Дело №12-216/2011



РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Киров 16 мая 2011 г.

Судья Ленинского районного суда г. Кирова Зяблицев С.В.,

с участием:

лица, привлекаемого к административной ответственности, - Обуховой Л.Н.,

помощника прокурора Ленинского района г. Кирова Жданова А.С.,

рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г. Кирова жалобу

Обуховой Людмилы Николаевны, { ... }

на постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области Бычека Ю.И. о назначении административного наказания по делу № 08-11/01 от 14.04.2011 г.,

установил:

Постановлением заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области Бычека Ю.И. о назначении административного наказания по делу № 08-11/01 от 14.04.2011 г. главный бухгалтер МУЗ «Кировская городская клиническая больница №7» (МУЗ «Кировская ГКБ № 7») Обухова Л.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 ч.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

При рассмотрении дела должностным лицом установлено, что 29.03.2011 г. заместителем прокурора Кировской области Окатьевым А.Л. вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (далее – Постановление) о совершении главным бухгалтером МУЗ «Кировская ГКБ № 7» Обуховой Л.Н. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.14 КоАП РФ.

Обстоятельства совершения административного правонарушения следующие.

«Правилами предоставления в 2010 году из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан», утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1146 (далее - Правила), принятым в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28.11.2009 г. № 294-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» установлен порядок предоставления субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходов, связанных с проведением дополнительной диспансеризации (далее - Диспансеризация) работающих граждан.

Согласно пункту 8 Правил Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ежемесячно, до 25-го числа, перечисляет субсидии с отдельного счета, открытого в установленном порядке в подразделении расчетной сети Центрального банка Российской Федерации на балансовом счете по учету средств Фонда, территориальным фондам на отдельные счета, открытые для финансирования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан в подразделениях расчетной сети Центрального банка Российской Федерации на балансовом счете по учету средств территориальных фондов.

В соответствии с пунктом 10 Правил территориальный фонд проводит медико-экономическую экспертизу представленных учреждениями здравоохранения счетов на оплату расходов, связанных с проведением дополнительной диспансеризации работающих граждан, в порядке, устанавливаемом Фондом, и производит их оплату в установленном порядке ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Между МУЗ «Кировская ГКБ № 7» и Кировским областным территориальным фондом обязательного медицинского страхования РФ (далее - Фонд) был заключен договор на 2010 год № 78/ДД от 18.02.2010 «О финансовом обеспечении территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов, связанных с проведением дополнительной диспансеризации работающих граждан» (далее - Договор), в соответствии с которым МУЗ «Кировская ГКБ № 7» получает средства на проведение Диспансеризации.

Пунктом 11 Правил установлено, что средства, полученные учреждением здравоохранения на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются, в том числе на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.02.2010 г. №55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» утвержден порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, который регулирует вопросы, связанные с проведением в 2010 году государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области установлено следующее.

1. МУЗ «Кировская ГКБ № 7» является получателем средств государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд). Главный бухгалтер МУЗ «Кировская ГКБ № 7» Обухова Л.Н., являясь должностным лицом, использовала бюджетные средства государственного внебюджетного фонда нецелевым образом при следующих обстоятельствах.

Платежным поручением № 5339 от 06.12.2010 г. денежные средства в сумме 15089,00 руб., предоставленные Кировским областным территориальным фондом обязательного медицинского страхования в рамках финансирования дополнительной диспансеризации работающих граждан, были перечислены ООО «Дельрус - К» за поставленные по счету № К0011729 от 01.12.2010 г. расходные материалы - набор для определения альфафетопротеина, 100 тестов в наборе.

Однако, в соответствии с примерным Перечнем расходного материала, необходимого для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденным Распоряжением департамента здравоохранения Кировской области от 15.02.2010 г. № 57, набор для определения альфафетопротеина в этот перечень не входит.

В соответствии с пунктами 2.1. и 2.2 Должностной инструкции главного бухгалтера МУЗ «Кировская ГКБ № 7», утвержденной главным врачом МУЗ «Кировская ГКБ № 7», главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета в МУЗ «Кировская ГКБ № 7», координирует работу всех отделов и участков учета, главный бухгалтер обязан обеспечить правильность отражения финансовых операций (бюджетных, за счет средств ФОМС, по доходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности).

