Решение по делу 2-3525/2010 о назначении досрочной пенсии.



Дело № 2- 3525/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13.09.2010 года город Киров

Ленинский районный суд г. Кирова Кировской области в составе:

председательствующего судьи Волосковой Л.Е.

при секретаре Вашуриной Я.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смагиной Г.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кирове о признании решения незаконным, обязании включить периоды ее работы в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Смагина Г.А. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кирове с требованиями о признании решения незаконным, обязании включить периоды ее работы в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование иска истица указывает, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости на льготных условиях. Решением УПФ Российской Федерации в г. Кирове от № 99/0 23.06.2010 г. ей было отказано в назначении льготной пенсии, поскольку в ее стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не зачтены следующие периоды: с 27.03.1992 г. по 19.08.1993 г. – отпуск по уходу за ребенком свыше 1,5 лет и периоды с 18.10.2004 г. по 27.10.2004 г., с 01.12.2004 г. по 10.12.2004 г., с 02.04.2007 г. по 06.04.2007 г. - в связи с нахождением на курсах повышения квалификации.

Смагина Г.А. считает, что данные периоды должны быть включены в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии. Просит назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения к ответчику, то есть с 30.03.2010 года.

В судебном заседании истица подтвердила изложенное в исковом заявлении, настаивает на заявленных требованиях.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Кирова Метелева А.Н. с иском не согласна, считает действия УПФ Российской Федерации в Ленинском районе г. Кирова законными. Просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28, п. 3 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, не менее 25 лет.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ.

«Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.

«Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 « Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей».

На дату обращения истицы действует Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ № 173» от 17.12. 2001 г.

Судом установлено, что в трудовой стаж истицы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии не включены периоды с 27.03.1992 г. по 19.08.1993 г. – отпуск по уходу за ребенком свыше 1,5 лет и периоды с 18.10.2004 г. по 27.10.2004 г., с 01.12.2004 г. по 10.12.2004 г., с 02.04.2007 г. по 06.04.2007 г. - в связи с нахождением на курсах повышения квалификации.

Суд считает, что истице необоснованно отказано во включении указанных периодов по следующим причинам.

По мнению суда, УПФ Российской Федерации в г. Кирове необоснованно не засчитало в стаж истицы период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 27.03.1992 г. по 19.08.1993 г.

Данный отпуск начался до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1.

В период нахождения истцы в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пунктом 2 которого предусмотрено, что с 01.12.1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста 3-х лет. Указанный дополнительный отпуск подлежит зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Период с 27.03.1992 г. по 19.08.1993 г. подлежит включению в специальный трудовой стаж, так как согласно записи архивной справки ОАО «РЖД» филиал «ГЖД» Кировское отделение от 09.03.2010 г. подтверждается, что в соответствии с приказом № 94 от 28.04.1992 г. п.1 истице предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с 26.03.1992 г. по 26.09.1993 г. без сохранения заработной платы.

Курсы повышения квалификации являются для работников обязанностью, непосредственно связанной с трудовой деятельностью. Периодичность прохождения специалистами указанных курсов устанавливается работодателем. Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение дополнительных знаний и навыков по образовательным программам, предусматривающими изучение отдельных дисциплин, необходимых для выполнения профессиональной деятельности.

Отсюда следует, что нахождение на курсах повышения квалификации является составной и обязательной частью профессиональной деятельности, целью которого является обновление теоретических и практических знаний специалиста с повышением требований к уровню квалификации и необходимости освоения современных методов решения профессиональных педагогических задач.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работников на курсы повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Кроме того, если в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы или иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд, то периоды повышения работником своей квалификации по направлению работодателя должны включаться в этот стаж, т.к. за ними в указанный период сохраняется средняя заработная плата, а следовательно, уплачиваются страховые взносы в ПФР. Более того, ранее действовавшее законодательство не содержало запрета на включение указанного периода в льготный стаж, и в силу ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие либо умаляющие права человека и гражданина. В связи с этим не допускается необоснованное ограничение объема прав, сокращение гарантий, механизмом правовой защиты и т.д.

Об этом прямо указано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, который утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 года: «в силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение».

Таким образом, на курсы повышения квалификации истица направлялась работодателем, за этот период за ней сохранялось место работы (должность), выплачивалась средняя заработная плата, а бухгалтерией производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по рассмотренным периодам факт работы Смагиной Г.А. нашел свое подтверждение, следовательно, ей может быть назначена трудовая пенсия на льготных условиях

В соответствии со ст. 19 ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Так, Смагина Г.А. обратилась к ответчику 30.03.2010 года, право на льготную пенсию у нее возникает с 30.03.2010 г., таким образом, Управление ПФ РФ в г. Кирова обязано назначить ей досрочную трудовую пенсию с 30.03.2010 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Смагиной Г.А. удовлетворить.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кирове включить в специальный трудовой стаж Смагиной Г.А. периоды с 27.03.1992 г. по 19.08.1993 г., с 18.10.2004 г. по 27.10.2004 г., с 01.12.2004 г. по 10.12.2004 г., с 02.04.2007 г. по 06.04.2007 г.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кирове назначить Смагиной Г.А. досрочную трудовую пенсию по старости с 30.03.2010 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Волоскова Л.Е.