Дело № 2-3022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Киров 20 августа 2010 года
Ленинский районный суд г.Кирова в составе:
судьи Шамриковой В.Н.,
при секретаре судебного заседания Акимкиной Т.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Василькова Д.А. к Управлению Федеральной Службы исполнения наказаний по Кировской области о признании права на включение в состав участников подпрограммы, об обязании включить в состав участников подпрограммы,
У С Т А Н О В И Л:
Васильков Д.А. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной Службы исполнения наказаний по Кировской области о признании права на включение в состав участников подпрограммы, об обязании включить в состав участников подпрограммы. В обоснование иска указал, что 30.06.2009 г. направил на имя начальника УРУОУХД УФСИН России по Кировской области рапорт о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Считает, что относится к категории граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Распоряжением Правительства РФ от 07.10.2004 г. № 1291-р, пос. {...} в котором он проживает с 2003 года, отнесен к поселкам учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. В период с 1979 г. по 2003 г. был зарегистрирован и проживал в {...}, который также отнесен к поселкам учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Согласно решению жилищной комиссии УРУОУХОД ему отказано в признании участником подпрограммы, в связи с тем, что он не представил справку о проживании на территории поселка, согласно приложению № 1 к Инструкции. В этой связи сделал запрос в УРУОУХД о выдаче указанной справки, в ответе на который ответчик указал, что в выдаче справки ему отказано на основании того, что он не является сотрудником УИС, и, поскольку истец не представил необходимые документы, в состав участников подпрограммы включению не подлежит.
Приказ ФСИН России от 04.06.2007 г. № 287 регламентирует деление участников подпрограммы на сотрудников уголовно-исполнительной системы и лиц, уволенных со служб из УИС и граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Согласно решению Верховного Суда РФ от 23.12.2008 г. № ГКПИ08-2151 граждане, подлежащие переселению из поселков, имеют право на участие в подпрограмме независимо от признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и прохождения ими службы в органах УИС. Следовательно, возложение на них обязанности по представлению для участия в Подпрограмме справки из учреждения или органа УИС об общей продолжительности службы в календарном исчислении не может быть признано законным, поскольку приводит к неправомерному ограничению права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Просит признать за ним право на включение в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 г.г. на 2010 г. и обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области включить его в состав участников подпрограммы на 2010 г., взыскать с ответчика судебные расходы.
В судебном заседании истец Васильков Д.А. и его представитель заявленные исковые требования дополнили, просят взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 000 руб., расходы на оплату госпошлины в размере 200 руб.
Истец Васильков Д.А. дополнительно суду пояснил, что в настоящее время проживает в пос. Лесной в жилом помещении, предоставленном ему по договору социального найма, его жилищные условия изменились.
Представитель истца Старков А.В. дополнительно суду пояснил, что весь жилой фонд в 2006 г. был передан в муниципальную собственность. Считает, что проживание истца в служебном жилом помещении не влияет на существо заявленного им иска.
Представитель ответчика УФСИН России по Кировской области – Толкачев П.Б. заявленные требования не признал, суду пояснил, что выдача государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 гг., утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153.
В соответствии с пп. «б» п. 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, для участия в подпрограмме подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме согласно приложению N 1 к Правилам в учреждение (орган) УИС по месту расположения поселка.
30.06.2009 истец написал заявление на имя начальника Управления по руководству учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности (УРУОУХД), которое является структурным подразделением УФСИН России по Кировской области, о включении его в состав участников подпрограммы.
Решение было вынесено в соответствии с пп. «б» п. 22 Правил (непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 Правил), в связи с непредставлением заявителем справки о проживании на территории поселка. Такая справка может быть выдана только тем лицам, которые проживают в ведомственном жилищном фонде ФСИН России, поскольку сведениями о том, действительно ли гражданин проживает на территории поселка, может обладать только лицо, ведущее регистрационный или жилищный учет по месту жительства гражданина. Таких полномочий у УРУОУХД в отношении граждан, проживающих в муниципальном жилом фонде не имеется. Соответственно, у ответчика не было полномочий на выдачу справки о проживании истца на территории поселка.
