Решение по делу 2-278/11 об ограничении доступа к Интернет-ресурсам.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2011 года г.Киров

Ленинский районный суд г. Кирова в составе:

председательствующего судьи Бакиной Е.Н.

с участием прокурора Бережицкой Н.А.

при секретаре Карташовой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц к ОАО (наименование) в лице Кировского филиала об ограничении доступа к Интернет-ресурсам путем добавления на пограничных маршрутизаторах правил фильтрации IР-адресов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО (наименование) в лице Кировского филиала об ограничении доступа к Интернет-ресурсам путем добавления на пограничных маршрутизаторах правил фильтрации IР-адресов. В обоснование заявления указал, что прокуратурой города Кирова проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и противодействии экстремистской деятельности в социальных сетях общего пользования организациями, оказывающими услуги по доступу к сети «Интернет», в том числе ОАО (наименование). Установлено, что на основании выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи лицензий на оказание телематических услуги связи ОАО (наименование) осуществляет предоставление гражданам и юридическим лицам услуг по доступу к сети «Интернет». В соответствии с требованиями ст.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, а также выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. Согласно ст. 12 указанного Федерального закона запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. На территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом и подлежат включению в федеральный список экстремистских материалов. Данный список размещается в международной компьютерной сети «Интернет» на сайте федерального органа государственной регистрации - Министерства юстиции России (ст. 13 Федерального закона № 114-ФЗ).

Так, решением Кировского районного суда г.Уфы от 05.03.2009 признан экстремистским интернет - ресурс ( адрес 1); решением Самарского районного суда г.Самары от 16.04.2009 - интернет-ресурс ( адрес 2); решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 20.01.2010 - интернет-ресурс ( адрес 3); решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 20.01.2010 - интернет-ресурс ( адрес 4); решением Советского районного суда г.Липецка от 22.04.2010 - интернет-ресурс ( адрес 5).; решением Советского районного суда г.Липецка от 07.09.2010 - интернет-ресурс ( адрес 6); решением Самарского районного суда г.Самары от 28.09.2009 - интернет-ресурс (адрес 7) Указанные сайты включены в федеральный список экстремистских материалов. В ходе прокурорской проверки, отраженной в акте об исполнении законодательства об информации, информационных технологиях и противодействии экстремистской деятельности в социальных сетях общего пользования от 02.12.2010 установлено, что при использовании доступа к сети «Интернет» провайдером ОАО (наименование) не заблокирован доступ к вышеназванным интернет - ресурсам, признанными федеральными судами Российской Федерации экстремистскими. Поскольку осуществление свободного доступа к интернет - ресурсам, включенным в Федеральный список экстремистских материалов, может способствовать продолжению противоправной деятельности экстремистски настроенных организаций, распространению их идеологи, то доступ к ним следует ограничить в целях восстановления нарушенных прав граждан и в соответствии с требованиями действующего законодательства. Просит обязать ОАО (наименование) ограничить доступ абонентов (юридических и физических лиц) к интернет-ресурсам - ( адрес 1); ( адрес 2); ( адрес 3); ( адрес 4); ( адрес 5).; ( адрес 6); (адрес 7) путем добавления на пограничных маршрутизаторах правил фильтрации IP-адресов.

В судебном заседании прокурор поддержал изложенное в заявлении, уточнил исковые требования, просить обязать ОАО (наименование) ограничить доступ абонентов (юридических и физических лиц) к интернет-ресурсам - ( адрес 1)/; ( адрес 2); ( адрес 3); ( адрес 4); ( адрес 5); ( адрес 6); (адрес 7) путем применения технической блокировки доменных имен.

Представитель ответчика ОАО (наименование) Захарова Е.В. по доверенности исковые требования не признала, суду пояснила, что ОАО (наименование) не является обладателем информации и не осуществляет доступ к информации на указанных в иске интернет-ресурсах, а является оператором, обеспечивающим возможность приема и передачи телематических сообщений между абонентским терминалом и информационной системой информационно-телекоммуникационной сети. Таким образом, иск должен быть предъявлен к обладателям информации, зарегистрировавшим доменные имена, указанные в исковом заявлении. Прокурор вправе обязать в соответствии с законом обладателя информации блокировать доступ к указанным в иске интернет-сайтам. Полностью ограничить доступ к экстремистским сайтам могут только провайдеры, чьим хостингом пользуются владельцы этих сайтов (т.е. полностью заблокировать доступ могут только хостинговые компании, которые размещают указанные веб-сайты на своих серверах). Теоретически существуют два варианта реализации ограничения доступа к веб-сайтам: фильтрация по IP -адресу (данный способ указан в исковом заявлении); техническая блокировка доменных имен. Фильтрация по IP-адресу неэффективна, так как поменять IP-адрес любого сайта его владелец может за 1-4 часа. Кроме того, хостинговые компании не гарантируют привязку доменное имя - IP адрес. Под одним IP адресом может быть доступно несколько интернет-ресурсов. Работающие ресурсы сегодня, завтра могут быть доступны через другой IP-адрес вследствие работ провайдера, хостинг-компании или переезда интернет- сайта на другой хостинг. Следовательно, установленное ограничение сейчас может привести к блокировке легального ресурса в дальнейшем. Кроме того, оборудования для фильтрации IP-адресов у компании (наименование) нет. В случае применения технической блокировки доменных имен, как способа ограничения доступа абонентов к указанных интернет-сайтам, возникает проблема осуществления контроля заблокированных ресурсов на смену содержания. Контролировать заблокированные ресурсы на смену тематики и содержания ОАО (наименование) не имеет технической возможности. Следовательно, существует риск того, что в дальнейшем на указанных сайтах (без смены доменного имени) будет размещена какая-либо законная информация, а продолжающееся блокирование данных сайтов будет нарушать право граждан на получение и распространение информации. Считает, что ОАО (наименование) является ненадлежащим ответчиком по делу. Тем не менее, ответчиком фактически выполнены действия по ограничению доступа абонентов к спорным интернет-ресурсам.

