Дело № 2-2266/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28.07.2010 года г.Киров
Ленинский районный суд г.Кирова в составе:
председательствующего судьи Новоселов О.Г.,
при секретаре Кочуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арбузова А.П. к Департаменту социального развития Кировской области о признании незаконным решения Департамента социального развития об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить указанное звание,
У С Т А Н О В И Л:
Арбузов А.П. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту социального развития Кировской области о признании незаконным решения Департамента социального развития об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить указанное звание. В обоснование иска указал, что решением комиссии по вопросу присвоения звания «Ветеран труда» от 01 апреля 2010 года № 12 ему было отказано в присвоении звания «Ветеран труда», на том основании, что департамент локомотивного хозяйства ОАО «РЖД», от имени которого он был награждён значком «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км», не относится к органам государственной власти Российской Федерации. Считает данное решение незаконным, нарушающим его право на получение звания Ветеран труда», поскольку имеются все необходимые условия для присвоения звания Ветеран труда», так как среди них нет указания на то, что ведомственные знаки отличия в труде должны обязательно исходить от органов государственной власти Российской Федерации. Просит признать право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать Департамент Социального развития Кировской области вынести решение о присвоении звания «Ветеран труда» с момента обращения.
В судебном заседании истец Арбузов А.П. изложенное в исковом заявлении поддержал, настаивал на удовлетворении иска. В предыдущем судебном заседании дополнил основания исковых требований - просит учесть, что он был также награжден знаком «Победитель соцсоревнования 1980г.» приказом от 10.02.1981 года, и ему было присвоено звание «Ударник коммунистического труда» от 23.01.1987 года.
Ответчик Департамент социального развития Кировской области о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в представленном суду заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, в удовлетворении иска отказать. Свои возражения обосновывает тем, что Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 года не предусматривает возможность присвоения звания «Ветеран труда» лица награжденным от имени коммерческих организаций.
Представитель третьего лица – Кировского отделения ГЖД - филиала ОАО «РЖД» Гоголева Е.Д. в судебном заседании пояснила, что ОАО «Российские железные дороги» исковые требования Арбузова А.П. считает обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 3 федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда признаются, в том числе, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде. ОАО «Российские железные дороги» создано в результате приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта. После создания ОАО «РЖД» Горьковская железная дорога приобрела статус филиала акционерного общества. Истец работал в локомотивном депо Кировского отделения ФГУП «Горьковская железная дорога МПС РФ» в качестве машиниста локомотива. В момент образования ОАО «РЖД» трудовые отношения ни с ним, ни с другими работниками федерального железнодорожного транспорта не прекращались. В соответствии со ст.75 Трудового Кодекса РФ в трудовые книжки работников были внесены записи о том, что трудовые отношения с ними продолжаются в соответствующем подразделении ОАО «РЖД». То есть, с созданием ОАО «РЖД» ни условия труда истца, ни характер его работы никак не изменились. Исторически сложилось, что специфика деятельности предприятий железнодорожного транспорта служила предпосылкой для предъявления к работникам данной отрасли особых требований в части, касающейся соблюдения дисциплины труда. Именно поэтому постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 г. № 621 утверждено Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ. Указанное Положение содержит нормы, устанавливающие права и обязанности, как работников, так и работодателя, а также виды поощрений за добросовестное выполнение работниками трудовых обязанностей. Данное Положение, за исключением отдельных пунктов, действует до настоящего времени и распространяется на работников ОАО «РЖД». В соответствии с приказом Минтранса России от 28.03.2007 г. № 36 машинисты и помощники машинистов локомотивов всех наименований относятся к категории работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте общего пользования. Приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.07.1985 г. № 29Ц в целях повышения активности локомотивных бригад в обеспечении безопасности движения и поддержания престижности профессии машиниста и помощника машиниста локомотивов была введена такая мера поощрения работников локомотивного хозяйства, как награждение нагрудными значками «За безаварийный пробег на локомотиве 1000 000 км» и «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км». Аналогичная мера поощрения была предусмотрена и в приказе ОАО «РЖД» от 30.03.2006 г. №57. В Положении о поощрении в ОАО «Российские железные дороги», утвержденном выше указанным приказом, говорится, что при подготовке документов для поощрения к соответствующему ходатайству прикладываются документы с указанием стажа работы. В пункте 1.4. Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта от 19.03.2008 г. стаж работы определяется, как продолжительность трудовой деятельности в Организациях, включая суммарную продолжительность периодов работы в аппарате
управления МПС СССР, МПС России и ОАО «РЖД», в организациях железнодорожного транспорта общего пользования, входивших в систему МПС СССР и МПС России и т.д.
