Дело № 2-1380/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Киров 18 апреля 2011 года
Ленинский районный суд Кировской области в составе:
Председательствующего судьи Бронниковой О.П.
при секретаре Зверевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц к ОАО (наименование) обязать создать рабочие места для трудоустройства инвалидов,
У С Т А Н О В И Л
Прокурор Ленинского района г.Кирова обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ОАО (наименование) об обязании создать рабочие места для трудоустройства инвалидов. В обоснование иска указано, что прокуратурой Ленинского района г. Кирова проведена проверка по соблюдению ОАО (наименование) законодательства по выделению квот для трудоустройства инвалидов. Согласно ч.1 ст.3 Закона Кировской области «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории Кировской области» организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В силу п. 2.3 Порядка установления квоты в организациях для приема на работу инвалидов на территории Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2005 года № 30/43, организациям со среднесписочной численностью работников от 101 до 300 человек устанавливается минимальная квота для приема на работу инвалидов в размере 4% к среднесписочной численности работников. В ходе проведенной проверки установлено, что среднесписочная численность ОАО (наименование) составляет 175 человек, следовательно, в организации должно быть создано не менее 7 квотированных рабочих мест для инвалидов (175 мест х 4% / 100% = 7 мест). В то же время, специальные рабочие места для инвалидов в организации не созданы, что подтверждается информацией ОАО (наименование) и штатным расписанием общества. Бездействие ОАО (наименование) нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку указанное влечет за собой нарушение прав инвалидов, число которых постоянно меняется. В связи с изложенным просит суд обязать ОАО (наименование) создать дополнительно не менее 7 рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
В судебном заседании помощник прокурора Жданов А.С. изложенное в заявлении поддержал, настаивал на удовлетворении заявления, пояснил, что рабочие места для инвалидов не заквотированы на данном предприятии в нарушении действующего законодательства. В ходе судебного заседания, исковые требования уточнил, просит суд, учитывая, изменение среднесписочной численности работников ответчика составляющей 163 человека, а также что по трудовому договору в организации работает инвалид, обязать ОАО (наименование) создать дополнительно не менее 5 рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Представитель ответчика Ланских С.А. исковые требования не признала, пояснила, на сегодняшний день, имеется тенденция к уменьшению среднесписочной численности, на 18.04.2011г. среднесписочная численность работников ответчика составляет 163 человека. Среднесписочная численность работников ответчика подтверждается расчетом среднесписочной численности на апрель 2011г. Количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов определяется работодателем самостоятельно в соответствии с установленным размером квоты. Ответчик реализует права инвалидов на труд, никоим образом не дискриминирует их. В настоящее время в организации работает инвалид. При обращении инвалидов на работу ответчик не отказывает, если соискатель, являющийся инвалидом, соответствует своими трудовыми качествами, требованиями, устанавливаемые работодателем, его трудоустраивают. Деятельность ответчика постоянно и непосредственно связана с работой в действующих электроустановках по межотраслевым правилам по охране труда; работой на высоте; верхолазными работами; физическими нагрузками (рабочая поза вынужденная - на коленях, на корточках), а также с длительными служебными поездками в основном за пределами Кировской области. В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят обязательные медицинские осмотры (обследования). Ежегодно весь персонал Общества проходит медицинское освидетельствование в специализированных медицинских учреждениях на право выполнения данных работ. Данный медосмотр и выявляет пригодность лица к выполнению поручаемой работы. Ответчику оборудовать специальное рабочее место для инвалида не представляется возможным, поскольку работодателю заранее не известны требования к нему, а именно: степень утраты трудоспособности, уровень образования инвалида, индивидуальная программа его реабилитации и др. Ответчик не имеет финансовой возможности организовывать подобные рабочие места для инвалидов; это потребует дополнительных материальных затрат, которыми организация не располагает. В соответствии с Уставом ОАО (наименование), утверждение штатного расписание отнесено к компетенции коллегиального органа управления Общества - Советом директоров. Процедура утверждения штатного расписания сложная. В Фонде оплаты труда организации, который указан в штатном расписании, не предусмотрены денежные средства на оплату труда инвалидам. Ежегодно утверждается годовой бюджет организации на заседании Совета директоров ОАО (наименование). Движение денежных средств отражается в Бюджете денежных средств, который ежемесячно согласовывается внутри организации между службами организации. В них не учтены расходы на трудоустройство инвалидов, в частности, на приобретение специального оборудования, просила в удовлетворении исковых требований об обязании создать не менее 7 рабочих мест для инвалидов отказать.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, предусмотрено ст.45 ГПК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом в Российской Федерации признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Согласно ст. 20 указанного Закона инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда в виде установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
Статьей 21 названного Закона установлено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии со ст. 3 Закона Кировской области от 30.06.2003 года № 174-30 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории Кировской области» работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Порядок установления квоты в организациях определяется Правительством области.