Выслушав стороны, прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В судебном заседании установлено, что на основании выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи лицензий на оказание телематических услуги связи ОАО (наименование) осуществляет предоставление гражданам и юридическим лицам услуг по доступу к сети «Интернет».

Согласно ст.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, а также выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Согласно ст. 12 указанного Федерального закона запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. На территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом и подлежат включению в федеральный список экстремистских материалов.

В федеральный список экстремистских материалов включены интернет-ресурсы: ( адрес 1); ( адрес 2); ( адрес 3); ( адрес 4); ( адрес 5); ( адрес 6); (адрес 7). В ходе проверки 02.12.2010 г. установлено, что при использовании доступа к сети «интернет» провайдером ОАО (наименование) не заблокирован доступ к данным интернет-ресурсам.

Положениями ч.1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.5 ст. 15 указанного Федерального закона передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частью 6 ст. 10 Федерального закона ««Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Ст. 9 Федеральным законом предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положениями ст.29 Конституции РФ установлено, что пропаганда или агитация, возбуждающее социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду не допускаются, устанавливается запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Обеспечение доступа к информации, направленной на нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой и религиозной розни, подрывает основы национальной безопасности РФ, нарушает конституционные права граждан, которые они могут использовать и защищать вне зависимости от национальной или расовой принадлежности.

В судебное заседание представлено письмо от 13.01.2011г. заместителя вице – президента по безопасности директора департамента информационной безопасности ОАО (наименование) из которого следует, что в целях выполнения требований, изложенных в исковом заявлении прокуратуры города Кирова №93-2010 от 06.12.2010, компанией ОАО (наименование) были проведены работы по ограничению доступа абонентов (юридических и физических лиц) к Интернет-ресурсам ( адрес 1); ( адрес 2); ( адрес 3); ( адрес 4); ( адрес 5); ( адрес 6); (адрес 7) Доступ к указанным Интернет-ресурсам заблокирован путём внесения правил на DNS-серверах, обслуживающих GPRS/UMTS комплексы ОАО (наименование), согласно которым для указанных доменных имен были созданы мастер зоны и произведено перенаправление всех запросов по этим зонам на IP-адрес 127.0.0.1. В результате выполнения данных работ все абоненты ОАО (наименование) при обращении к указанным Интернет-ресурсам перенаправляются на технологический служебный IP-адрес 127.0.0.1 вместо реальных существующих IP-адресов, используемых в настоящий момент данными Интернет-ресурсами. Таким образом, для всех абонентов заблокирован доступ к указанным Интернет-ресурсам экстремистского характера. Блокировка указанных Интернет-ресурсов путём внесения правил фильтрации IP-адресов, используемых данными Интернет-ресурсами в настоящий момент, на пограничных маршрутизаторах не позволит заблокировать доступ к указанным Интернет-ресурсам в случае смены данными Интернет-ресурсами IP-адресов, и заблокирует доступ абонентов к легитимным Интернет-ресурсам, использующим те же IP-адреса что и запрещённые Интернет-ресурсы.

Поскольку в судебном заседании установлено, что ответчиком фактически выполнены действия по ограничению доступа абонентов спорным интернет-ресурсам путем применения технической блокировки доменных имен, т.е. требования прокурора выполнены, но после предъявления им иска в суд, прокурор настаивает на принятии решения, суд полагает, что требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц к ОАО (наименование) в лице Кировского филиала об ограничении доступа к Интернет-ресурсам, удовлетворить.

Обязать ОАО (наименование) ограничить доступ абонентов (юридических и физических лиц) к интернет-ресурсам - ( адрес 1); ( адрес 2); ( адрес 3); ( адрес 4); ( адрес 5).; ( адрес 6); (адрес 7) путем применения технической блокировки доменных имен.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней.

Судья Е.Н.Бакина