Также, в соответствии с разъяснениями, данными Министерством регионального развития Российской Федерации в адрес ФСИН России от 21.12.2007 № 23420-АД/07, само понятие граждан, «подлежащих переселению», подразумевает при этом наличие у граждан, подлежащих переселению, на территории указанных поселков жилых помещений для постоянного проживания, предоставленных им ранее установленным порядком квартирно-эксплуатационными органами учреждений ФСИН России, в ведении которых находятся данные населённые пункты, и подлежащих сдаче после получения субсидии для приобретения жилья по избранному месту жительства.
Квартира {...} Кировской области была предоставлена истцу не квартирно-эксплуатационными органами учреждений ФСИН России, а наймодателем - Администрацией {...} района Кировской области по договору социального найма жилого помещения от 25.06.2009 №400. Таким образом, истец не в состоянии принять на себя и выполнить условие о сдаче жилого помещения в государственную собственность, с целью формирования служебного жилого фонда для проживания сотрудников и служащих ФСИН России.
Кроме того, в соответствии с пунктом 20 Правил копии документов, предоставляемые гражданами для признания их участниками Подпрограммы, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением подлинника. Истец в свою очередь предоставил в УРУОУХД не заверенные копии документов, что также повлияло на решение об отказе в признании его участником Подпрограммы. Свидетельством того, что истец был ознакомлен с данным требованием, является тот факт, что истцом было подписано заявление от 30.06.2009 на участие в Подпрограмме, в котором он подтвердил, что с условиями участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", ознакомлен и обязался их выполнять.
В соответствии с требованиями Инструкции формирование сводного списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы.
На основании утвержденного Правительством Российской Федерации графика выпуска и распределения сертификатов, выделенных на реализацию подпрограммы на планируемый год для УИС, ФСИН России в соответствии с представленными сводными списками и в пределах лимитов бюджетных средств готовит предложения по их распределению среди территориальных органов и образовательных учреждений УИС и в установленном порядке представляет на утверждение директору ФСИН России. Утвержденные контрольные цифры доводятся до территориальных органов и образовательных учреждений УИС.
Территориальный орган в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году и сводный список граждан, включенных в резерв на получение сертификатов в этом же году.
На основании вышеприведенных требований для УФСИН России по Кировской области была доведена телеграммой ФСИН России от 15.03.2010 № 10/41/5-891т контрольная цифра выделенных бюджетных средств. В мае 2010 года все государственные жилищные сертификаты в пределах контрольных цифр были выданы по УФСИН России по Кировской области. Таким образом, включение истца в список на получение ГЖС в 2010 году невозможно, поскольку повторное составление списка Правилами и Инструкцией не предусмотрено. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Управления по руководству учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний в судебное заседание не явился, в представленном суду письменном отзыве просит рассмотреть дело в его отсутствие, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя третьего лица. В отзыве на исковое заявление указано, что из-за отсутствия утвержденного порядка переселения граждан из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности ФСИН России выдает жилищные сертификаты только лицам, служившим либо продолжающим служить в УИС на должностях рядового и начальствующего состава. Граждане, проживающие и работающие в таких поселках на вольнонаемных должностях в учреждениях УИС либо не состоящие в трудовых отношениях с этими учреждениями, под действие подпрограммы не попадают. Считают, что истец не может являться участником данной Подпрограммы, и по линии ФСИН России обеспечен социальной выплатой на приобретение жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата. Просят отказать Василькову Д.А. в удовлетворении его исковых требований в полном объеме.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
Судом установлено, что Васильков Д.А 30.06.2009 г. направил на имя начальника УРУОУХД УФСИН России по Кировской области заявление о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Согласно представленному в материалы дела учетному делу Василькова Д.А., объяснений сторон, следует, что Васильков Д.А. является вольнонаемным работником, в состав сотрудников УФСИН РФ он не входит, имеет семью в составе жены - Васильковой О.А., сына - Василькова К.Д.. проживал в пос. {...} района Кировской области в жилом помещении по адресу: {...}, расположенном в деревянном доме с печным отоплением, предоставленном ему по договору социального найма от 25.06.2009 года. Согласно справке ГУП «БТИ» от 25.06.2009 года Васильков Д.А., Василькова О.А., Васильков К.Д. квартир, жилых помещений, частных домовладений принадлежащих им по праву собственности не имеют, в приватизации не участвовали. Согласно сообщениям Управления ФРС по Кировской области от 23.06.2009 года права на недвижимое имущество за Васильковым Д.А., Васильковой О.А., Васильковым К.Д. не зарегистрированы.
