Дело № 2-685/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Киров 31 января 2011 года
Ленинский районный суд г. Кирова в составе
Председательствующего судьи Бронниковой О.П.
при секретаре Зверевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировской области в интересах Миндубаева Ф.М. к Государственному учреждению - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязать предоставить путевку,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кировской области обратился в суд с иском к ГУ - КРО ФСС РФ о признании незаконным бездействий, обязать предоставить путевку. В обоснование иска указано, что Прокуратурой Кировской области проведена проверка по обращению Миндубаева Ф.М. по факту непредоставления ему путевки на санаторно-курортное лечение. Установлено, что Миндубаев Ф.М. является инвалидом третьей группы и в соответствие с п.8 ст.6.1. ФЗ «О государственной социальной помощи» №178-ФЗ от 17.07.1999 (далее Закон) имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. 29.10.2009 Миндубаев Ф.М. обратился в ГУ-Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году, в течение 2010 года и до настоящего времени путевка на санаторно-курортное лечение Миндубаеву Ф.М. не предоставлена. В соответствии с п.8 ст.6.1. ФЗ «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17.07.1999 г. Миндубаев Ф.М. как инвалид 3 группы имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Несмотря на то, что Миндубаев Ф.М. в октябре 2009 поставлен на учет на получение путевки на санаторно-курортное лечение, в течение 2010 года и до настоящего времени он путевкой не обеспечен, что не позволяет Миндубаеву Ф.М. пройти необходимую комплексную реабилитацию. В настоящее время Миндубаев Ф.М. сохраняет право на получение путевки за период принадлежащего ему в 2010 году права на санаторно-курортное обеспечение. Миндубаев Ф.М. обратился в прокуратуру области с заявлением о защите его прав в судебном порядке. Просит обязать ГУ - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Миндубаеву Ф.М. путевку на санаторно-курортное лечение за период принадлежащего в 2010 году права на санаторно-курортное обеспечение.
В судебном заседании представитель прокуратуры Кировской области Христолюбова Н.А. исковые требования поддержала, подтвердила изложенное в исковом заявлении, на исковых требованиях настаивает.
Истец Миндубаев Ф.М. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика Лобанова Я.О. исковые требования не признала, пояснила, что фонд был вправе осуществлять в 2010 году финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ, со сроком пребывания не более 21 дня, а для больных с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - не более 42 дней, стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренных ФЗ от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. Законом не предусмотрено исполнение за счет средств ФСС РФ расходных обязательств РФ по предоставлению «набора социальных услуг» в рамках закона № 178-ФЗ. Кроме того, ФЗ № 178-ФЗ не содержит гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, а лишь устанавливает период предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг -календарный год, т.е. период с 1 января по 31 декабря. Формирование списка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг на будущий год, происходит до 1 октября текущего года, т.е. гражданам предоставлено право выбора - получать набор социальных услуг или ежемесячную денежную выплату, для этого они должны обратиться в территориальный орган ПФ РФ по месту жительства до 1 октября текущего года. Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления. Следовательно, данная норма устанавливает правовой механизм реализации права граждан на выбор, направлена на обеспечение адресности предоставления государственной социальной помощи, эффективного расходования средств, выделяемых на эти цели, и обусловлена необходимостью планирования мероприятий, связанных с предоставлением государственной социальной помощи. Таким образом, действующим законодательством не установлено право граждан-получателей социальных услуг на ежегодное санаторно-курортное лечение. При регистрации заявления Миндубаева Ф.М. от 29.10.2009г. о предоставлении путевки, заявлению был присвоен номер 7610. При формировании списка на обеспечение путевками в 2010 году, были исключены лица, не сохранившие право на предоставление набора социальных услуг в 2010 году, а также лица обеспеченные путевками в 2009 году, соответственно заявлению Миндубаева Ф.М. от 29.10.2009г. на 01.01.2010г. был присвоен номер 3408. В 2010 году в пределах средств, выделенных из федерального бюджета, отделением Фонда в установленном порядке приобретено 1925 путевок. В связи с данными объективными обстоятельствами путевка Миндубаеву Ф.М. в 2010 году не была предоставлена, поскольку внеочередное предоставление Миндубаеву Ф.М. путевки нарушило бы права других граждан, имеющих равное с ним право на получение путевки согласно даты подачи заявления на санаторно-курортное лечение. Согласно внутриведомственной бюджетной росписи расходов бюджета Фонда и лимитов бюджетных обязательств бюджета Фонда на 2010 год ГУ - КРО ФСС РФ утвержденной 15.12.2009г., с учетом последующих корректировок, сумма предусмотренная на санаторно-курортное лечение для отдельных категорий граждан составила 32233,7 тыс.руб. В пределах выделенных ГУ - КРО ФСС РФ ассигнований на санаторно-курортное лечение для отдельных категорий граждан в 2010 году приобретено 1925 путевок. На основании изложенного следует, что фактически все средства федерального бюджета, переданные на эти цели Фонду социального страхования РФ, полностью израсходованы на указанные цели. Кроме того, является безосновательной ссылка истца на Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поскольку данным нормативным актом на Фонд социального страхования РФ возложена обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств Федерального бюджета, выполнение реабилитационных мероприятий в части санаторно-курортного лечения не относится к компетенции Фонда. Соответственно, региональное отделение Фонда при выделении путевок льготным категориям граждан, руководствуется Законом № 178-ФЗ, а не ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Миндубаев Ф.М. является инвалидом третьей группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2007 № 5713275.