За одну поездку машинист проезжает в среднем 480 км. В месяц он делает 13-14 поездок, что составляет 6720 км, соответственно в год получается 73 920 км. Следовательно, чтобы получить пробег в 1 миллион километров, машинист должен отработать примерно 13-14 лет. А ОАО «РЖД», как самостоятельный хозяйствующий субъект, действует чуть больше 6 лет. Из этого можно сделать вывод, что свою награду Арбузов заслужил, работая, в том числе, на предприятиях федерального железнодорожного транспорта, обеспечивая потребность государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках.
В соответствии со ст. 25 федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» трудовые отношения работников железнодорожного транспорта регулируются указанным законом, трудовым законодательством, отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами. В пункте 4.3.13. Коллективного договора ОАО «РЖД» говорится, что акционерное общество взяло на себя обязательство «награждать работников наградами Компании, представлять их к государственным и ведомственным наградам». Несмотря на то, что ОАО «РЖД» является коммерческой организацией, оно имеет особый статус. 100% акций общества принадлежат Российской Федерации. В структуру ОАО «РЖД» входят 160 филиалов (в т.ч. 17 железных дорог), расположенных на всей территории Российской Федерации, а также представительства в иностранных государствах. Коллективным договором ОАО «РЖД» регулируются основы социально- трудовых отношений целой отрасли экономики Российской Федерации, и в силу ст. 26 Трудового кодекса РФ коллективный договор ОАО «РЖД» относится к правовому акту отраслевого уровня. С учетом изложенного было бы логично награды и поощрения ОАО «РЖД» расценивать как ведомственные. В связи с изложенным, просит суд исковые требования Арбузова А.П. удовлетворить в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В судебном заседании установлено, что на основании приказа начальника Департамента локомотивного хозяйства ОАО «Российские железные дороги» от 27.07.2005 года № 23 Арбузов А.П., являясь работником ОАО «Российские железные дороги», был награжден значком «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км».
18.03.2010 года Арбузов А.П. обратился в Департамент социального развития Кировской области с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», в чем решением комиссии по вопросам присвоения звания «Ветеран труда» Департамента социального развития Кировской области № 12 от 01.04.2010 года ему было отказано в связи с тем, что награда присвоена лицом, не относящимся к органам государственной власти Российской Федерации.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Пунктом 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
27.07.2006 года принят и 22.08.2006 года вступил в действие закон Кировской области «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», согласно п. 1 статьи 2 которого, звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
То есть, нормативный акт Кировской области не изменил основания и порядок присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».
Следовательно, юридически значимыми по делу обстоятельствами являются: факт награждения истца ведомственным знаком отличия, знак отличия должен быть выдан за успехи в труде; истец должен иметь трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В нормативных актах Российской Федерации нет определения «ведомственный знак отличия», нет также нормативных актов Кировской области, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», как и нет определения понятия «ведомство».
Из Словаря русского языка под редакцией Ожегова С.И. (Москва, «Русский язык», 1989) следует, что под ведомством следует понимать «учреждение или совокупность учреждений, обслуживающих какую-нибудь отрасль государственного управления».
Большой юридический словарь, под редакцией А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских (Москва, Инфра-М, 2001) дает понятие ведомства следующим образом: ведомство - это «центральный орган государственного управления, образуемый в случае необходимости для руководства отдельными сферами хозяйственного или социально-культурного строительства».
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.09.1992 года № 1147 «О системе центральных органов федеральной исполнительной власти» Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.1993 года № 19 было утверждено «Положение о Министерстве путей сообщения Российской Федерации», которым установлено, что Министерство путей сообщения Российской Федерации является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство железнодорожным транспортом Российской Федерации, а также обеспечивает в соответствии с действующим законодательством хозяйственное регулирование в области перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.
Указанным положением установлено, что Министерство путей сообщения Российской Федерации возглавляет назначаемый Президентом Российской Федерации Министр, в перечень полномочий которого включено награждение в установленном порядке передовых работников системы Министерства нагрудными знаками, почетными грамотами и применение иных видов поощрения.
Впоследствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 года № 848 Постановление Правительства Российской Федерации от 06.01.1993 года № 19 признано утратившим силу и утверждено «Положение о Министерстве путей сообщения Российской Федерации».
Данным Положением определено, что Министерство путей сообщения Российской Федерации (МПС России), возглавляемое министром, является федеральным органом исполнительной власти, на который возложено проведение государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, а также регулирование в соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственной деятельности железных дорог, других предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта, в том числе входящих в состав железных дорог, в области организации и обеспечения перевозочного процесса. К полномочиям министра путей сообщения Российской Федерации отнесено внесение в установленном порядке предложений о награждении отличившихся работников отрасли государственными наградами и присвоении им почетных званий, учреждение ведомственных наград и награждение ими, а также применение иных видов поощрений.
ОАО «Российские железные дороги» учреждено Постановлением Правительства Российской Федерации «О создании ОАО «Российские железные дороги» от 18.09.2003 года № 585, которым также утвержден устав ОАО «Российские железные дороги».
Согласно указанному уставу ОАО «Российские железные дороги» является коммерческой организацией созданной в порядке приватизации государственного имущества, главными целями деятельности общества определены: обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также извлечение прибыли.
При этом вопреки доводам истца полномочия по учреждению ведомственных наград и награждению работников железнодорожного транспорта ими органам управления либо подразделениям аппарата управления ОАО «Российские железные дороги» не предоставлялись.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 года № 395 Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 года № 848 признано утратившим силу, утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, согласно которому Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере, в числе прочих, железнодорожного транспорта.
Министерству транспорта Российской Федерации предоставлены полномочия учреждения в установленном порядке знаков отличия и ведомственных наград и награждения ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности, на министра транспорта Российской Федерации, возглавляющего Министерство транспорта Российской Федерации, возложена функция представления в установленном порядке работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральной службы и федеральных агентств, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления им благодарности Президента Российской Федерации.
Данное положение действовало и на момент награждения Арбузова А.П. на основании приказа начальника Департамента локомотивного хозяйства ОАО «Российские железные дороги» от 27.07.2005 года значком «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км».
Изложенное позволяет суду сделать вывод, что ОАО «Российские железные дороги», являющееся коммерческой организацией, не может рассматриваться как уполномоченный государственный орган, награждение работников от имени которого должно рассматриваться как основание для присвоения поощренным им лицам звания «Ветеран труда», а данные им награды – как ведомственные знаки отличия в труде, влекущие право награжденного лица на присвоения звания «Ветеран труда».
Кроме того, в соответствии с вышеуказанным Положением Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.10.2005 года № 130 учреждены, действующие в настоящее время, ведомственные награды Министерства транспорта Российской Федерации, в перечне которых такая награда как значок «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» отсутствует.
Согласно данным трудовой книжки, Арбузов А.П. награжден знаком «Победитель соцсоревнования 1980г.» приказом от 10.02.1981 года, и ему присвоено звание «Ударник коммунистического труда» от 23.01.1987 года. Однако, справкой из архива Управления Горьковской железной дороги, данных, подтверждающих награждение Арбузова А.П. знаком «Победитель социалистического соревнования 1980 года» не обнаружено. Кроме того, данный знак, равно как и звание «Ударник коммунистического труда», не могут являться основаниями для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку юридически значимыми обстоятельствами являются в данном случае лишь награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде. Вышеуказанные звания к данной категории не относятся, поскольку звание «Победитель соц. соревнования» присваивалось приказом начальника ГЖД, а звание «Ударник коммунистического труда» присваивалось органами местного самоуправления (Райсоветы).
На основании изложенного, суд считает оспариваемое истцом решение принятым в соответствии с действующим законодательством и не находит оснований для признания его незаконным.
Довод истца о том, что работникам, награжденным аналогичной наградой, присвоено звание «Ветеран труда» и им выданы соответствующие удостоверения, не является для суда основанием для удовлетворения искового заявления.
При указанных обстоятельствах, иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Арбузову А.П. в иске к Департаменту социального развития Кировской области о признании незаконным решения Департамента социального развития об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить указанное звание - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней.
В окончательной форме решение изготовлено 02.08.2010 г.
Судья О.Г.Новоселов.