Согласно договору найма служебного жилого помещения № 181, заключенному истцом 05.05.2010 г. с Администрацией {...} городского поселения {...} района Кировской области, действующей от имени собственника жилого помещения Муниципального образования - {...}., как наймодателя, принял во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух жилых комнат в отдельной квартире, площадью 55,51 кв. м., расположенное в {...} для временного проживания в нем.
Согласно п. 2 указанного договора социального найма, жилое помещение предоставлено истцу на период работы в МУП «УК ЖКХ {...} городского поселения».
В судебном заседании не оспаривает факт проживания истца Василькова Д.А и членов его семьи в поселке {...}, относящемся к поселкам учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
13.07.2009 г. жилищная комиссия УРУОУХД УФСИН России по Кировской области отказала истцу во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой подпрограммы « Жилище» на 2002-2010 годы, в связи с неполным представлением документов, указанных в па. 4-6 Инструкции, утвержденной приказом ФСИН России от 04 июня 2007 № 287, а именно не представлены справка из учреждения или органа УИС об общей продолжительности службы в календарном исчислении, либо выписка из приказа об увольнении со службы в календарном исчислении, а также справка о проживании на территории поселка, предусмотренная п.6 Инструкции, утвержденной приказом ФСИН России от 04 июня 2007 года № 287.
23.10.2009 г. Васильков Д.А. обратился в УРУОУХД УФСИН России по Кировской области с заявлением о выдаче справки о проживании на территории поселка учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
28.10.2009 г. УРУОУХД УФСИН России по Кировской области отказало истцу в выдаче указанной справки, мотивируя отказ тем, что согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 Ю, а также Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления сертификатов гражданам - участникам подпрограммы в УИС, утвержденной приказом ФСИН России от 04 июня 2007 г. № 287, под переселение попадают только сотрудники, подлежащие увольнению со службы, а также граждане, уволенные из учреждений и органов УИС, проходившие службу на должностях рядового и начальствующего состава, и постоянно проживающие в поселках учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Граждане, проживающие и работающие в таких поселках на вольнонаемных должностях в учреждениях УИС либо не состоящие в трудовых отношениях с этим учреждением, под действие подпрограммы не подпадают.
Суд находит решение жилищной комиссии УФСИН России по Кировской области от 14.07.2009 г. в части отказа Василькова Д.А. во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой подпрограммы « Жилище» на 2002-2010 годы, не основанным на законе, по следующим основаниям.
Распоряжением Правительства РФ от 07.10.2004 г. № 1291-р пос. {...} Кировской области отнесен к поселкам с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Согласно п.п. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы « выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Согласно п.3 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом ФСИН России от 04.06.2007 № 287, граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, для участия в подпрограмме подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме согласно приложению N 1 к Правилам в учреждение (орган) УИС по месту расположения поселка.
Из содержания Подпрограммы следует, что она имеет своей целью обеспечение жилыми помещениями граждан РФ, перед которыми государство имеет такие обязательства.
Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы.
Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, для приобретения жилого помещения п.1 и 2 Правил).
Исходя из смысла и содержания указанных норм действующего законодательства следует, что проживание граждан в соответствующих поселках (в том числе пос. Лесной Верхнекамского района Кировской области) является самостоятельным основанием для их участия в Подпрограмме, которое связано со спецификой данного населенного пункта и необходимостью отселения из него граждан, не имеющих связи с уголовно- исполнительной системой.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Васильков Д.А., выразивший свою волю на участие в Подпрограмме вправе в установленном законом порядке получить государственный жилищный сертификат, подтверждающий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья и подлежит включению в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 г.г.» на 2010 год.
