Решение по делу 2-424/11 о взыскании компенсации расходов.



Дело № 2-424/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киров 17 января 2011 года

Ленинский районный суд г. Кирова в составе:

председательствующего судьи Бронниковой О.П.

при секретаре Зверевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваль А.Л. к Государственному учреждению – Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о компенсации расходов,

УСТАНОВИЛ:

Коваль А.Л. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о компенсации расходов. В обоснование заявленных требований указано, что 14 декабря 2007 г. поставлен на учет в ГУ-Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения протезно-ортопедическими изделиями на основании личного заявления и индивидуальной программы реабилитации № 2659. Уведомлением от 11.12.2008 г. № 025139 извещен о том, что поставлен на учет для обеспечения (получения) эндопротеза тазобедренного сустава. Ему было предложено ждать очереди на проведение операции. Является больным гипертонической болезнью с преимущественным поражением сердца, длительное ожидание проведения операции могло окончиться для него летальным исходом. При таких обстоятельствах вынужден самостоятельно договариваться о проведении экстренной операции с ФГУ «ННИИТО» Росмедтехнологий». В период с 26.01.09 г. по 13.02.09 г. была проведена операция по эндопротезированию левого тазобедренного сустава протезом «Биомет». За проведение данной операции заплатил свои денежные средства в сумме 88390 руб.0З коп. 21 июля 2010 г. написал заявление на имя Управляющего КРО ФСС о компенсации расходов на проведение операции. Заявление с приложенными расходными документами у него не приняли, пояснив при этом, что реабилитационная программа закончилась. Согласиться сданным выводом не может, поскольку согласно приложения № 1 к приказу № 379н от 04.08.10 г. Минздравсоцразвития, указано, что мероприятия по протезированию по срокам установлены с 03.12.08 г. до 01.01.2010 г. Именно в эти сроки ему провели операцию по протезированию тазобедренного сустава. Считает, что разрешение данного вопроса возможно только в судебном порядке. Просит взыскать с ответчика денежные средства в сумме 88390 руб. 03 коп., услуги представителя в сумме 5000 рублей.

В судебном заседании истец и его представитель Вагин Н.В. исковые требования поддержали, подтвердили изложенное в исковом заявлении. Истец пояснил, что уведомление о постановке на учет не дождал, в связи с тем, что у него гипертония и процесс по установке эндопротеза затягивать нельзя.

Представитель ответчика Лобанова Я.О. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что отсутствуют нормы закона, дающие законодательные основания для удовлетворения требований истца. Согласно ст. 11.1. Федерального закона № 181 -ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Во исполнение данной обязанности Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240, утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. Пунктом 7 Правил установлено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации техническое средство не может быть предоставлено инвалиду или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства, которое должно быть предоставлено инвалиду в соответствии с программой реабилитации. В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 181 -ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида разрабатывается органами медико-социальной экспертизы для каждого конкретного инвалида и содержит комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. В разделе «Мероприятия медицинской реабилитации» индивидуальной программы реабилитации № 2701 от 03.12.2008 г. инвалида - Коваля А.Л. содержится запись - эндопротезирование левого тазобедренного сустава, срок проведения реабилитационных мероприятий с 03.12.2008 по 01.01.2010. Эндопротез был приобретен в ООО «Медицинская Компания Новые Технологии» - 25.11.2008 г. до разработки Индивидуальной программы реабилитации № 2701. Соответственно, на 25.11.2008 г. нуждаемость Коваля А.Л. в эндопротезировании левого тазобедренного сустава не установлена. На момент приобретения эндопротеза у Коваля А.Л. действовала другая индивидуальная программа реабилитации инвалида № 2659 от 14.12.2007 г. со сроком действия до 01.01.2009 г. в которой не содержалось рекомендаций по эндопротезированию. Таким образом, ГУ - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, не имеет законных оснований компенсировать стоимость самостоятельно приобретенного 25.11.2008 г. технического средства реабилитации, как не рекомендованного индивидуальными программами реабилитации. Граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Отношения доверителя и представителя строятся в соответствии с действующим законодательством и, как правило, на условиях договора поручения или договора о возмездном оказании услуг. В материалы же дела не представлено доказательств об оплате услуг представителя в сумме 5 000 рублей. Просит суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку требования истца являются необоснованными.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 2 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» устанавливает, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Согласно ст. 9 вышеуказанного закона основные направления реабилитации инвалидов включают в себя восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение и т.д.

В соответствии со ст. 11 Закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Согласно ст. 7 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются: в том числе и потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р к техническим средствам реабилитации относятся протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы.