Согласно п. 2.3. Порядка установления квоты в организациях для приема на работу инвалидов на территории Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2005 года № 30/43, организациям со среднесписочной численностью работников от 101 до 300 человек устанавливается минимальная квота для приема на работу инвалидов в размере 4% к среднесписочной численности работников.
В судебном заседании установлено, что численность работников ОАО (наименование) превышает 100 человек, в частности, по состоянию на 18.04.2011 года среднесписочная численность ОАО (наименование) составляет 163 человека.
В связи с этим суд приходит к выводу о том, что в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Кировской области в ОАО (наименование) должно быть создано не менее 6 квотированных рабочих мест для инвалидов (163 мест х 4% / 100% = 6 мест).
Вместе с тем, учитывая, что у ответчика трудоустроен 1 инвалид, в соответствии с Законом Кировской области от 30.06.2003 N 174-ЗО "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории Кировской области" квота - минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов, включая рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории, то ОАО (наименование) должно создать не менее 5 рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Бездействие ОАО (наименование), выражающееся в несоблюдении законодательства о квотировании рабочих мест, создает препятствие к осуществлению прав инвалидов, которым государство гарантирует содействие занятости.
Доводы представителя ответчика об отсутствии фактов нарушения прав инвалидов со стороны ответчика, ссылку представителя ответчика на медицинские показания к работе в ОАО «Кировэлектросетьсервис», на отсутствие бюджетных средств для оборудования рабочих мест для инвалидов, сложность процедуры утверждения штатного расписания, суд находит не состоятельной, не свидетельствующей об отсутствии нарушений со стороны ответчика законодательства о квотировании рабочих мест.
На основании изложенного, принимая во внимание правомочность обращения прокурора Ленинского района г.Кирова в суд в интересах неопределенного круга лиц с настоящим иском, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного истцом иска и необходимости возложения на ответчика обязанности устранить допущенное нарушение, путем создания всего (с учетом имеющегося) не менее 5 рабочих мест (квотированных рабочих мест) для трудоустройства инвалидов.
Действующим законодательством Российской Федерации и Кировской области не предусмотрено иных оснований для освобождения работодателей от обязанности по созданию квотированных рабочих мест для инвалидов, за исключением оснований, предусмотренных в ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ст. 3 Закона Кировской области «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории Кировской области», устанавливающих перечень работодателей, освобождаемых от обязательного квотирования рабочих мест. Вместе с тем, ОАО (наименование) в указанный перечень не входит. Невозможность создать рабочие места для инвалидов в связи со спецификой деятельности организации, условиями труда работников, не является основанием, освобождающим работодателя от возложенной на него обязанности. Кроме того, представленными документами о работающем инвалиде и объяснениями представителя ответчика, в том числе, имеющимися в материалах дела, подтверждено наличие рабочих мест, позволяющих принять на работу лиц, имеющих инвалидность.
Суд учитывает, что ОАО (наименование) было осведомлено об имеющейся у него обязанности по созданию квотированных рабочих мест, соответственно, могло, и должно было учесть данное обстоятельство при утверждении штатного расписания, бюджета, и изыскать возможность для исполнения данной обязанности.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ленинского района города Кирова в интересах неопределенного круга лиц к ОАО (наименование) обязать создать рабочие места для трудоустройства инвалидов удовлетворить.
Обязать ОАО (наименование) создать не менее 5 рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.
Судья О.П.Бронникова