Решение по делу № 2-2973/2011 о признании незаконным решения комиссии по выбору земельных участков



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киров 21 сентября 2011 года

Ленинский районный суд г.Кирова Кировской области в составе:

судьи Дубровиной И.Л.,

при секретаре Симоновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2973/2011 по заявлению Новикова А.А. о признании незаконным решения комиссии по выбору земельных участков администрации Куменского района Кировской области,

У С Т А Н О В И Л :

Новиков А.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение комиссии по выбору земельных участков администрации Куменского района Кировской области от 11.04.2011г. №4 об отказе в предоставлении Новикову А.А. в аренду земельного участка { ... } для ведения личного подсобного хозяйства, обязать комиссию по выбору земельных участков администрации Куменского района Кировской области принять новое решение о предоставлении Новикову А.А. в аренду земельный участок { ... } для ведения личного подсобного хозяйства. В обоснование заявления указал, что 23.03.2011г. обратился к главе администрации Куменского района Кировской области { ... } с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка { ... } для ведения личного подсобного хозяйства с проведением межевания за свой счет. К заявлению прилагались схема земельного участка на межевой карте, чертеж-схема земельного участка на карте района. Решением комиссии в удовлетворении требований отказано. Отказ мотивирован тем, что в районной администрации отсутствуют сведения о наличии свободных земельных участков на испрашиваемой территории. Заявитель считает решение комиссии незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством предусмотрен ст. 34 Земельного кодекса РФ. Порядок предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории Куменского района регламентирован разделом 3 Решения Куменской районного Думы Кировской области от 27.10.2006г. №11/61 «Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Куменского района». Указал, что выполнил все требования и условия, установленные ст. 34 ЗК РФ, раздела 3 Решения Куменской районной Думы Кировской области от 27.10.2006г. №11/61 «Об утверждении положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Куменского района». Произвольный отказ в предоставлении земельного участка нарушает права заявителя, в том числе права на равный доступ к земельным участкам, находящимся в муниципальной собственности, снижает уровень гарантий, предусмотренных ст. 34 ЗК РФ и нарушает порядок предоставления земельных участков.

В предварительном судебном заседании стало известно, что администрацией Куменского района Кировской области обжалуемое решение комиссии от 11.04.2011г. отменено, поэтому заявитель уточнил требования и просил признать незаконным решение комиссии по выбору земельных участков администрации Куменского района Кировской области от 12.07.2011г.

На судебном заседании заявитель Новиков А.А. поддержал уточненные требования, подтвердил изложенное в заявлении. Дополнительно пояснил, что администрацией не представлено доказательств того, что вся площадь в пределах той зоны обременена правами третьих лиц, имеется фактическая и юридическая возможность предоставления участка. Кроме того, земля на кадастровый учет не поставлена. Ст. 4 ЗФ «О личном подсобном хозяйстве» установлена максимальная площадь предоставления земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности или ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство в размере 0,5 га. Дальше указано, что законом субъекта Кировской области от 19.12.2003г. №215-ЗО «О максимальном размере общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в Кировской области» устанавливает максимальный размер площади земельных участков предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства в размере 25 га, это 2500 соток. Имеется коллизия между ФЗ и законом субъекта, действует ФЗ, в котором указано, что площадь может быть увеличена в 5 раз, это 2,5 га, заявитель просит 2 га, в пределах этой зоны его устроит любой участок.

Представитель заинтересованного лица – администрации Куменского района Кировской области по доверенности Вопилов С.И. с требованиями не согласен. Сообщил, что на требуемой территории имеется свободная земля, но не может показать, где именно. Есть права на часть земельного участка у физического лица, но он не отмежован. Земля здесь никому не предоставляется, поскольку это земли сельскохозяйственного назначения. В удовлетворении требований просит отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции РФ, главой 25 ГПК РФ, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Судом установлено, что 23 марта 2011 года Новиков А.А. обратился в администрацию Куменского района Кировской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка { ... } для ведения личного подсобного хозяйства.

Заявление Новикова А.А. рассмотрено 11 апреля 2011 года на заседании комиссии по выбору земельных участков, принято решение о невозможности принять положительное решение, так как в районной администрации отсутствуют сведения о наличии свободных земельных участков на испрашиваемой территории. Выписка из протокола заседания комиссии получена Новиковым А.А. 21.04.2011г.

С указанным решением заявитель не согласен, считая его незаконным, обратился в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.

В предварительном судебном заседании представитель администрации сообщил, что обжалуемое решение комиссии отменено, поскольку вынесено, с его слов, некорректно и принято новое обоснованное решение об отказе в мотивированной форме.

В связи с этим заявитель уточнил требование, просит признать незаконным решение комиссии по выбору земельных участков администрации Куменского района Кировской области от 12.07.2011г.