Из письма ГУ-КРО ФСС РФ от 11.01.2010 г. следует, что Миндубаеву Ф.М. по заявлению от 11.01.2005 г. была предоставлена путевка в санаторий (наименование 1) с 09.10.2005 г., по заявлению от 10.01.2006 г. была предоставлена путевка в санаторий (наименование 2) 29.09.2006 г., по заявлению от 12.02.2007 г. была выделена путевка в санаторий Кировской области с датой заезда – декабрь 2008 г., от которой он отказался, далее по данному заявлению была предложена путевка в санаторий (наименование 3), по которой он прошел санаторно-курортное лечение с 10.06.2009 г.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 года № 178-ФЗ Миндубаев Ф.М. имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, что сторонами не оспаривается.
Согласно ст. 6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи» в набор социальных услуг включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
В соответствии с п. 2 ст. 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Согласно п. 3 ст. 6.5 указанного закона порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864 утверждены «Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг». Согласно п. 4 указанных Правил, финансовое обеспечение расходов Фонду социального страхования Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно- курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
В силу п. 11 Правил средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение направляются на оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям, отобранным по конкурсу, проводимому Фондом социального страхования Российской Федерации и включенным в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Выдача гражданам путевок осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации при наличии медицинских показаний, справки учреждения здравоохранения. Объем и условия оказания санаторно-курортной помощи, а также длительность пребывания граждан в санаторно-курортном учреждении в зависимости от заболевания устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении, определяемая с учетом прогнозного количества лиц, имеющих медицинские показания к получению санаторно-курортного лечения, размер денежных средств, выделяемых на финансирование указанной меры социальной поддержки, определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 28 ноября 2009 г. N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" Фонд вправе осуществлять в 2010 году финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, со сроком пребывания не более 21 дня, а для больных с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - не более 42 дней, стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренных Федеральным законом N 178-ФЗ, в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели.
Истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче путевки на санаторно-курортное лечение 29.10.2009 г.
Согласно справке для получения путевки от 24.03.2010 года № 58 Миндубаеву Ф.М. показано санаторно-курортное лечение в летний период в санаториях Краснодарского края.
Принимая во внимание, что на период 2010 года за Миндубаевым Ф.М. сохранялось право на получение льгот в натуральной форме и он не лишен права на получение санаторно-курортной путевки в порядке, предусмотренном действующим законодательством, то требования прокурора о предоставления Миндубаеву Ф.М. путевки на санаторно-курортное лечение за период принадлежащего в 2010 г. права на санаторно-курортное обеспечение подлежат удовлетворению.
Доводы представителей ответчика об отсутствие средств не могут быть приняты судом во внимание, т.к. отсутствие финансирования не является основанием отказа в предоставлении социальной услуги в виде путевки на санаторно-курортное лечение, в которой Миндубаев Ф.М. нуждается по медицинским показаниям.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход государства госпошлина, размер которой суд на основании п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации считает возможным уменьшить до 200 руб. 00 коп.
Руководствуясь статьями 194-198,199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Кировской области в интересах Миндубаева Ф.М. к Государственному учреждению – Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязать предоставить путевку - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить путевку на санаторно-курортное лечение Миндубаеву Ф.М. за период принадлежащего в 2010 году права на санаторно-курортное обеспечение.
Взыскать с Государственного учреждения – Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в доход государства госпошлину в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.
Судья О.П. Бронникова