Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
24 сентября 2010 года г.Киров
Ленинский районный суд г.Кирова Кировской области в составе:
председательствующего судьи Кондаковой Т.З.
при секретаре Беляевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3475 по иску Кировского транспортного прокурора в интересах Сухаревой Я.М. к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Кировский транспортный прокурор, действующий в интересах Сухаревой Я.М., обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование требования указал, что 06.07.2010 года около 11 час. Сухарев С.А. со своей женой и двумя малолетними детьми {...}находился на станции Просница ГЖД в ожидании электропоезда № 6376 сообщением «Киров-Балезино». В 11 час. 10 мин. было объявлено о прибытии указанного электропоезда на четвертый путь ст.Просница. В это время на третьем пути ст.Просница стоял грузовой поезд № 5702. Ввиду отсутствия железнодорожного переходного моста Сухаревы вынуждены были осуществлять посадку в электропоезд, пролезая под вагонами упомянутого грузового поезда. Перенося на руках своего малолетнего сына Савелия, 03.09.2009 года рождения под железнодорожным вагоном, ударился ногой об рельсы и уронил ребенка, который упал головой об железнодорожную шпалу. Согласно акту судебно-медицинского освидетельствования № 1227 в результате травмирования ребенок получил телесные повреждения: кровоподтек в левой теменно-височной области в центре которого ссадина, аналогичные ссадины имеются в области лба слева, на верхнем веке слева, в области верхней губы в центре, и по задней поверхности левого локтевого сустава. Постановлением оперуполномоченного УР ЛОВД на ст.Зуевка от 08.07.2010 года по данному факту травмирования отказано в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления. Условиями, которые способствовали данному факту непроизводственного травматизма на ст.Просница ГЖД – филиала ОАО «РЖД», явились отсутствие на станции переходного моста для пассажиров, непринятие мер по расцепке грузового поезда, стоявшего на пути между вокзалом и электропоездом. Также были допущены нарушения служебных обязанностей со стороны работников ст.Просница, которые заранее не сообщили информацию о том, на какой путь будет подан электропоезд и времени стоянки грузового поезда, несмотря на неоднократные вопросы пассажиров. Сухаревой Я.М. в связи с травмой малолетнего сына причинены физические и моральные страдания. В результате травмирования сын проходил медицинское обследование в МУЗ «Городская больница № 1» г.Глазова республики Удмуртия. Сухарева Я.М., которая воспитывает двоих малолетних детей, до настоящего времени испытывает нервное напряжение, переживания, что может в дальнейшем негативно отразиться на физическом и психическом состоянии ребенка. В заявлении, поступившем в Кировскую транспортную прокуратуру, Сухарева Я.М. размер компенсации морального вреда определила в 30000 руб. Считает, что вред причинен источником повышенной. Владельцем ж.д.подвижного состава, которым был травмирован Сухарев С.С., является ОАО «РЖД». Просит взыскать с ОАО «РЖД» в пользу Сухаревой Я.М. компенсацию морального вреда в размере 30000 руб.
В судебном заседании старший помощник Кировского транспортного прокурора Евдокимов В.В. изменил основания иска. А именно пояснил, что согласно ст.ст.786, 1100 ГК РФ за нарушение условий договора перевозки пассажира перевозчик за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, несет ответственность, в том числе он обязан компенсировать моральный вред в соответствии с законодательством. Согласно ст.15 ФЗ «О защите прав потребителей» исполнитель (в данном случае перевозчик) обязан компенсировать потребителю моральный вред. Поскольку услуги по указанному договору перевозки оказывались ОАО «РЖД» (исполнитель), ответственность за причинение морального вреда должна быть возложена на ОАО «РЖД».
