Дело № 2-306/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01.02.2011 г. г.Киров Ленинский районный суд г.Кирова в составе: председательствующего судьи Новосёлова О.Г., при секретаре Кочуровой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Копанева В.И. к ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в г. Кирове Кировской области» о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, у с т а н о в и л: Копанев В.И. обратился в суд с иском к ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в г.Кирове Кировской области» о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование требований указано, что 14.01.2010 года он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Кирове Кировской области с заявлением о предоставлении права на досрочную трудовую пенсию по старости. В ответ получил решение комиссии УПРФ РФ по г.Кирову № 17/40 от 03.03.2010г. об отказе в установлении пенсии. Считает вынесенное Решение комиссии УПРФ РФ по г.Кирову { ... } от { ... } незаконным и необоснованным, поскольку установленный законом срок, дающий право на предоставление досрочной трудовой пенсии, истцом выработан, а именно: с 18.01.1984г. - 31.03.2003г. (19 лет 02 мес. 15дней) по окончании курсов водителей пассажирских автобусов был принят на работу в { ... }, где работал водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах { ... }, в Автоколонне { ... } Все выше перечисленные пассажирские маршруты в период с 18.01.1984 - по 31.03.2003 года, являлись регулярными городскими пассажирскими маршрутами в пределах города Кирова. За пределы границ города Кирова истец не выезжал. Свидетельством тому является архивная справка № К-11/6243л от 01.10.2009г. (копия прилагается). С 01.04.2003г.- по 30.10.2004 г. (01 год 07 мес.) был принят на работу, переводом из { ... } в ООО { ... }, водителем автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов { ... }. С 01.11.2004 г. - по настоящее время работает водителем автобуса на регулярных городских маршрутах г.Кирова по перевозке пассажиров. Просит обязать УПФР в г.Кирове Кировской области отменить вынесенное ранее решение № 17/40 от 03.03.10г. и вынести новое Решение дающее право на предоставления досрочной трудовой пенсии по старости в связи с выработанным специальным стажем согласно ФЗ № 173 от 17.12.2001г. Включить в трудовой стаж для начисления досрочной трудовой пенсии по старости в связи с выработанным специальным стажем следующие периоды: с 18.01.1984г. - 31.03.2003г. (19лет 02 мес. 15дней) - водитель автобуса на регулярных пассажирских городских маршрутах в г.Кирове. С 01.04.2003г. - по 30.10.2004г. (01 год 07 мес.) работал водителем автобуса на регулярных пассажирских городских маршрутах в г.Кирове. Назначить трудовую пенсию с даты обращения в Пенсионный фонд РФ по Кировской области, а именно с 14.01.2010г. Представитель истца Печинин А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, считает отказное решение ГУ УПФ РФ незаконным и необоснованным, так как истец после окончания курсов водителя с января 1984 года по сегодняшний день работает водителем. Трудовой стаж не прерывался более 30 лет. Просит зачесть 2 периода: с 18.01.1984г. - 31.03.2003г. (19 лет 02 мес. 15 дней), где он работал водителем автобуса на регулярных пассажирских городских маршрутах в г.Кирове; и с 01.04.2003г. - 30.10.2004г. (01 год 07 мес.) работал водителем автобуса на регулярных пассажирских городских маршрутах в г.Кирове. Просит также обязать УПФ РФ в г. Кирове Кировской области отменить вынесенное ранее решение от 03.03.2010г. Назначить пенсию с даты обращения в пенсионный фонд с 14.01.2010г. Истец занимался перевозками, а не ремонтом. Слесарь автобус восстанавливал. Эти часы простоя просит не учитывать. Ему не могли предоставить аналогичный транспорт, так как они были задействованы в других рейсах, поэтому ему приходилось ждать, когда отремонтируют его автобус. В судебном заседании истец Копанев В.И. поддержал доводы, изложенные в заявлении, пояснил, что поддерживает позицию своего представителя. Простои были, они были связаны с тем, что приходилось отмечаться на производстве, если автобус ломался в рейсе. Изредка направляли на межгород – раз в полгода. Представитель ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Кирове Кировской области Метелева А.И. с иском не согласна. Просит отказать в удовлетворении требований истца, считает решение комиссии законным и обоснованным. Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с пп.10 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В судебном заседании установлено, что, согласно данным трудовой книжки, Копанев В.И. с 18.01.1984г. - 31.03.2003г. по окончании курсов водителей пассажирских автобусов был принят на работу в { ... }, где работал водителем автобуса; с 01.04.2003г.- по 30.10.2004 г. был принят на работу, переводом из { ... } в ООО { ... }, водителем автобуса. Согласно решения ГУ УПФ РФ в городе Кирове Кировской области № 17/40 от 03.03.2010 года, Копаневу В.