Дело № 2-3757/10
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 октября 2010 года г.Киров
Ленинский районный суд г.Кирова Кировской области в составе:
председательствующего судьи Новоселова О.Г.,
при секретаре Кочуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Кировской области в интересах Басманова А.А. к Департаменту социального развития Кировской области об обязании произвести замену транспортного средства,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Кировской области в интересах Басманова Аркадия Андреевича обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Кировской области об обязании произвести замену транспортного средства. В обоснование иска указано, что 24.12.2001 между департаментом социального развития Кировской области и Басмановым А.А. был заключен договор безвозмездного пользования автомобилем «Ока». Установленный постановлением Правительства Российской Федерации № 244 от 14.03.1995 «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно» 7-летний срок эксплуатации предоставленного автомобиля закончился 24.12.2008. В соответствии с ранее действовавшей редакцией (от 23.12.2003) подпункта 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5 «О ветеранах» инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования устанавливался Правительством Российской Федерации. Абзацем 22 пункта 9 статьи 44 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подпункт 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5 «О ветеранах» признан утратившим силу. В отношении инвалидов Великой Отечественной войны, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22.08. 2004 года N 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям, в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 670 «Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами». У Басманова А.А. право на обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям возникло до 01.01.2005 и реализовано до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1). Правовое регулирование общественных отношений, касающихся предоставления социальной защиты инвалидам Великой Отечественной войны, должно осуществляться на началах преемственности. Такой вывод основывается на правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации, который указал, что признание пунктом 6 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ утратившими силу пунктов 3 и 4 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах" не означает, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты инвалидов войны; это подтверждается и положениями статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, регулирующей вопросы предоставления в условиях нового правового регулирования прав, льгот и гарантий, признанных за соответствующими категориями граждан в рамках прежней системы социального обеспечения (определения от 27 декабря 2005 года N 502-О, от 2 февраля 2006 года N 56-0 и от 8 февраля 2007 года N 323-O-П). Следовательно, признание пунктов 3 и 4 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах" утратившими силу не может рассматриваться как произвольная отмена ранее установленных инвалидам войны прав, льгот и гарантий и отказ государства от ранее принятых публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации, а потому не препятствует сохранению сложившегося уровня их социальной защиты. Как следует из обращения Басманова А.А. в прокуратуру Кировской области и приложенных к ней материалов, департаментом социальной защиты Кировской области в замене в связи с истечением срока эксплуатации выданного Басманову А.А. автомобиля неоднократно было отказано (письма от 04.03.2009 №72-07-Б, от 29.01.2009 № 17-07-Б, от 13.11.2008 № 549-07-Б), в том числе со ссылкой на то, что положение Федерального закона «О ветеранах» о бесплатном получении при наличии медицинских показаний в пользование инвалидами войны транспортного средства вступившим в силу с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ признано утратившим силу. В системе действовавшего до 1 января 2005 года правового регулирования право на получение инвалидами Великой Отечественной войны транспортного средства имело прямое закрепление в федеральном законодательстве и осуществлялось Российской Федерацией. Бесплатным предоставлением им автомобиля в качестве технического средства реабилитации и его периодической заменой обеспечивалось исполнение государством принятой на себя обязанности по созданию для данной категории граждан с ограниченными возможностями надлежащих условий жизнеобеспечения. При этом определение круга и содержания мер социальной поддержки, включая предоставление транспортного средства, производилось и с учетом их особого правового статуса, отражало общественное признание их заслуг. В рамках перехода к новой системе социальной поддержки населения в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ основная часть ранее предоставлявшихся инвалидам Великой Отечественной войны льгот была заменена на ежемесячную денежную выплату. Кроме того, с 1 января 2005 года им была увеличена на 1000 рублей базовая часть пенсии и согласно Указу Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в сумме 1000 рублей. По своей правовой природе указанные выплаты - элементы механизма восполнения потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, следовательно, направлены