Истец Сухарева Я.М. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании поясняла, что в тот день возвращались с похорон, находились в стрессовом состоянии. Из п.Коныпа приехали на ст. Просница, чтобы сесть на экспресс-электричку. Когда объявили прибытие электрички, у них началась паника: как успеть перенести детей, сумки, самим перелезть, между путями лежали старые рельсы, а перед электричкой стоял грузовой поезд. У них не было другого выхода, как перелезать под грузовым поездом. Ее муж, несший на руках младшего сына, упал. Когда она увидела сына в кровоподтеках, испытала стресс, шок, сильные переживания за его здоровье. Сын очень сильно плакал от боли, он тоже испытал страдания. У мужа опухла нога от голени до бедра. На ст. Глазов их на «скорой помощи» увезли в приемный покой для экстренных больных. Там они пробыли без еды и воды еще часа 2-3. При проведении рентгена сын лишний раз получил облучение. Опасается за возможные негативные последствия от травмы.
Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» Прокашева Е.Ю. иск не признала. Пояснила, что в данном случае имело место грубое неосторожное поведение отца ребенка, а не деятельность ОАО «РЖД». Сухарев С.А. нарушил п.10 «Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнениях в этих зонах работ, проезда и перехода через ж.д.пути», утвержденных приказом Минтранса от 18.02.2007 года № 18, а именно «не допускается на железнодорожных путях и пассажирских платформах подлезать под железнодорожным подвижным составом». Согласно ст.786 ГК РФ по договору перевозки перевозчик обязуется перевезти пассажира в путь назначения, что было выполнено. В соответствии с постановлением Пленума ВС РФ от 26.01.2010 года если грубая неосторожность лица содействует получению вреда, в зависимости от степени вреда, размер ущерба должен быть уменьшен. Из акта судебно-медицинского исследования следует, что здоровью ребенка вред не причинен. Просит в иске отказать.
Выслушав прокурора, представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что 06.07.2010 года семья Сухаревых в составе супругов Сухарева С.А. и Сухаревой Я.М., их детей Сухарева Я.С., {...} года рождения, Сухарева С.С., {...} года рождения, вместе с Осиповой Н.П. (матерью Сухаревой Я.М.) находились на ст.Просница с целью поездки на электропоезде до г.Глазова. Ими были приобретены билеты на электропоезд № 6376 сообщением «Киров-Балезино». Нужный им электропоезд со стоянкой в 1 минуту прибыл в 11.09 на четвертый путь от вокзала, о чем сообщила дежурная по станции Рудакова И.Ю.. На третьем пути станции стоял грузовой поезд № 5702 из 33 вагонов. Железнодорожный перекидной мост, обеспечивающий безопасный переход пассажиров на пути, тоннель на станции не установлены. Сухаревы и Осипова направились к электропоезду, пролезая под вагонами грузового состава. Сухарев С.А. держал на руках малолетнего Сухарева С.С., пролезая под железнодорожным вагоном, Сухарев С.А. споткнулся об рельс, упал на землю. В результате падения ребенок Сухарев С.С. ударился головой о железнодорожную шпалу.
Согласно заключению судмедэксперта, отраженному в акте от 07.07.2010 года № 1227, при судебно-медицинском освидетельствовании у Сухарева С.С., {...} года рождения, обнаружены: кровоподтек в левой теменно-височной области, в центре которого ссадина, аналогичные ссадины имеются в области лба слева, на верхнем веке слева, в области верхней губы в центре, по задней поверхности левого локтевого сустава. Данные телесные повреждения вреда здоровью не причинили.
Проверка, проведенная следственными органами по данному факту, выявила условия, способствовавшие травматизму: отсутствие на станции переходного моста для пассажиров, не принятие мер по расцепке грузового поезда, стоявшего на пути между вокзалом и электропоездом, несвоевременное доведение до пассажиров информации о месте подачи электропоезда, времени стоянки грузового поезда. Пунктом 9.8 «Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ» от 16.10.2000 года № ЦД-790, утвержденной МПС РФ предписано: «останавливать грузовые поезда на пути, расположенном между пассажирским зданием (вокзалом) и путем, где стоит пассажирский поезд, как правило, не допускается. При стоянке грузового поезда на пути между пассажирским зданием (вокзалом) и пассажирским поездом, грузовой поезд должен быть расцеплен и для пассажиров сделан проход (если нет проходного моста или тоннеля). При необходимости пропуска поезда по путям, расположенным между пассажирским поездом и пассажирским зданием (вокзалом) дежурные по станции обязаны принимать меры, обеспечивающие безопасность посадки и высадки пассажиров.