И. отказано в назначении пенсии по старости по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ. Основанием для предоставления права на пенсионные льготы водителям автобусов является их постоянная занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах, т.е. участие в регулярных городских пассажирских перевозках. Их занятость (характер работы) только на регулярных городских пассажирских маршрутах подтверждается: приказами о приеме на работу, если в них имеется запись, полностью соответствующая рассматриваемой правовой норме; путевыми листами; при отсутствии соответствующих приказов и путевых листов - справками с места работы со ссылкой на основания их выдачи (лицевые счета, платежные ведомости, коллективные договоры и др.). Продолжительность и характер работы Копанева В.И. в качестве водителя, занятого на регулярных городских пассажирских маршрутах, подтверждаются и показаниями допрошенных свидетелей: Свидетель Р. в судебном заседании пояснил, что в автоколонне работает с 1974 года, с 1975 года водителем. В 1980 году у него был перерыв на 2 года и по сей день там продолжает работать. Истец пришел работать позднее него, где-то в 1983-1984 году. Первое время работали только по городскому маршруту, на таких рейсах, как 50, 6, 51. Все это время он работал на городе, только последние 5 лет работает по пригороду. Истец работает с 83-84 года по сегодняшний день, работают в одной автоколонне. Внутри города обслуживал, за пределы не выезжал. Свидетель Я. в судебном заседании пояснил, что работает в автоколонне с июля 1982 года водителем и по настоящее время. Вместе с истцом начал работать с 1984 года, работали в одной бригаде. Все городские маршруты были - 3, 4. 10. На пригородах работали другие постоянные люди. Истец был занят на пассажирских перевозках только в черте города, в одной бригаде работали. Было 7 машин, на маршруте 4 -работало не менее 14 человек. Был бригадир, который тоже работал водителем. Указанные свидетели работали в оспариваемые истцом периоды, что подтверждено в судебном заседании представленными трудовыми книжками свидетелей. Кроме того, в подтверждение своих требований, истцом представлен приказ № 132 от 19 февраля 1996 года, где за опоздание на маршрут № 51/9 на него было наложено дисциплинарное взыскание. Таким образом, суд пришел к выводу, что период работы Копанева В.И. с 18.01.1984 г. по 31.12.2001 г. в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в предприятии { ... }, подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости. Однако, в соответствии с п.5 разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996г. № 5 и п.4-5 Постановления правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Следовательно, периоды отвлечений от основной работы не подлежат включению в специальный стаж независимо от их причины: отпуск с сохранением среднего заработка -3 дня, средне-сдельная оплата труда - 26 дней, оплата за работу бригадира - 2 месяца, простои - 1 год 10 мес. 22 дня, отпуск без сохранения заработной платы - 2 дня. Рассматривая период работы Копанева В.И. с 01.01.2002 года по 30.10.2004 года, суд приходит к следующему. В период с 01.01.2002 г. по 31.03.2003г. Копанев В.И. работал водителем автобуса в { ... }. Из Устава { ... } от 14.11.1988г. просматривается, что основными задачами предприятия является организация и осуществление пассажирских перевозок в городе, пригороде и между городами, т.е. Копанев В.И. мог участвовать не только на городских пассажирских перевозках, но и на пригородных и междугородных. Работа водителем автобусов, занятым на пригородных, междугородных маршрутах, пп. 10 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ не предусмотрена, поэтому правом на пенсионные льготы они не пользуются. Представленные Копаневым В.И. в подтверждение специального трудового стажа в { ... } документы, а именно трудовая книжка, архивная справка, не содержат сведений (по приказам) о назначении его на конкретный регулярный городской пассажирский маршрут. Из трудовой книжки истца следует, что он принят водителем 3 класса (занятость на регулярных пассажирских маршрутах не отражена). Архивная справка от 01.10.2009г. № К-11/6243л указывает на то, что Копанев В.