Доводы представителя ответчика о том, что на момент подачи Васильковым Д.А. рапорта в УРУОУХД УФСИН России по Кировской области, его семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, истец не является сотрудником уголовно-исполнительной системы и на момент подачи иска его жилищные условия улучшились, суд не принимает во внимание, поскольку данные доводы, правового значения для разрешения данного спора не имеют.
Из содержания подпункта «б» пункта 5 и подпункта 19 Правил следует, что граждане, подлежащие переселению из поселков, имеют право на участие в подпрограмме независимо от признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и прохождения ими службы в органах уголовно-исполнительной системы. Следовательно и возложение на них обязанности по предоставлению справки об общей продолжительности службы в календарном исчислении незаконно.
Юридически значимым обстоятельством для правильного и объективного разрешения данного спора является факт проживания Василькова Д.А и членов его семьи в поселке, относящемся к поселкам учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Данный факт установлен в судебном заседании, подтвержден материалами дела (в том числе учетного дела) и не оспаривается ответчиком.
В п. 6 инструкции закреплено, что граждане, проживающие на территории поселка, помимо документов, перечисленных в п. 4 Инструкции, предоставляют справку о проживании на территории поселка согласно приложению № 1 к Инструкции.
Из указанного приложения (образца справки) следует, что справка о проживании выдается территориальным органом уголовно-исполнительной системы.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что справка о проживании должна была быть выдана истцу УРУОУХД УФСИН России по Кировской области.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение жилищной комиссии УРУОУХД УФСИН России по Кировской области от 30.06.2009 г. и отказ УФСИН УРУОУХД России по Кировской области от 28.10.2009 г. об отказе истцу в выдаче справки о проживании на территории поселка учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности не основано не законе и ограничивает право истца на получение государственного жилищного сертификата, подтверждающего право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
В соответствии ч.1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно предоставленным суду документам, Васильковым Д.А., в связи с рассмотрением гражданского дела по его иску, были понесены следующие судебные расходы: юридическая консультация – 500 руб., составление искового заявления- 2 000 руб., подготовка и направление дела в суд -2000 руб., участив адвоката в суде - 4000 руб., командировочные расходы – 1500 руб., (квитанция от 20.08.2010 г. о выплате Васильковым Д.А. представителю Старкову А.В. вознаграждения в сумме 10 000 руб.) госпошлина – 200 руб. (квитанция от 21.05.2010 г.).
Учитывая, что Васильковым Д.А. были понесены судебные расходы в размере 10 000 руб., и 200 руб. госпошлина, суд находит требования истца о взыскании расходов на оплату услуг представителя и судебных расходов обоснованными, однако определяя сумму, подлежащую взысканию с ответчика в пользу истца в счет возмещения оплаты услуг представителя, суд принимает во внимание сложность данного гражданского дела, участие представителя в одном судебном заседании.
Учитывая изложенное, а также основываясь на принципе справедливости и разумности, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя 6000 руб. и госпошлину в размере 200 руб.
Руководствуясь ст.ст.194, 198, 262 Гражданского процессуального кодекса РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Василькова Д.А. удовлетворить.
Признать за Васильковым Д.А. право на включение в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 г.г.» на 2010 год.
Обязать Управление Федеральной Службы исполнения наказаний по Кировской области включить Василькова Д.А. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 г.г.» на 2010 год.
Взыскать с Управления Федеральной Службы исполнения наказаний по Кировской области в пользу Василькова Д.А. расходы на оплату услуг представителя в сумме 6 000 рублей.
Взыскать с Управления Федеральной Службы исполнения наказаний по Кировской области в пользу Василькова Д.А. расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кировский областной суд в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения с 26.08.2010 года.
Судья В.Н. Шамрикова