на обеспечение стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2006 года N 56-0), причем они предоставляются всем инвалидам - без учета различий в объеме и содержании ранее предоставлявшихся льгот и не обеспечивают полноценную компенсацию отмененной льготы в форме предоставления транспортного средства. Между тем, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, государство не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом гражданина объем ранее предоставленных ему социальных гарантий. Эта правовая позиция в полной мере применима к инвалидам Великой Отечественной войны, выполнившим свой воинский долг и имеющим заслуги перед Отечеством. Изменение содержания и формы ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, - иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, определения от 4 апреля 2006 года N 89-0 и от 8 февраля 2007 года N 321-О-П). Из этого исходил и федеральный законодатель, закрепляя в Федеральном законе от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правило о том, что при переходе к основанной на его положениях системе социальной защиты граждан должны вводиться эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого ее уровня с учетом специфики правового, имущественного положения граждан, а также других обстоятельств (преамбула); при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (статья 153). Таким образом, во взаимосвязи с приведенными правовыми положениями и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации положение пункта 9 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которым признается утратившим силу подпункт 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", не исключает обязанность Российской Федерации обеспечить инвалидам Великой Отечественной войны, имеющим установленные до 1 января 2005 года соответствующие медицинские показания, как лицам с особым правовым статусом, вытекающим из признания их заслуг перед Отечеством, бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации, если оно было получено ими до 1 января 2005 года в качестве технического средства реабилитации. Данная правовая позиция подтверждается и определением Конституционного Суда РФ от 17.07.2007 N 624-О-П. Таким образом, Басманов А. А., являющийся инвалидом Великой Отечественной войны и реализовавший свое право на обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям до 01.01.2005 имеет право на замену транспортного средства по истечение 7 лет его эксплуатации за счет средств федерального бюджета, выделяемых в виде субсидии Кировской области. Просит обязать департамент социального развития Кировской области произвести Басманову А.А. замену транспортного средства.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Кирова Устюгова Е.В. представила заявление, в котором просит прекратить производство по делу в связи с вступившим в законную силу решением суда от 12.02.2010 года по спору между теми же сторонами о том же предмете спора и по тем же основаниям.
Басманов А.А. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в своё отсутствие.
Представитель Департамента социального развития Кировской области в судебное заседание не явился, представил возражение на иск, в котором указано, что Басманов А.А. обращался в Ленинский районный суд г.Кирова с требованием к департаменту заменить бесплатно транспортное средство в связи с истечением срока эксплуатации, выплате денежной компенсации. Департаментом 20.01.2010 были подготовлены возражения на исковое заявление Басманова А.А. Решением Ленинского районного суда г.Кирова от 12.02.2010 г. в удовлетворении исковых требований Басманова А.А. отказано. Просят производство по делу прекратить.
Выслушав доводы прокурора, изучив материалы дела, суд находит дело подлежащим прекращению ввиду следующего.
Решением Ленинского районного суда г.Кирова от 12.02.2010 года Басманову А.А. в удовлетворении исковых требований к Департаменту социального развития Кировской области об обязании заменить бесплатно транспортное средство в связи с истечением срока эксплуатации, выплате денежной компенсации отказано.
В соответствие со ст. 220 Гражданского процессуального кодекса РФ суд прекращает производство по делу, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.
На основании вышеизложенного, с учетом того, что имеется вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда от 12.02.2010 г. по делу по иску Басманова А.А. к Департаменту социального развития по Кировской области об обязании заменить бесплатно транспортное средство в связи с истечением срока эксплуатации, выплате денежной компенсации, суд считает возможным прекратить производство по делу по иску заместителя прокурора Кировской области в интересах Басманова А.А. к Департаменту социального развития Кировской области об обязании произвести замену транспортного средства.
Руководствуясь ст.ст.220, 224 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Производство по гражданскому делу по иску заместителя прокурора Кировской области в интересах Басманова А.А. к Департаменту социального развития Кировской области об обязании произвести замену транспортного средства - прекратить.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана жалоба в течение 10 дней в Кировский областной суд.
Судья Новоселов О.Г.