после возникновения оснований для освобождения жилого помещения (без предоставления или с предоставлением другого жилого помещения) не предъявлял соответствующих требований, тем самым, создавая неопределенность в правовом положении проживающих.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ «Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.»

В соответствии со ст. 60 ГПК РФ «Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.»

В соответствии со ст.98 ГПК РФ «1. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.»

Судом установлены следующие юридически значимые для разрешения дела обстоятельства.

Согласно выписки из реестра муниципальной собственности жилое помещение по адресу: ... (л.д. 20) входит в состав казны муниципального образования г. Кемерово и имеет статус служебного жилого помещения. Согласно ответа на запрос суда (л.д. 25) в ЕГРП отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимиого имущества по указанному адресу.

Пинков А.В., проживает в жилом помещении по адресу: ... на основании служебного ордера от **.**,** (л.д. 9-10) В момент предоставления этого жилого помещения он работал в должности .... В настоящее время он зарегистрирован в этой квартире и проживает постоянно, что подтверждается корпиями поквартирной карточки и справки (л.д. 11-12)

В соответствии с распоряжением № ** от **.**,** исполнительного комитета Кемеровского городского Совета народных депутатов «9ти этажное общежитие для малосемейных по ... передано на баланс ПУЖХ горисполкома. (л.д.28) Факт того, что в приложении к распоряжению спорное жилое помещение было распределено объединению гостиничного хозяйства (л.д. 30) не свидетельствует о том, что у данного жилого помещения изменялся статус.

В соответствии с решением № ** от **.**,** исполнительного комитета Кемеровского городского Совета народных депутатов адрес объекта был изменен на ... (л.д. 32)

В соответствии с решением № ** от **.**,** исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов утверждены списки служебных квартир (л.д.33) Согласно приложения к указанному решению (л.д. 34) спорное жилое помещение было выделено Пинкову А.В. – ....

Указанное выше решение было принято на основании постановления № ** от **.**,** исполкома Кемеровского областного Совета народных депутатов которым были утверждены «Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в области».

Порядок предоставления служебных жилых помещений прописан в п.56 указанного постановления (л.д. 42)

Согласно ст.7 ФЗ №189 от 29.12.2004 г. «О введении в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

В силу ст.13 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 г. граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (ч.1 ст.6 ЖК РФ). В соответствии со ст.5 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Согласно ст.95 ГК РСФСР объектами права государственной собственности являлось имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд.

В ст.5 ЖК РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983 года) были определены виды жилищного фонда, который включал в себя: жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).

В соответствии со ст.6 ЖК РСФСР, государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

Согласно ст.17 ЖК РСФСР, управление жилищным фондом местных Советов народных депутатов осуществляется их исполнительными комитетами и образуемыми ими органами управления.

Управление ведомственным жилищным фондом осуществляется министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.

Согласно ст.23 ЖК РСФСР, в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик Совет Министров СССР вправе определять основания и условия передачи застройщиками исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов и другим организациям для заселения части жилой площади во вновь построенных за счет государственных капитальных вложений домах, а также размеры передаваемой жилой площади.

Согласно п.2 и 5 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в редакции от 24.12.1993 года), объекты государственной собственности: жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам (приложение №3), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.

п.5 Оформление передачи объектов, указанных в п.2 настоящего Постановления в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии п.1 Указа Президента РФ от 22.12.1993 года №2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением №3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Согласно п.9 Положения «Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности», утвержденным распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 года №114-рп, для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов.

В соответствии с п.11 Положения, муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в соответствующем реестре муниципальной собственности, а право и обязанности ведения реестра (функции реестродержателя) принадлежат: комитетам по управлению имуществом городов - по объектам, переданным в муниципальную собственность.

Таким образом судом установлено, что указанное жилое помещение изначально находилось в собственности муниципального образования, иным предприятиям или учреждениям не предавалось и на сегодняшний день имеет статус служебного.

На указанное жилое помещение распространяются ограничения о его приватизации.

Кроме этого у истца отсутствуют правовые основания для заключения договора социального найма жилого помещения. А доводы представителя истца о том, что истец проживает в указанном жилом помещении фактически на основании договора социального найма надлежащими доказательствами не подтверждены и поэтому не могут быть приняты судом.

В соответствии со ст. 4 Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 (ред. от 11.06.2008) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" «Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.»

Требования заявленные истцом о признании за ним права собственности на жилое помещение удовлетворению не подлежат.

После исследования всех имеющихся по делу доказательств, которые суд в соответствии со ст. 67 ГПК РФ считает допустимыми, относящимися к предмету судебного разбирательства и достоверными, суд считает, что каждое из доказательств как в отдельности так и во взаимосвязи всех доказательств в совокупности не подтверждают заявленные истцом требования, которые не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Пинкову А.В. отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 30 дней начиная с **.**,**.

Мотивированное решение изготовлено **.**,**.

Председательствующий: