Дело № 2-3241-11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Киров 21 сентября 2011 года Ленинский районный суд г.Кирова в составе: председательствующего судьи Шамриковой В.Н., при секретаре судебного заседания Акимкиной Т.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Халина Е.Ф. к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г.Кирове Кировской области», Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о признании незаконными и отмене требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, У С Т А Н О В И Л: Истец Халин Е.Ф. обратился с вышеназванным иском к ГУ «УПФ РФ в г. Кирове Кировской области», указав, что им из УПФР в г. Кирове Кировской области получено требование от { ... } № { ... } на сумму 12329 руб. 83 коп., от { ... } №{ ... } на сумму 5334 руб. 55 коп. об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в Пенсионный фонд РФ, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Считает, что предъявление требований об уплате страховых взносов неправомерно, так как согласно определению Конституционного суда РФ № 223-О от 24.04.205 г. пенсионеры Министерства обороны страховые взносы в Пенсионный фонд РФ платят в добровольном порядке. { ... } он прекратил индивидуальную предпринимательскую деятельность, статус индивидуального предпринимателя прекращен. Данные требования считает незаконными, в связи с чем просит в судебном порядке отменить требования Пенсионного фонда РФ { ... }, { ... } и признать их незаконными. В судебном заседании Халин Е.Ф. поддержал все изложенное в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме. Дополнительно суду пояснил, что является пенсионером Министерства обороны, с 1996 г. являлся индивидуальным предпринимателем. До 2002 г. страховые взносы в Пенсионный фонд РФ он не платил, с 2002 – 2007 гг. уплачивал страховые взносы, после 2007 г. – платить перестал. Считает, что платить страховые взносы в Пенсионный фонд РФ он не должен, так как есть определение Конституционного суда РФ, которое никто не отменял. Представитель ГУ «Управление Пенсионного фонд Российской Федерации в городе Кирове Кировской области» по доверенности Никитина О.С. исковые требования Халина Е.Ф. не признала, пояснила суду, что с 01.01.2010 г. вступил в силу ФЗ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в котором не установлено исключений из числа плательщиков страховых взносов в отношении военных пенсионеров, имеющих статус индивидуального предпринимателя. Данным законом установлен правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, следовательно, индивидуальные предприниматели, являющие военными пенсионерами с 01.01.2010 г. обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные в Законе № 212-ФЗ. Просит в удовлетворении исковых требований Халину Е.Ф. отказать в полном объеме. Представитель Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировской области Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в суд не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомил. Выслушав Халина Е.Ф., представителя ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кирове Кировской области» по доверенности Никитину О.С., изучив и исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании, Халин Е.Ф. является военным пенсионером и получает пенсию по линии Министерства обороны с { ... } в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной пожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Халин Е.Ф. с 1996 г. был зарегистрирован в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно свидетельству о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, истец прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с { ... }. ГУ «УПФ РФ в г. Кирове Кировской области» выставило истцу требование от { ... } по уплате страховых взносов (недоимке), пеням, штрафам в сумме 12329 руб. 83 коп. за 2010 г., м требование от { ... } по страховым взносам (недоимке), штрафам, пеням в сумме 5334 руб. 55 коп. за 2011 г. по состоянию на 29.06.2011 г., с учетом даты снятия Халина Е.Ф. с учета в качестве индивидуального предпринимателя. На основании ст. 12 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. С начислением страховых взносов истец не согласен, так как является военным пенсионером, и получать страховую часть пенсии по старости, на которую с нее взыскиваются страховые взносы, считает своим правом, а не обязанностью. Трудовая пенсия складывается из базовой, страховой и накопительных частей, страховая и накопительная части трудовой пенсии финансируются за счет страховых взносов, уплачиваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Конституционный Суд РФ в определении от 24.05.2005 г. № 223-О указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П, от 3 июня 2004 года N 11-П и от 23 декабря 2004 года N 19-П и настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Выводы Конституционного суда РФ сформулированы в отношении ФЗ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и основаны на отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и их увеличения. Согласно Федеральному Закону № 156-ФЗ от 22.07.2008 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», внесены изменения в статью 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Данная статья дополнена частью четвертой следующего содержания: «Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», вступившему в силу с 01.01.2010 г., плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное. Данный федеральный закон № 212-ФЗ не предусматривает освобождение индивидуальных предпринимателей, являющихся получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. На основании ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Часть 2 настоящей статьи предусматривает, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи. Часть 3 ст. 16 ФЗ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ предусматривает, что сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Определением Конституционного суда РФ № 223-О от 24.05.2005 г. сделаны выводы об отсутствии правового механизма, гарантирующего предоставление военным пенсионерам соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым пенсионных выплат до вступления в силу Закона № 212-ФЗ, а также Федерального закона от 22.07.2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения». Данными правовыми актами урегулированы вопросы страхового обеспечения, установлен правовой механизм, который гарантирует военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в том числе путем установления права на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости, за исключением ее базовой части, которая формируется за счет единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания незаконными требований об уплате Халиным Е.Ф., получающим пенсию как военный пенсионер, недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования и отмене требований УПФР в г. Кирове Кировской области от { ... }, требования от { ... }, не имеется. В удовлетворении исковых требований Халину Е.Ф.. следует отказать в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л : Халину Е.Ф. в иске к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г.Кирове Кировской области», Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о признании незаконными и отмене требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кировский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Ленинский районный суд г.Кирова. Судья В.Н. Шамрикова