№ 2-2741/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Киров 14. 07. 2011 года Ленинский районный суд г. Кирова в составе: судьи Шамриковой В.Н. при секретаре судебного заседания Акимкиной Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агалаковой А.Е. к ДСР Кировской области, КОГКУСЗ «УСЗН в г. Кирове» о признании права на внеочередное получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Истец Агалакова А.Е. обратилась к Департаменту социального развития Кировской области, КОГУ «УСЗН в г. Кирове» с вышеназванным иском в суд, указав, что в соответствии со справкой сер. ВТЭ-124 № 045318 от 22.03.1991г. она является инвалидом второй группы. Согласно справке «ТУ по Первомайскому району Администрации г. Кирова» от 29.06.2009г. № 1-12/1561 истец состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 29.05.1990 г. Заключением межведомственной комиссии № 186 от 19.12.2008г. жилой дом по адресу: (адрес), в котором проживает истец, признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу. 15 декабря 2010 г. истец обратилась в ДСР Кировской области с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Согласно письму ДСР от 24.12.2010 года № 551-46-07-А очередь истца на получение социальной выплаты 347-я. При этом указано, что мера социальной поддержки будет предоставлена истцу в порядке существующей очереди. Истец считает, что в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты ей фактически отказано без законных оснований. Истец, которой 73 года, является инвалидом, состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 1990 г., иного жилья не имеет, проживает в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту. При таких обстоятельствах, отказ в выдаче Свидетельства, а значит, и непризнание права истца на получение мер социальной поддержки, по основанию несоблюдения очередности, не основаны на законе, что существенно нарушает права истца. В данном случае необходимо учитывать и положения п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, поскольку системный анализ положений ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О защите инвалидов в Российской Федерации» и положений ст. 57 Жилищного РФ позволяет сделать вывод об одинаковой правовой природе предоставления помещения по договору социального найма и предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Различный порядок обеспечения жилой площадью обеспечен временем постановки гражданина на учет до 1 января 2005 г. или после 01 января 2005 г. При этом последствия реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилой площадью должны быть одинаковыми – реальное предоставление нуждающемуся лицу жилого помещения (возможности приобретения жилого помещения). Отказав истцу в выдаче Свидетельства, которым подтверждается право истца на получение социальной выплаты, ответчик без законных оснований лишил возможности вне всякой очереди, незамедлительно приобрести жилое помещение, несмотря на то, что законом истцу гарантирована такая поддержка. Агалакова А.Е. просит в судебном порядке признать за ней право на внеочередное получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, обязать ответчика выдать ей свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Истица Агалакова А.Е., представитель истца адвокат Новиков А.А. настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме. Представитель ответчика Департамента социального развития Кировской области по доверенности Рычкова И.Н. исковые требования Агалаковой А.Е. не признала, просит в удовлетворении исковых требований истице отказать. Представитель ответчика КОГУ УСЗН в г. Кирове по доверенности Костина С.В. исковые требования Агалаковой А.Е. не признала, просила в удовлетворении исковых требований истице отказать. Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, изучив и исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федеральною бюджета граждан, имеющих статус инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, установлено статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Согласно ст. 28.2. указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 № 614 «Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» органами государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются форма и порядок предоставления указанным категориям граждан меры социальной поддержки по обеспечению жильем. В Кировской области такой порядок определен Законом Кировской области от 01.08.2006 № 32-ЗО «О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета». В соответствии со ст. 3 Закона Кировской области от 01.08.2006 N 32-ЗО «О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета», инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется в форме социальной выплаты. Право гражданина на получение социальной выплаты удостоверяется «Свидетельством о на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения». Судом установлено, что в соответствии со справкой серии ВТЭ-124 № 045318 от 22.03.1991 г. Агалакова А.Е. является инвалидом второй группы. Согласно справке Территориального управления по Первомайскому району Администрации г. Кирова от 29.06.2009 г. № 1-12/1561 истец состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 29.05.1990 года. Заключением межведомственной комиссии № 186 от 19.12.2008г. жилой дом по адресу: (адрес), в котором проживает истец, признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу. 15 декабря 2010 г. Агалакова А.