Решение по делу 2-2686/2010 о признании акта недействительным.



Дело № 2-2686/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05.08.2010 года г.Киров

Ленинский районный суд г. Кирова в составе:

председательствующего судьи Новоселова О.Г.,

при секретаре Кочуровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению (жалобе) Гущиной Т.Ф. и Гущина Ю.В. об оспаривании и признании недействительным акта КОГУ «Дорожный комитет Кировской области»,

У С Т А Н О В И Л :

Гущина Т.Ф. и Гущин Ю.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании и признании недействительным акта КОГУ «Дорожный комитет Кировской области». В обоснование ими указано, что 21 апреля 2010 года, Гущин Ю.В., управляя автомобилем {...} с прицепом {...}, перевозил груз «Скоросшиватель» в количестве 50000 шт. общей массой 1900 килограмм, то есть 1,9 тонны. Указанные выше транспортное средство принадлежат им, то есть супругам Гущиным на праве совместной собственности. В паспорте транспортного средства и по учету в ГИББД собственником указана Гущина Т.Ф.. Место погрузки - г.Кирово-Чепепк, маршрут движения - г. Кирово-Чепецк - пос.Радужный – г.Советск – г.Яранск. На 137 км автодороги Киров - Советск - Яранск на стационарном посту ДПС ГИБДД Гущин Ю.В., был остановлен инспектором ДПС ОГИБДД ОВД по Советскому району и сотрудником отдела безопасности дорожного движения и весового контроля КОГУ «Дорожный комитет Кировской области». Проверив документы, инспектор ДПС ОГИБДД потребовал, чтобы Гущин Ю.В. заехал для взвешивания ТС на передвижной пункт весового контроля (ППВК). Взвешивание производилось на ППВК весами ВА-15 С-2. По требованию сотрудников Гущин Ю.В. начал движение, наезжая каждой осью на весоприемные платформы. Движением ТС под управлением Гущина Ю В. через весы руководил сотрудник ДПС, который показывал жестами (используя жезл), чтобы Гущин Ю.В. проезжал весовые платформы без остановки. То есть, взвешивание производилось не в статистическом состоянии, а в динамическом состоянии (т.е. в движении ТС со скоростью примерно 7-8 км/ч). После чего сотрудник отдела безопасности дорожного движения и весового контроля КОГУ «Дорожный комитет Кировской области» сообщил Гущину Ю.В. о перегрузе допустимых нагрузок на 2 и 3 оси на период временного ограничения движения ТС в весенний период 2010 года. Гущин Ю.В. не был согласен с результатами взвешивания ТС, которым управлял, указав на незаконность действий сотрудника весового контроля, однако, не смотря на это, был составлен Акт № 13 о превышении ТС установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, и на основании указанного акта составлен расчет нанесенного вреда — 31380 рублей. Гущин Ю.В. выразил свое несогласие, о чем сделан письменную отметку в Акте № 13 от 21.04.2010 года, в котором осевые нагрузки на 1.2.3.4.5 оси ТС указаны соответственно 4.25 – 5.58 – 5.08- 5.78 -5.62. Гущин Ю.В, предъявил товарно-транспортную накладную на перевозимый груз, в соответствии с которой он перевозил следующий груз: скоросшиватели в количестве 50000 штук упакованы по 250 штук в бумажные коробки в количестве 200 штук. Вес одной коробки с упакованными в неё 250 шт. скоросшивателей составляет 9 кг 500 гр., то есть масса всего груза составляла 1900 килограмм, т.е. 1,9 тонны. Вид груза, то есть количество скоросшивателей, бумажных коробок и их общая масса указаны в товарной накладной №. 1-001819 от 20.04.2010. товарно-транспортной накладной от 21.04.2010 г. Кроме того, характер и вид груза указан в оспариваемом Акте № 13. Согласно 2-х свидетельств о регистрации транспортных средств масса тягача без груза составляет 8000 кг. масса полуприцепа без груза - 3500 кг. то есть общая масса тягача с прицепом составляет 11500 кг. Общая масса ТС с грузом - 13400 кг (11500 + 1900). Даже с учетом веса водителя и дизельного топлива полная масса ТС с грузом не могла превысить 14000 кг. т.е. 14 т. Гущин Ю.В. пытался объяснить сотруднику ОБДД и весового контроля, что в динамике можно производить только предварительное взвешивание для того, чтобы не задерживать транспортный поток, но при выявлении перегруза необходимо произвести взвешивание в статистическом состоянии, в чем ему отказали. С данным актом № 13 от 21.04.2010 г он не согласился, так как акт не соответствует действующему законодательству РФ, взвешивание ТС произведено в нарушении Постановления Правительства от 22.09.1999 г № 1079. Также не был составлен предусмотренный Инструкцией протокол весового контроля. Считают, действия сотрудника ОБДД и весового контроля КОГУ «Дорожный комитет Кировской области» незаконными, а сведения, указанные в Акте – недостоверными, сам Акт № 13 от 21 04.2010 года - противоречащим законодательству РФ и нарушающим права и свободы, так как на них, то есть на Гущину Т.Ф. и Гущина Ю.В., оспариваемым актом незаконно возложена обязанность по возмещению вреда и уплате в бюджет денежной суммы в размере 31380 рублей. Просят признать Акт № 13 от 21.04.2010 г. о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, вынесенный сотрудником отдела безопасности дорожного движения и весового контроля КОГУ «Дорожный комитет Кировской области» в отношении водителя Гущина Ю.В. и собственника ТС Гущиной Т.Ф. недействительным, противоречащим законодательству РФ и нарушающим права и свободы, так как на них оспариваемым актом незаконно возложена обязанность по возмещению вреда и уплате в бюджет денежной суммы в размере 31380 рублей.

