дело№12-188/2011



Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Киров 29 апреля 2011 года

Судья Ленинского районного суда г. Кирова Черкасова Е.Н.,

с участием:

помощника прокурора Ленинского района г. Кирова – Сусленкова А.С.,

лица, привлеченного к административной ответственности, Комаровой Н.В.,

специалистов Управления Роспотребнадзора по Кировской области - Золотаревой М.В., Игнатовой О.Л.,

представителя МАУ «Комбинат продовольствия и социального питания» по доверенности – Лобановой Н.Н.,

при секретаре Зеленковой Е.А.,

рассмотрев жалобу Комаровой Надежды Владимировны на постановление № 110366 от 31.03.2011 года Управления Роспотребнадзора по Кировской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.7 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением по делу об административном правонарушении № 110366 от 31.03.2011 года Комарова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.7 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Из постановления следует, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Ленинского района г. Кирова 28.01.2011 в МОАУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 27 г. Кирова, расположенной по адресу г. Киров, ул. Космонавта Владислава Волкова, д. 6, выявлены нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Законным представителем МОАУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 27 г. Кирова, { ... }, является директор Комарова Надежда Владимировна. 1. В соответствии с п. 2.3.1, п.2.4.2, 2.4.3. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 г. № 44 наполняемость каждого класса в образовательном учреждении не должна превышать 25 человек; каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха, для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цве­товая маркировка; при оборудовании учебных помещений должны соблюдаться размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см: от первой парты до учебной доски 240-270 см.

В нарушение данных требований в указанной МОАУ СОШ С УИЛЛ № 27 г. Кирова закона наполняемость классов 1а, 5а, 9в - 28 человек; 16, 56, 96 - 27 человек; на ученической мебели отсутствует цветовая маркировка, соответствующая росту обучающихся; в кабинетах №№ 106, 204 для начальных классов, расстояние от первой парты до учебной доски составляет 175 см и 155 см соответственно.

2. В соответствии с п. 5.7, 4.14, 14.2, 5.21 5.22 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденных постановлением главного государственного врача РФ от 23.07.2008 г. № 45 моечные ванны для мытья столовой посуды должны иметь маркировку объемной вместимости; холодильные установки должны быть оборудованы контрольными термометрами; должна осуществляться регулярная централизованная стирка санитарной одежды; инвентарь для мытья туалетов должен иметь сигнальную (красную) маркировку; для хранения уборочного инвентаря выделяют отдельное помещение, оборудованное душевым поддоном и умывальной раковиной с подводкой к ним холодной и горячей воды; при отсутствии такого помещения хранение уборочного инвентаря допуска­ется в специально отведенном месте; хранение уборочного инвентаря в производственных помещениях не допускается; инвентарь для мытья туалетов должен храниться отдельно от другого уборочного инвентаря.

В нарушение данных требований закона на пищеблоке моечные ванны для мытья столовой, кухонной посуды не имеют маркировку объемной вместимости; холодильные установки не оборудованы контроль­ными термометрами; не осуществляется регулярная централизованная стирка санитарной одежды и поло­тенец; инвентарь для мытья туалета не имеет сигнальную маркировку и хранится вместе с уборочным ин­вентарем, предназначенным для уборки производственных помещений пищеблока.

Не согласившись с данным постановлением, Комарова Н.В. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление. В обоснование жалобы указала, что считает вынесенный акт должностного лица Роспотребнадзора незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Пункт 1 (абзац первый) постановления был устранен немедленно во время проведения проверки, учитывая, что данные нарушения незначительны и не требуют больших финансовых затрат. В ходе рассмотрения дела, требования ч.2 ст. 2.1. КоАП РФ рассматривались исключительно односторонне. Не дана юридическая оценка тому обстоятельству, что несмотря на то обстоятельство, что помещение пищеблока закреплено за образовательным учреждением на праве оперативного управления все оборудование и иное имущество необходимое для приготовления пищи находится на балансе МАУ «Комбинат продовольствия и социального питания», которое осуществляет функции исполнителя по приготовлению пищи. Требования действующего законодательства в части организации питания школой № 27 выполнены в полном объеме, путем предоставления помещения для приготовления пищи, обеденного зала и т.д., в то же время обязанность по содержанию в надлежащем состоянии оборудования МАУ «Комбинат продовольствия и социального питания» на школе № 27 не лежит. Данный вывод подтверждается договором на оказание услуг по организации горячего питания от 01.01.2011, муниципальным заданием для МАУ «Комбинат продовольствия и социального питания», утвержденного приказом управления образования администрации города Кирова от 17.03.2011 № 7-269. Указанный договор является действующим, в установленном порядке не расторгнут. Таким образом, вышеизложенные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.7 КоАП РФ, что в соответствии с ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ влечет прекращение производства по данному делу. Считает, что вынесенное должностным лицом Управления Росптребнадзора по Кировской области постановление нарушает мои права, возлагая на нее обязанность по уплате штрафа, а также обязанность приведения оборудования другого юридического лица в соответствии с требованиями СанПиН. На основании изложенного, просит признать постановление от 31.03.2011 № 110366, вынесенное руководителем Управления Роспотребнадзора по Кировской области Белоусовой Е.А. незаконным и отменить его.