Е. обратилась в Департамент социального развития Кировской области с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, предоставив все необходимые документы. Согласно письму Департамента социального развития Кировской области от 24.12.2010 г. № 551-46-07-А очередь истца на получение социальной выплаты 347-я. При этом указано, что мера социальной поддержки будет предоставлена истцу в порядке существующей очереди. Согласно постановлению Правительства РФ от 15.10.2005 № 614 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерством регионального развития Российской Федерации. Департаментом социального развития ежемесячно направляются в Минрегион РФ отчеты с указанием общего количества граждан, включенных в Сводный реестр граждан-получателей меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Судом установлено, что согласно Закона Кировской области от 01.08.2006 N 32-ЗО «О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета» закон устанавливает процедуру формирования Сводного реестра граждан - получателей меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в хронологическом порядке в зависимости от даты постановки гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Право гражданина на получение субсидии удостоверяется «Свидетельством о праве на получение субсидии на приобретение жилого помещения» (далее - Свидетельство) по форме согласно приложению к настоящему Закону. Как определено в ст.4 Закона Кировской области от 01.08.2006 № 32-ЗО «О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов,: Сводный реестр граждан - получателей меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета (далее - Сводный реестр) формируется и ведется уполномоченным органом на основании полученных от органов местного самоуправления области списков граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями. Сводный реестр формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления области. Граждане, поставленные на учет в один день, включаются в Сводный реестр в алфавитном порядке. Исходя из общего размера средств субвенций из федерального бюджета, предусмотренных для Кировской области на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем в текущем году, на основании Сводных реестров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Кировской области, установленной в соответствии с федеральным законодательством, формируется список граждан - получателей социальной выплаты в очередном году. Согласно сведений органов местного самоуправления, Агалакова А.К. состоит на учете нуждающихся с 29.05.1990 года, исходя их чего она включена в Сводный реестр граждан - получателей меры социальной поддержки по обеспечению жильем под номером 277. Приказом главы департамента социального развития Кировской области от 14.02.2011 № 43 утвержден список граждан - получателей меры соцподдержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в 2011 году, в который включены граждане, вставшие на учет до 01.02.1989 г. Учитывая, что истица поставлена на учет 29.05.1990 г., ее очередь на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения не подошла, о чем Агалаковой А.Е. было сообщено письмом Департамента социального развития Кировской области №551-46-07А от 24.12.2010 г. Следовательно, право на получение Свидетельства в текущем году имеет определенное количество граждан, стоящих в начале Сводного реестра, на удовлетворение потребностей которых, в соответствии с установленными нормативами, из федерального бюджета выделены денежные средства. Таким образом, ответчиками не оспаривается право истицы на получение мер соцподдержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, Агалакова А.А. включена в Сводный реестр граждан - получателей указанной меры социальной поддержки. Письмо ДСР от 24.12.2010 года № 551-46-07-А необоснованно рассматривается истцом как отказ на получение социальной выплаты, так как из буквального текста данного письма следует обратное. Доводы представителя истца в этой части не соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела. Как следует из объяснений истца и ее представителя, в связи с тем, что Агалаковой А.Е. подано заявление о выдаче свидетельства, не зависимо от очереди, при наличии у нее права, Департамент социального развития не мог отказать ей в выдаче Свидетельства. Суд не может согласиться с данными доводами поскольку, как указывалось ранее, сводный реестр формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления области. Предоставление субсидий производится в соответствии с данным реестром, то есть в хронологическом порядке, следовательно, произвольное нарушение данного порядка будет являться нарушением действующего законодательства со стороны Департамента социального развития Кировской области и повлечет ущемление прав иных граждан, стоящих в очереди. Норма статьи 57 Жилищного кодекса РФ о внеочередном предоставлении жилого помещения по договорам социального найма органами местного самоуправления не применима к рассматриваемым правоотношениям по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в связи с чем довод представителя истца в этой части суд признает несостоятельным, основанным на неправильном толковании норм материального права. Предоставление субсидии в соответствии с Законом Кировской области от 01.08.2006 № 32-ЗО «О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» в порядке очередности, не может быть расценено, как нарушение прав граждан на бесплатное получение жилого помещения, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Следовательно, существование порядка, предусмотренного Законом Кировской области № 32-ЗО «О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», по обеспечению инвалидов жильем за счет средств федерального бюджета в виде предоставления субсидии не освобождает органы местного самоуправления от обязанности обеспечить граждан, вставших на учет до 01.03.2005 г. жилыми помещениями муниципального жилищного фонда. Таким образом, нормы Закона Кировской области № 32-ЗО не препятствуют реализации установленного Жилищным кодексом права истицы на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма в установленном законе порядке. На основании вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Агалаковой А.Е. к Департаменту социального развития Кировской области, КОГКУСЗ «УСЗН в г. Кирове» о признании права на внеочередное получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения и выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Агалаковой А.Е. в иске к ДСР Кировской области, КОГКУСЗ «УСЗН в г. Кирова» о признании права на внеочередное получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кировский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Ленинский районный суд г. Кирова. Судья В.Н. Шамрикова