В судебном заседании заявитель Гущина Т.Ф. поддержала доводы, изложенные в заявлении, настаивает на заявленных требованиях, дополнила, что просит также признать незаконными действия сотрудника отдела безопасности дорожного движения и весового контроля КОГУ «Дорожный комитет Кировской области» по составлению указанного акта.

Гущин Ю.В. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть заявление в своё отсутствие.

Представитель КОГУ «Дорожный комитет по Кировской области» Дубинина Р.О. в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями, пояснила, что 21.04.2010 г. Гущиной Т.Ф. осуществлялась перевозка на транспортном средстве грузовой автомашине {...} и прицепе {...} по маршруту движения г.Киров – г.Советск по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения протяженностью 120 км., и было допущено превышение установленных Постановлением Правительства Кировской области от 16.03.2010 г. № 43/82 предельных значений нагрузок на ось автотранспортных средств в 2010 году. Данные нарушения со стороны заявителя были выявлены КОГУ «Дорожный комитет Кировской области» в ходе мероприятий по измерению весовых параметров автотранспортных средств в части соблюдения перевозчиками ограничений по осевым нагрузкам, на 137 км. автомобильной дороги Киров - Советск - Яранск, и зафиксированы в акте № 13 о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось от 21 апреля 2010 года. Проверка соблюдения заявителем весовых параметров транспортного средства была осуществлена КОГУ «Дорожный комитет Кировской области» (уполномоченным органом), т.е. надлежащим лицом. Для проверки соблюдения весовых параметров транспортного средства были использованы весы автомобильные переносные ВА-15С-2. Весы были использованы надлежащим образом, в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации М 014.060.00 РЭ. Весы автомобильные переносные ВА-15С-2 в установленном порядке прошли поверку (свидетельство о поверке № 66-15-1069 выдано ФГУ Кир.ЦСМиС 24.11.2009 г. и действительно до 24.11.2010 г.) Взвешивание транспортного средства было произведено в статическом режиме, что отражено в п. 10 акта № 13 о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось от 21.04.2010 г. На произведенное взвешивание транспортного средства в статическом режиме не поступило никаких возражении от заявителя, водителя транспортного средства Гущина Ю.В. при даче им объяснений (п. 11 акта № 13 о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось от 21.04.2010 г.). Поскольку взвешивание было проведено уполномоченным органом и надлежащим образом, необходимость в повторном взвешивании транспортного средства отсутствовала. Установленные в результате проверки КОГУ «Дорожный комитет Кировской области» (уполномоченным органом) весовых параметров транспортного средства на оборудовании, прошедшем поверку в установленном порядке, значения осевых нагрузок являются объективными и достоверными. Кроме того, в установленном законом порядке заявителем не был согласован маршрут транспортного средства осуществляющего перевозку с превышением предельных значений нагрузок на ось автотранспортных средств в 2010 году, и не было получено специальное разрешение на перевозку, осуществляемую с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства. Экземпляр акта № 13 о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось от 21 апреля 2010 г был получен лицом, управляющим транспортным средством, который был ознакомлен с данным актом. Акт содержит банковские реквизиты для оплаты а также предусматривает срок оплаты - не позднее 30 дней с даты составления акта. Вместе с тем вред, причиненный транспортным средством заявителя автомобильным дорогам, не возмещен со стороны заявителя вплоть до настоящего времени. Постановлением Правительства Кировской области от 16.02.2010 г. КОГУ "Дорожный комитет Кировской области" уполномочено организовать работу постов весового контроля, оснащенных необходимым оборудованием для измерения весовых параметров автотранспортных средств, в части соблюдения перевозчиками ограничений по осевым нагрузкам, осуществлять учет выявленных фактов нарушений действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих правила перевозки тяжеловесных грузов. Федеральный Закон "О безопасности дорожного движения" непосредственно не предусматривает, какие посты (стационарные или передвижные) могут использоваться соответствующими органами в целях выполнения возложенных на них задач. Из содержания этого Закона не вытекает также, что Правительству РФ поручалось