В судебном заседании Комарова Н.В. поддержала доводы жалобы. Суду дополнительно пояснила, что вопрос наполняемости классов, согласно имеющихся санитаных нормативом решить самостоятельно не может, так как во-первых это зависит от микрорайона, к которому относится школа и она просто не имеет права отказать родителям детей своего микрорайона в приеме в школу, во-вторых, размеры школы поменять нельзя, в третьих она неоднократно устно и письменно обращалась в Управление образования с решением данной проблемы, но кроме того, что с ее территории убрали несколько улиц, по другому данный вопрос не решался. Что касается маркировки парт пояснила, что на момент проверки маркировка отлетела, а учитель в классе не заметил и ей об этом не сообщил. В настоящее время все парты имеют маркировки. Что касается расстояния между партами и доской пояснила, что в течение дня парты систематически сдвигаются детьми и поэтому на момент проверки действительно это расстояние было меньше. В настоящее время все парты установлены в соответствии с нормами. Кроме того, в связи с выявленными нарушениями ей были приняты меры дисциплинарного характера к лицам, ответственным за данные нарушения. Что касается работы столовой пояснила, что, согласно ответу на ее письмо директора КШП Кадырова Б.Г. и в связи с имеющимися документами, представленными ею ранее, вся ответственность за организацию питания и соблюдение санитарных норм в столовой лежит на МАУ «Комбинат продовольствия и социального питания». Просила постановление о привлечении ее к административной ответственности отменить.

Специалисты – представители Управления Роспотребнадзора по Кировской области Игнатова О.Л. и Золотарева М.В. пояснили, что они не согласны с доводами, указанными в жалобе на постановление. Во-первых, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции образуют состав административного правонарушения предусмотренного ст. 6.7 КоАП РФ. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и прежде всего, несовершеннолетних. Согласно п. 2.8. Устава МОАУ средняя школа № 27 наполняемость классов, групп продленного дня 25 человек. На основании п.5.3 устава МОАУ средняя школа № 27 обучающиеся школы имеют право на условия обучения, гарантирующие охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса. Комарова Н.В., являясь непосредственным руководителем образовательного учреждения, должна была обеспечить условия обучения, гарантирующие охрану здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Значительную часть времени ребенок проводит в школе, и поэтому очень важно, чтобы все виды деятельности, обеспечивающие его интеллектуальное, физическое, духовно-нравственное развитие, выстраивались без потерь для его здоровья. В школе не проведена маркировка учебной мебели, не установлен ее размер, вследствие чего обучающиеся не обеспечиваются рабочими местами в соответствии с их ростом. В результате неправильно подобранной мебели у учащихся формируется неправильная посадка и развиваются дефекты осанки, а в дальнейшем и сколиозы. При оборудовании учебных помещений не соблюдаются расстояния между первой партой до учебной доски, что может привести к развитию близорукости. Выявленные нарушения создают существенную угрозу здоровью несовершеннолетних. Таким образом, доводы Комаровой Н.В. о том, что нарушения, указанные в п.1 постановления незначительны и устранены немедленно во время проведения проверки не могут быть приняты во внимание. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об объективных причинах невозможности принятия всех мер по соблюдению требований санитарного законодательства до проведения проверки.

Заключение договора между МОАУ средняя школа № 27 и МАУ «КП и СП» на оказание услуг по организации горячего питания, в соответствии с которым исполнитель (МАУ «КП и СП») обязуется оказать услуги по организации предоставления горячего питания не снимает с директора школы Комаровой Н.В. ответственности за контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения в образовательном учреждении, в том числе за режимом и качеством питания детей и за исполнением муниципального задания МАУ «КП и СП». Следовательно, директор МОАУ средняя школа № 27, осуществляя непосредственное управление образовательным учреждением, обязан осуществлять контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, в том числе, к организации питания школьников.

Помощник прокурора – Сусленков А.С. в суде пояснил, что всеми представленными доказательствами и объяснениями подтверждается наличие в действиях директора МОАУ средняя школа № 27 Комаровой Н.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.7 КоАП РФ. Считает, что постановление о привлечении ее к административной ответственности вынесено законно и обоснованно.