Согласно постановления 18.09.2010 года в возбуждении уголовного дела по факту травмы Сухарева С.С. было отказано в связи с отсутствием в действиях дежурной по станции Просница ГЖД – филиала ОАО «РЖД» Рудаковой И.Ю. состава преступления.
05.08.2010 года и.о. Кировского транспортного прокурора в адрес Кировского центра организации работы железнодорожных станций, Дирекции управления движением ГЖД-филиала ОАО «РЖД» направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере пассажирских перевозок.
Ответчик, ссылаясь на грубую неосторожность Сухарева С.А., указывает на нарушение им п.10 «Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через ж.д.пути», утвержденных приказом Минтранса от 18.02.2007 года № 18, согласно которому не допускается на железнодорожных путях и пассажирских платформах подлезать под железнодорожным подвижным составом.
В соответствии с п.1 ст. 21 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ» от 10.01.2003 года № 17-фз железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
Согласно п.15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2003 года № 703 при оказании услуг по использованию инфраструктуры должны соблюдаться установленные требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья пассажиров, работников железнодорожного транспорта и третьих лиц, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, движения пассажирских поездов в соответствии с расписанием, нормативных сроков доставки грузов, багажа и грузобагажа в пункты назначения, экологической и пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В частности, перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.
На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. (ст.80 Устава железнодорожного транспорта РФ»).
Перевозчик бесплатно обеспечивает пользователя услугами железнодорожного транспорта своевременной и достоверной информацией о времени отправления и прибытия поездов, (ст.85 Устава железнодорожного транспорта).
Согласно ст..113. Устава перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положением ст.2 Устава разъяснено, что под пассажиром понимается лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, железнодорожного вокзала или пассажирской платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее;
железнодорожная станция - пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.
Судом установлено, что на станции Просница отсутствуют тоннели и мосты, обеспечивающие безопасный проход пассажиров от вокзала к путям. Дежурная по станции 06.07.2010 года не предупредила пассажиров заранее о месте прибытия электропоезда № 6376. Проход к прибывшему электропоезду № 6376 преграждал грузовой поезд № 5702. Пассажиры Сухаревы, приобретшие проездной билет до г.Глазова – места своего жительства (возвращались с похорон), с целью посадки на электропоезд № 637 с остановкой на 1 минуту от здания вокзала проследовали под вагонами грузового поезда № 5702. При этом малолетний Сухарев С.С. получил телесные повреждения.
Обстоятельства дела указывают на ненадлежащее оказание услуг по пользованию инфраструктурой пассажирам Сухаревым, не обеспечивших безопасность здоровья Сухарева С.С. В действиях (бездействии) ОАО «Российские железные дороги» суд усматривает вину.
В соответствии со ст.1095 Гражданского кодекса РФ и ст.14 Закона «О защите прав потребителей» вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.
Сторона истца заявила о компенсации морального вреда за причинение вреда здоровью Сухареву С.С.
Согласно ст.15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Суд приходит к выводу об обоснованности требования стороны истца о взыскании с ОАО «Российские железные дороги» компенсации морального вреда.
Определяя размер данной компенсации, суд принимает во внимание условия, при которых был причинен вред, что отсутствие моста или тоннеля, не принятие мер по расцепке поезда при столько непродолжительной остановке электропоезда не позволили Сухаревым иным способом подойти к электропоезду, что, по мнению суда, не квалифицирует неосторожность в действиях Сухарева С.А. в качестве грубой, недееспособность Сухарева С.С., локализацию полученных Сухаревым С.С. телесных повреждений и степень перенесенных им физических страданий, неосторожную форму вины причинителя вреда, и устанавливает размер компенсации в 30000 руб.
В соответствии сч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кировского транспортного прокурора в интересах Сухаревой Я.М. к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании компенсации морального вреда о компенсации морального вреда удовлетворить.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу Сухаревой Я.М. 30000 рублей компенсации морального вреда.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» госпошлину в доход государства 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кировский областной суд в течение 10 дней.
Судья Кондакова Т.З.