установить, каким способом может производиться весовой контроль транспортных средств. Вопрос, каким способом собственник дороги - субъект РФ Кировская область, имеет право осуществлять весовой контроль в целях сохранности своей собственности - автомобильных дорог Кировской области регионального или межмуниципального значения, Постановлением Правительства РФ от 22 09 1999 № 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" не регулируется. О том, что контроль за осуществлением автомобильных перевозок может осуществляться с использованием как стационарных, так и передвижных контрольных пунктов свидетельствует Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г № 1272 "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок" (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11 08 2003 № 87-Г03-5). Фактические осевые нагрузки транспортного средства Заявителя, его фактическая полная масса, протяженность маршрута движения транспортного средства по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, место проведения весового контроля, сведения о собственнике транспортного средства, сведения о нормативных и допустимых полной массе транспортного средства и осевых нагрузках, сведения о водителе, сведения о свидетельстве о поверке, реквизиты для возмещения вреда, зафиксированы в акте № 13 о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось от 21.04.2010 г. Таким образом, необходимость распечатывания протокола весового контроля по форме, приведенной в приложении Б руководства по эксплуатации М 014 060 00 РЭ, отсутствовала. Кроме того, данный протокол весового контроля по форме, приведенной в приложении Б руководства по эксплуатации М 014 060 00 РЭ, не содержит следующих реквизитов, имеющих правовое значение для определения и возмещения вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения: протяженность маршрута движения транспортного средства по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения; место проведения весового контроля; сведения о собственнике транспортного средства; сведения о нормативных и допустимых полной массе транспортного средства и осевых нагрузках; сведения о водителе; сведения о свидетельстве о поверке, реквизиты для возмещения вреда. Имела место коммерческая перевозка, в рамках осуществления индивидуальным предпринимателем Гущиной Т.Ф. предпринимательской деятельности - самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Довод заявителей о якобы произведенном взвешивании в динамическом состоянии обусловлен их желанием поставить под сомнение результаты измерения весовых параметров автотранспортного средства. Вызывают обоснованные сомнения доводы заявителей о том, что «..полная масса транспортного средства с грузом не могла превысить 14000 кг...», данные доводы полностью опровергаются результатами измерения весовых параметров автотранспортного средства. Индивидуальным предпринимателем Гущиной Т.Ф. в транспортном средстве могла осуществляться перевозка дополнительного, не указанного в товарной накладной № 1-001819 от 20.04.10 г. груза, в том числе в интересах иных грузоотправителей и грузополучателей. Просит принять решение об отказе в удовлетворении заявленного Гущиной Т.Ф. и Гущиным Ю.В. требования о признании недействительным акта КОГУ «Дорожный комитет Кировской области» № 13 о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось от 21.04.2010 г.

Представитель КОГУ «Дорожный комитет по Кировской области» Колодкин В.М. в судебном заседании поддержал позицию Дубининой Р.О.

Выслушав мнения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 21 апреля 2010 года Гущин Ю.В., управляя автомобилем {...} с прицепом {...}, перевозил груз «Скоросшиватель». Вышеуказанные транспортное средство принадлежат Гущиной Т.Ф. и Гущину Ю.В. на праве совместной собственности. Место погрузки — г. Кирово-Чепецк, маршрут движения — г. Кирово-Чепецк - пос. Радужный - г. Советск - г. Яранск. На 137 км автодороги Киров - Советск - Яранск на стационарном посту ДПС ГИБДД Гущин Ю.В. был остановлен инспектором ДПС ОГИБДД ОВД по Советскому району и сотрудником отдела безопасности дорожного движения и весового контроля КОГУ «Дорожный комитет Кировской области». Было произведено взвешивание транспортного средства на передвижном пункте весового контроля (ППВК). Взвешивание производилось на ППВК весами ВА-15 С-2. Был составлен Акт № 13 о превышении ТС установленных ограничений по массе и (или) нагрузке па ось, и на основании указанного акта составлен расчет нанесенного вреда — 31380 рублей.