До 01.10.2008 года действовали правила обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 877, согласно которых обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Заявление о предоставлении (замене) инвалиду технического средства реабилитации и ветерану - протеза, протезно-ортопедического изделия подается инвалидом, ветераном либо лицом, представляющим их интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган).

Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду, а протез, протезно-ортопедическое изделие - ветерану или если эти лица самостоятельно обеспечили себя соответствующим средством (изделием) путем приобретения за собственный счет, им выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, которое должно было быть предоставлено инвалиду, ветерану по индивидуальной программе реабилитации.

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании заявления инвалида, ветерана или лица, представляющего их интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, а также на основании документов, подтверждающих эти расходы.

Выплата компенсации инвалиду, ветерану осуществляется уполномоченным органом в порядке очередности по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет этих лиц (по их желанию).

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Пунктом 2 Правил также установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

В п. 3 Правил указано, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем: а) предоставления соответствующего технического средства (изделия); б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия); в) предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости - сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил; г) оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости - сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях; д) выплаты компенсации расходов на мероприятия, указанные в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Пунктами 14, 16 Правил установлено, что выплата компенсации инвалиду (ветерану, сопровождающему лицу) в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 12 настоящих Правил, осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет получателя компенсации (по его желанию). Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 4 августа 2008 г. N 379н утвержден порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида. Согласно данного порядка разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, и реабилитационного потенциала.

Указанная программа доводится до сведения инвалида (его законного представителя) в доступной для него форме.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (Федерального бюро, главного бюро).

Специалисты бюро (Федерального бюро, главного бюро) обязаны объяснить инвалиду (его законному представителю) цели, задачи, прогнозируемые результаты и социально-правовые последствия реабилитационных мероприятий и сделать соответствующую запись в акте освидетельствования о дате проведения собеседования.

Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) состоит из следующих этапов: проведение реабилитационно-экспертной диагностики, оценка реабилитационного потенциала, определение реабилитационного прогноза и определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры. Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину.

Согласно справке МСЭ № 0002663464 Коваль А.Л. является инвалидом 2-й группы по общему заболеванию бессрочно с 14.12.2007 года.

В заключении Кировской областной клинической больницы № 3 г. Кирова от 30.10.2008 г. Ковалю А.Л. рекомендовано эндопротезирование левого тазобедренного сустава.

В индивидуальной программе реабилитации № 2659 от 14.12.2007 г., выданной ФУ МСЭ (ИПР) Ковалю А.Л. со сроком действия до 01.01.2009 г. не содержалось рекомендаций по эндопротезированию.

Индивидуальной программой реабилитации инвалида Коваля А.Л. № 2701 от 03.12.2008 г., выданной «Главным бюро МСЭ» предусмотрено эндопротезирование левого тазобедренного сустава с 03.12.2009 г. по 01.01.2010 г.

Согласно уведомлению № 025139 от 11.12.2008 г. ГУ-Кировском региональном отделении – ФСС РФ Коваль А.Л. поставлен на учет в ГУ-КРО ФСС РФ. Эндопротез тазобедренного сустава – об обеспечении данным изделием Коваль А.Л. будет извещена дополнительно.

21.07.2010 г. Коваль А.Л. обратился в ГУ-КРО ФСС РФ с заявлением о компенсации расходов на приобретение эндопротеза тазобедренного сустава.

Согласно приходного кассового ордера № 621 от 25.11.2008 г. и справки ООО «Медицинская Компания Новые Технологии» от 09.12.2010 г. Коваль А.Л. оплатил эндопротез тазобедренного сустава с материалами (производства BIOVTN UK LTD Великобритания) на основании счета № 5306 от 19.11.2008 г.

Поскольку истцом представлены доказательства понесенных расходов по эндопротезированию, у истца имелись медицинские показания, операция по эндопротезированию была проведена после составления индивидуальной программе реабилитации, суд считает исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы представителя ответчика о том, что для компенсации стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации, приобретенного истцом 25.11.2008 г. законодательных оснований не имеется, не могут быть приняты судом, поскольку выплата компенсации предусмотрена законом.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на представителя в разумных пределах в сумме 3000 рублей.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход государства госпошлина, размер которой суд на основании п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации считает возможным уменьшить до 200 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст. ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Коваля А.Л. к Государственному учреждению – Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - удовлетворить.

Взыскать с Государственного учреждения – Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в пользу Коваля А.Л. компенсацию расходов в сумме 88390 рублей 03 копейки и услуги представителя в сумме 3000 рублей, а всего в сумме 91 390 рублей 03 копейки.

Взыскать с Государственного учреждения – Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в доход государства госпошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Судья : О.П.Бронникова