Отказ уполномоченного органа муниципального образования в предоставлении земельного участка основан на том, что в месте его расположения имеются права третьих лиц, в частности, на испрашиваемой территории имеется земельный участок, принадлежащий гражданину на праве собственности на основании свидетельства { ... }.

Рассматривая требование заявителя о признании обжалуемого решения незаконным, суд приходит к следующим выводам.

Как указал Пленум Верховного Суда РФ в п.28 Постановления №2 от 10.02.2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих», суд может удовлетворить заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.

Комиссия по выбору земельных участков для строительства объектов промышленного, социального и иного назначения и для целей, не связанных со строительством сознана на основании распоряжения главы администрации Куменского района Кировской области №263 от 06.05.2008г., которым также утвержден состав этой комиссии.

В последующем распоряжением №113 от 29.12.2010г. в вышеуказанный акт внесены изменения, утвержден новый состав комиссии по выбору земельных участков.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регулируется ст. 34 Земельного кодекса РФ, при этом, как указал законодатель, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п.2, 3 ст. 34 ЗК РФ).

В соответствии с ч.4 ст. 34 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления на основании заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В дальнейшем, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Порядок предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории Куменского района Кировской области регулируется разделом 3 Решения Куменской районной Думы Кировской области от 27.10.2006г. №11/61 «Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Куменского района».

В обоснование правовой позиции представитель администрации Куменского района ссылается на наличие зарегистрированных прав, в частности права собственности, на интересующую заявителя территорию, и данное основание отказа действительно отражено в обжалуемом решении.

Согласно имеющегося в деле в виде копии свидетельства { ... }, выданного { ... } М. для целей личного подсобного хозяйства выделен бесплатно в собственность земельный участок площадью 0,14 га.

По мнению суда, данное доказательство не может быть положено в основу отказа в предоставлении земельного участка Новикову А.А., поскольку оно не указывает на принадлежность всей земли М. Кроме того, как показал представитель заинтересованного лица, эти земли не поставлены на кадастровый учет, межевание не проведено и, поэтому, нельзя утверждать, что они заняты.

Вместе с тем, представленные представителем администрации Куменского района Кировской области протоколы заседания комиссии по выбору земельных участков свидетельствуют о том, что на территории Куменского района земельные участки физическим лицам (гражданам) для целей ведения личного подсобного хозяйства предоставляются регулярно.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Вопилов С.И. сделал попытку обосновать законность принятого 12.07.2011г. решения аргументом, который в обжалуемом решении отсутствовал, а именно сделал ссылку на то, что запрашиваемый Новиковым А.А. участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.

По ходатайству представителя ответчика к материалам дела приобщен ответ Управления Росреестра по Кировской области от 21.09.2011г. №108 на запрос главы администрации Куменского района Кировской области, из которого следует, что территория согласно выкипировки действительно отнесена к категории земель сельскохозяйственного назначения.

По мнению суда, данный ответ Управления Росреестра нельзя расценивать как надлежащее доказательство в дальнейшем, поскольку из ответа не следует какой именно участок относится к землям сельскохозяйственного назначения. Тем более, к обжалуемому акту администрации Куменского района указанный ответ отношения не имеет.

Таким образом, суд отмечает, что заявитель Новиков А.А. совершил все необходимые для получения в пользование земельного участка действия, написал заявление, приложил документы, однако, получил необоснованный отказ.

Следует отметить, что в силу ч.1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Однако в данном случае доказательств того, что обжалуемое решение соответствует требованиям закона, администрацией Куменского района Кировской области не представлено, напротив, суд считает, что отказ Новикову А.А. в предоставлении земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства является произвольным, не соответствующим целям и задачам, установленным земельным законодательством (ст. 34), нарушающим права и законные интересы заявителя.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требования Новикова А.А. и признает незаконным решение комиссии по выбору земельных участков администрации Куменского района Кировской области №8 от 12.07.2011 года. При этом на муниципальный орган власти возлагается обязанность устранить допущенные нарушения и принять новое законное и обоснованное решение по заявлению Новикова А.А.

В силу ст. 98 ГПК РФ, обязанность по возмещению понесенных заявителем расходов на оплату госпошлины в размере 200 руб. следует отнести на администрацию Куменского района.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Новикова А.А. – удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии по выбору земельных участков администрации Куменского района Кировской области №8 от 12.07.2011 года.

На администрацию Куменского района Кировской области возложить обязанность по устранению допущенных нарушений и принятию нового законного и обоснованного решения.

Взыскать с администрации Куменского района Кировской области в пользу Новикова А.А. уплаченную им при подаче заявления госпошлину в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд г.Кирова в течение 10 дней с момента принятия решения в мотивированной форме, т.е. с 26 сентября 2011 года.

Судья И.Л.Дубровина