Согласно Распоряжению Министерства транспорта РФ от 10.11.2002 года: Стационарный пункт весового контроля (далее - СПВК; - место выполнения работниками дорожных организаций задачи по осуществлению контроля за соблюдением грузоперевозчиками требований нормативных правовых актов и международных договоров Российской Федерации в области перевозок тяжеловесных грузов транспортными средствами по федеральным автомобильным дорогам, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное необходимыми техническими средствами и сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности.

Передвижной пункт весового контроля (далее - ППВК) - специальное транспортное средство, оснащенное необходимым оборудованием для измерения весовых параметров автотранспортных средств и предназначенное для проведения контроля за соблюдением грузоперевозчиками требований нормативных правовых актов и международных договоров Российской Федерации в области перевозок тяжеловесных грузов транспортными средствами по федеральным автомобильным дорогам в местах, определяемых согласно настоящему Положению.

В Постановлении Правительства РФ от 22.09.1999 г № 1079 «О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах» в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 г. № 495 указано, что в целях обеспечения бесперебойного и безопасного движения транспортных средств, выполняющих перевозки грузов и пассажиров, а также упорядочения деятельности контрольных органов, осуществляющих надзорные функции на автомобильных дорогах, Правительство Российской Федерации постановляет: установить, что на федеральных и других автомобильных дорогах создаются только стационарные посты органов внутренних дел, пункты государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок и стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки. Осуществление контроля транспортных средств на автомобильных дорогах, не предусмотренного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также проводимого органами и организациями, не указанными в настоящем Постановлении, не допускается. Стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, на федеральных автомобильных дорогах организуются Федеральной службой по надзору в сфере транспорта по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации. Указанные пункты на других автомобильных дорогах организуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области дорожного хозяйства по согласованию с министерствами (главными управлениями, управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в нарушение указанного Постановления Правительства было произведено взвешивание ТС, принадлежащего Гущиной Т.Ф., на передвижном пункте весового контроля, поэтому суд приходит к выводу о том, что акт № 13 от 21.04.2010 следует признать недействительным, а действия сотрудника КОГУ «Дорожный комитет Кировской области» по составлению указанного Акта - незаконными.

Поскольку применение данного вида весового контроля в рассматриваемом случае является незаконным, то суд не усматривает оснований для оценки остальных доводов заявителей.

Данный Акт нарушает права заявителей, поскольку им на указанных лиц незаконно возложена обязанность по возмещению вреда.

Ссылки представителей КОГУ «Дорожный Комитет Кировской области» на Постановление Правительства РФ от 31.10.1998 г. № 1272 « О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок», суд находит несостоятельными, поскольку данное Постановление регламентирует контроль за международными автомобильными перевозками должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Ссылку на Определение Верховного Суда РФ от 11.08.2003 г. суд также считает необоснованной, поскольку новая редакция Постановления Правительства № 1079 (в редакции Постановления Правительства № 495 от 02.08.2007 г.) также содержит приведённое выше положение об исключительно стационарных пунктах весового контроля транспортных средств.

На основании изложенного, суд считает необходимым признать недействительным Акт № 13 от 21.04.2010 г. о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, составленный сотрудником отдела безопасности дорожного движения и весового контроля КОГУ «Дорожный комитет Кировский области», признать незаконными действия сотрудника отдела безопасности дорожного движения и весового контроля КОГУ «Дорожный комитет Кировской области» по составлению указанного акта.

При подаче заявления Гущиным Ю.В. и Гущиной Т.Ф. была уплачена госпошлина в размере 200 рублей.

В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ с КОГУ «Дорожный комитет Кировской области» в пользу Гущиной Т.Ф. подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Гущиной Т.Ф. и Гущина Ю.В. удовлетворить.

Признать недействительным Акт № 13 от 21.04.2010 г. о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, составленный сотрудником отдела безопасности дорожного движения и весового контроля КОГУ «Дорожный комитет Кировский области». Признать незаконными действия сотрудника отдела безопасности дорожного движения и весового контроля КОГУ «Дорожный комитет Кировской области» по составлению указанного акта.

Взыскать с КОГУ «Дорожный комитет Кировской области» в пользу Гущиной Т.Ф. расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней.

В окончательной форме решение изготовлено 11.08.10 г.

Судья Новоселов О.Г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200