И. выполнял работу в качестве водителя автобуса, но не конкретизирует продолжительность его занятости на регулярных городских пассажирских маршрутах. Согласно справке КОГУП { ... } от 28.11.2002г. № 35 на предприятии с 2002г. осталось два регулярных городских пассажирских маршрутах - { ... }. Из ответа Управления ПФ от 27.06.2007г. следует, что в результате неоднократных документальных проверок по { ... } профессия «водитель автобуса», постоянно занятого на регулярных городских пассажирских маршрутах подтверждается с 2002 года по фактически отработанному времени. За более ранние периоды документация не сохранилась. Актом документальной проверки от 19.05.2003г. подтверждено, что право водителей, занятых управлением автобусами на регулярных городских пассажирских маршрутах, на назначение досрочной трудовой пенсии по старости определяется в зависимости от фактически отработанного времени, так как водители заняты как на городских, так и на пригородных маршрутах. В соответствии с п.4-6 Постановления правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 периоды работы предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени. Поэтому период работы в { ... } с 01.01.2002г. по 31.03.2003г. не может быть включен истцу в специальный стаж в календарном порядке. Сведений о фактически отработанном времени на регулярных городских пассажирских маршрутах архивная справка не содержит. Кроме того, представленная расшифровка фактически отработанного времени (указаны 4 человека) за указанный период содержит сведения о водителях, имеющих право на назначение досрочной пенсии, Копанев В.И. данным списком не поименован. В соответствии с п.2 ст. 13 ФЗ № 173 при подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. На основании Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции ФЗ от 09.05.2005 г..) страхователь обязан ежегодно предоставлять на застрахованное лицо сведения в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ, в т.ч. указывать код льготы, если застрахованное лицо имеет право на досрочную трудовую пенсию. Сведения индивидуального (персонифицированного) учета на Копанева В.И. за периоды работы с 01.01.2002 г. по 31.03.2003г. в { ... } представлены страхователем обычной работой без кода льгот, тем самым работодатели подтвердили его работу в обычных условиях труда. В период с 01.04.2003г. по 30.10.2004г. Копанев В.И. работал водителем автобуса в ООО { ... }. Документов, подтверждающих занятость истца на регулярных городских пассажирских маршрутах в течение полного рабочего дня истцом не представлено. Согласно трудовой книжки истец принят водителем автобусов 2 класса. Архивная справка от 01.10.2009г. № К-11/6243л не содержит сведений о характере работы истца. Индивидуальные сведения сданы общими условиями, без указания кода льготы. Кроме того, Администрацией муниципального образования «Город Киров» от 25.01.2011 года сообщено, что в период с 01.04.2003 по 30.10.2004 администрация города Кирова не привлекала к обслуживанию городских маршрутов транспорта общего пользования ООО { ... } (договор на осуществление перевозки по городским маршрутам с данной организацией не заключался). Действующим пенсионным законодательством не предусмотрена возможность подтверждения специального стажа свидетельскими показаниями. Таким образом, суд пришел к выводу, что в исковых требованиях Копаневу В.И. о включении в трудовой стаж для начисления досрочной трудовой пенсии по старости в связи с выработанным специальным стажем следующих периодов: с 01.01.2002г. - 31.03.2003г. в качестве водителя автобуса и с 01.04.2003г. - по 30.10.2004г. в качестве водителя автобуса, необходимо отказать. Таким образом, требуемый специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию у Копанева В.И. отсутствует (документально не подтвержден), тогда как для назначения пенсии по данному основанию требуется 20 лет специального стажа. Право на досрочную трудовую пенсию по старости на основании подп. 10 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возникает при достижении возраста 55 лет и при наличии стажа в качестве водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 и страхового стажа не менее 25 лет. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Таким образом, можно сделать вывод о том, что по рассмотренным периодам работы Копанева В.И. ни на дату обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кирове Кировской области, ни на дату рассмотрения спора стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию, у истца не имеется. При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения требования Копанева В.И. о назначении ему досрочной трудовой пенсии. Руководствуясь ст.ст.194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Копанева В.И. к ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в г.Кирове Кировской области» удовлетворить частично. Обязать ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в г. Кирове Кировской области» включить в специальный стаж Копанева В.И., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, следующий период его работы: - с 18.01.1984 г. по 31.12.2001 г. - в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в предприятии { ... }, за исключением периодов отвлечений: отпуск с сохранением среднего заработка -3 дня, средне-сдельная оплата труда - 26 дней, оплата за работу бригадира - 2 месяца, простои - 1 год 10 мес. 22 дня, отпуск без сохранения заработной платы - 2 дня. В остальной части исковых требований - отказать. Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней. В окончательной форме решение изготовлено 07.02.2011 г. Судья О.Г.Новосёлов.