Суд, исследуя и анализируя все представленные доказательства приходит к выводу о том, что директором МОАУ средняя школа № 27 Комаровой Н.В. действительно допущены нарушения санитарно-эпидемиологических норм, выразившиеся в несоответствии наполняемости классов, отсутствии цветовых маркировок, соответствующих росту обучающихся, размеров проходов и расстояний между предметами оборудования в см: от первой парты до учебной доски.

Согласно статьи 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан и юридических лиц.

Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В силу приведенных выше норм разработаны СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

СанПиН 2.4.2.1178-02 направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к: размещению общеобразовательного учреждения; участку общеобразовательного учреждения; зданию общеобразовательного учреждения; оборудованию помещений общеобразовательного учреждения; воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения; естественному и искусственному освещению; водоснабжению и канализации; помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях; режиму образовательного процесса; организации медицинского обслуживания обучающихся; санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения; организации питания обучающихся.

СанПиН 2.4.5.2409-08 направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования (далее - образовательные учреждения); устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности; являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся. Согласно п. 14.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 руководитель образовательного учреждения является ответственным лицом за организацию и полноту охвата обучающихся горячим питанием.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения.

На основании п. 4.11. Устава МОАУ средняя школа № 27 непосредственное управление школой осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Директор назначается на должность распоряжением администрации города Кирова с заключением трудового договора.

В соответствие с выпиской из приказа управления образования администрации г.Кирова от 15.10.2001 № 373-ок директором МОАУ средняя школа № 27 назначена Комарова Н.В..

В соответствии с трудовым договором с руководителем (директором) муниципального образовательного учреждения от 30.08.2005г. работник обязан осуществлять управление учреждением в соответствии с законодательством РФ и уставом учреждения (п.2.2.1.), соблюдать законы, иные нормативные правовые акты (п.2.2.20.).

В соответствии с п. 1.7. Устава МОАУ средняя школа № 27 одной из основной целью школы является создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

На основании п. 1 ст. 17 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.

Согласно п. 1.6 Устава, МОАУ средняя школа № 27 осуществляет свою уставную деятельность путем выполнения работ и оказания услуг в сфере образования в соответствии с муниципальным заданием, утвержденным учредителем.

Суд считает не установленной и не доказанной в полном объеме вину Комаровой Н.В. в нарушении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при организации питания обучающихся.

Как показала в судебном заседании представитель МАУ «Комбинат продовольствия и социального питания» по доверенности – Лобанова Н.Н., в связи с тем, что между их организацией и школой № 27 заключен договор на оказание услуг по организации горячего питания, помещение столовой находится в их оперативном управлении, ответственность за нарушение санитарных норм в столовой школы полностью ложится на плечи заведующей столовой. Данный вывод суда также основан на информационном письме директора КШП КадыроваБ.Г., согласно которому выявленные в ходе проверки нарушения при организации питания школьников устранены, заведующей производством Богдановой Ю.Н. объявлено замечание, она лишена премиальной оплаты за январь 2001 года.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что виновность Комаровой Н.В. в совершении административного правонарушения, подтверждается материалами дела. В материалах дела отсутствуют доказательства и документы, свидетельствующие о невиновности заявителя.

В тоже время суд считает назначение Комаровой Н.В. наказания в виде штрафа в размере 2000рублей чрезмерно суровым, назначенным ей без учета тяжести содеянного, того факта, что у же в момент проверки часть нарушений была устранена и находит его подлежащим снижению.

В соответствии со ст. 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Суд считает, что постановление Управления Роспотребнадзора по Кировской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.7 КоАП РФ № 110366 от 31.03.2011 года соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, однако при назначении Комаровой Н.В. наказания за административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.7 КоАП РФ, не учтена личность виновной, ее имущественное положение, тот факт, что к административной ответственности в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения она привлекается в первые, часть нарушений в период выявления была ею устранена.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении № 110366 от 31 марта 2011 года в отношении директора МОАУ средней школы № 27 Комаровой Н.В. подлежат изменению.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

Жалобу Комаровой Надежды Владимировны на постановление № 110366 от 31.03.2011 года Управления Роспотребнадзора по Кировской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.7 КоАП РФ удовлетворить частично.

Постановление № 110366 от 31.03.2011 года Управления Роспотребнадзора по Кировской области о назначении Комаровой Надежде Владимировне административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.7 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 2000 рублей, изменить.

Назначить Комаровой Надежде Владимировне за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.7 КоАП РФ наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.Н. Черкасова