Решение по делу № 2-4228/2011 об обязании ОАО МТС ограничить доступ абонентов



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Киров 8 ноября 2011 года

Ленинский районный суд г. Кирова в составе:

председательствующего судьи Бакиной Е.Н.

с участием прокурора Бережицкой Н.А.

при секретаре Карташовой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «МТС» в лице Кировского филиала об ограничении доступа к Интернет-ресурсу путем применения технической блокировки доменных имен,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «МТС» в лице Кировского филиала об ограничении доступа к Интернет-ресурсу путем применения технической блокировки доменных имен. В обоснование заявления указал, что прокуратурой города Кирова совместно с Управлением ФСБ России по Кировской области проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и противодействии экстремистской деятельности в социальных сетях общего пользования организациями, оказывающими услуги по доступу к сети «Интернет», в том числе ОАО МТС. В ходе проверки установлено, что с информационного ресурса www.limonka.nbp-info.com, администрирование которого на территории РФ осуществляют члены, запрещенной в судебном порядке национал-большевистской партии, осуществляется распространение экстремистских материалов - газеты { ... } за сентябрь 2007 года с заголовком { ... } за сентябрь 2007 года; газеты { ... } за октябрь-ноябрь 2007 года с заголовком { ... } за октябрь-ноябрь 2007 года. Данные номера газет внесены Министерством юстиции РФ в Федеральный список экстремистских материалов за номерами 230 и 231 на основании решения { ... } районного суда { ... }. ОАО МТС на основании выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи лицензий на оказание телематических услуг осуществляет предоставление гражданам и юридическим лицам услуг по доступу к сети «Интернет». В соответствии с п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 г. N 575, ответчик обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором. Согласно п. 1, п.6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В соответствии с ч.5 ст.15 указанного Федерального закона передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Данным Федеральным законом предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.9 Федерального закона). Согласно ст. 12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. В случае, если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи. Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим экстремистский материал. Актом осмотра от 11.10.2011 г. установлено, что при использовании доступа к сети «Интернет» провайдером ОАО МТС не заблокирован доступ к экстремистским материалам, размещенным на сайте www.limonka.nbp-info.com. Обеспечение доступа к информации, направленной на нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой и религиозной розни, подрывает основы национальной безопасности РФ, нарушает конституционные права граждан. Поскольку осуществление свободного доступа к экстремистским материалам может способствовать продолжению противоправной деятельности экстремистски настроенных организаций, распространению их идеологи, то доступ к ним следует ограничить в целях восстановления нарушенных прав граждан и в соответствии с требованиями действующего законодательства. Просит обязать ОАО МТС ограничить доступ абонентов (юридических и физических лиц) к Интернет-ресурсу www.limonka.nbp-info.ru путем применения технической блокировки доменных имен.

В судебном заседании прокурор поддержала изложенное в заявлении, настаивает на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика ОАО «МТС» Захарова Е.В. по доверенности исковые требования не признала, суду пояснила, что ОАО «МТС» не является обладателем информации и не осуществляет доступ к информации на указанных в иске интернет-ресурсах, а является оператором, обеспечивающим возможность приема и передачи телематических сообщений между абонентским терминалом и информационной системой информационно-телекоммуникационной сети. Таким образом, иск должен быть предъявлен к обладателям информации, зарегистрировавшим доменные имена, указанные в исковом заявлении. Прокурор вправе обязать в соответствии с законом обладателя информации блокировать доступ к указанным в иске интернет-сайтам. Полностью ограничить доступ к экстремистским сайтам могут только провайдеры, чьим хостингом пользуются владельцы этих сайтов (т.е. полностью заблокировать доступ могут только хостинговые компании, которые размещают указанные веб-сайты на своих серверах). Теоретически существуют два варианта реализации ограничения доступа к веб-сайтам: фильтрация по IP -адресу (данный способ указан в исковом заявлении); техническая блокировка доменных имен. Фильтрация по IP-адресу неэффективна, так как поменять IP-адрес любого сайта его владелец может за 1-4 часа. Кроме того, хостинговые компании не гарантируют привязку доменное имя - IP адрес. Под одним IP адресом может быть доступно несколько Интернет-ресурсов. Работающие ресурсы сегодня, завтра могут быть доступны через другой IP-адрес вследствие работ провайдера, хостинг-компании или переезда интернет- сайта на другой хостинг. Следовательно, установленное ограничение сейчас может привести к блокировке легального ресурса в дальнейшем. Кроме того, оборудования для фильтрации IP-адресов у компании МТС нет. В случае применения технической блокировки доменных имен, как способа ограничения доступа абонентов к указанных интернет-сайтам, возникает проблема осуществления контроля заблокированных ресурсов на смену содержания. Контролировать заблокированные ресурсы на смену тематики и содержания ОАО «МТС» не имеет технической возможности. Следовательно, существует риск того, что в дальнейшем на указанных сайтах (без смены доменного имени) будет размещена какая-либо законная информация, а продолжающееся блокирование данных сайтов будет нарушать право граждан на получение и распространение информации. Считает, что ОАО «МТС» является ненадлежащим ответчиком по делу.

Выслушав представителя ответчика, прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В судебном заседании установлено, что на основании Устава и выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи лицензий на оказание телематических услуг связи ОАО МТС осуществляет предоставление гражданам и юридическим лицам услуг по доступу к сети «Интернет».

Согласно ст.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, а также выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Согласно ст. 12 указанного Федерального закона запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. На территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом и подлежат включению в федеральный список экстремистских материалов.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Кирова установлено, что в Кировском сегменте сети интернет возможен доступ к Интернет-ресурсу www.limonka.nbp-info.ru., администрирование которого на территории РФ осуществляют члены, запрещенной в судебном порядке национал-большевистской партии, осуществляется распространение экстремистских материалов - газеты { ... } за сентябрь 2007 года с заголовком { ... } за сентябрь 2007 года; газеты { ... } за октябрь-ноябрь 2007 года с заголовком { ... } за октябрь-ноябрь 2007 года. Данные номера газет внесены Министерством юстиции РФ в Федеральный список экстремистских материалов за номерами 230 и 231 на основании решения { ... } районного суда { ... } от { ... } Доступ к указанному сайту не ограничен и предоставляется интернет провайдером ОАО «Мобильные ТелеСистемы».

Положениями ч.1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.5 ст. 15 указанного Федерального закона передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частью 6 ст. 10 Федерального закона ««Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Ст. 9 Федеральным законом предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положениями ст.29 Конституции РФ установлено, что пропаганда или агитация, возбуждающее социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду не допускаются, устанавливается запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Поскольку обеспечение доступа к информации, направленной на нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой и религиозной розни, подрывает основы национальной безопасности РФ, нарушает конституционные права граждан, которые они могут использовать и защищать вне зависимости от национальной или расовой принадлежности, суд полагает, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, следует ограничить доступ абонентов к Интернет-ресурсу www.limonka.nbp-info.ru. Способом ограничения доступа к указанному Интернет – сайту суд определяет - применение технической блокировки доменных имен, как более целесообразный и эффективный.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «МТС» в лице Кировского филиала об ограничении доступа к Интернет-ресурсу удовлетворить.

Обязать ОАО МТС ограничить доступ абонентов (юридических и физических лиц) к Интернет-ресурсу www.limonka.nbp-info.ru., путем применения технической блокировки доменных имен.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней.

Судья Е.Н. Бакина