Согласно пункту 4.1 Должностной инструкции главный бухгалтер несет ответственность за ведение бухгалтерского учета в учреждении.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 7 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности и обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Следовательно, главным бухгалтером МУЗ «Кировская ГКБ № 7» Обуховой Л.Н. в нарушение пункта 11 «Правил предоставления в 2010 году из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан», пункта 3 «Порядка проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» и Распоряжения департамента здравоохранения Кировской области от 15.02.2010 № 57 «О примерном Перечне расходного материала, необходимого для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан», за счет Фонда были израсходованы бюджетные средства на приобретение расходных материалов - набор для определения альфафетопротеина, 100 тестов в наборе, тем самым главным бухгалтером Обуховой Л.Н. в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей совершено административное правонарушение, выразившееся в использовании средств государственного внебюджетного фонда на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим его деятельность.

На данное постановление Обуховой Л.Н. подана жалоба, в которой последняя просит указанное постановление о назначении административного наказания отменить в связи с применением ст.2.9 КоАП РФ, ссылаясь на то, что приобретение в рамках финансирования проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан расходных материалов – набора для определения альфафетопротеина, 100 тестов в наборе на сумму 15089 рублей, не включенных в примерный Перечень расходного материала, утвержденный Распоряжением департамента здравоохранения Кировской области от 15.02.2010 № 57, ни каким образом не повлияло на ход проведения дополнительной диспансеризации, о чем свидетельствует отчет «Сведения о результатах дополнительной диспансеризации работающих граждан». При плане 3009 человек больницей осмотрено 3384 человека.

Таким образом, все необходимые для проведения дополнительной диспансеризации расходные материалы были приобретены, иначе больницей не был бы выполнен план, и приобретение в рамках финансирования проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан расходных материалов – набора для определения альфафетопротеина свидетельствует лишь о том, что необходимые расходные материалы были приобретены за счет собственных средств учреждения. Так как дополнительная диспансеризация в 2010 г. проведена в полном объеме, последствия данного административного правонарушения не представляют нарушения охраняемых общественных правоотношений, а следовательно может быть применена статья 2.9 КоАП РФ.

В судебном заседании Обухова Л.Н. жалобу поддержала, при этом факт нецелевого расходования средств ФОМС признала, вместе с тем пояснила, что не имеет медицинского образования, в связи с чем при решении вопроса об отнесении того или иного расходного материала к материалам, необходимым для проведения дополнительной диспансеризации граждан, она консультировалась у специалистов их медицинского учреждения, со слов которых и принимала соответствующее решение. Примерный перечень расходного материала, необходимого для проведения дополнительной диспансеризации граждан, утвержденный распоряжением департамента здравоохранения Кировской области, до нее на момент перечисления денежных средств доведен не был. По ее мнению, допущенное нарушение не носит существенный характер, т.к. на результаты диспансеризации оно не повлияло, а средства, использованные не по назначению, были восстановлены Кировскому областному территориальному фонду обязательного медицинского страхования за счет собственных средств МУЗ «Кировская ГКБ № 7».

В дальнейшем Обухова Л.Н. представила в судебное заседание дополнения к жалобе, где указала, что платежное поручение оформлялось ею в соответствии со счетом-фактурой, где главным врачом был указан источник оплаты счета, т.е. она выполняла требования своего руководителя.

Помощник прокурора Ленинского района г. Кирова Жданов А.С. против удовлетворения жалобы Обуховой Л.Н. возражал, считает постановление по делу об административном правонарушении законным и обоснованным, а доводы Обуховой Л.Н. о малозначительности совершенного административного правонарушения несостоятельными, т.к. допущенное ею нарушение привело к направлению средств государственного внебюджетного фонда на цели, не связанные с проведением диспансеризации, и было устранено только после проведения фондом обязательного медицинского страхования соответствующей проверки. Само по себе правонарушение носит формальный характер, не предусматривает наступления каких-либо последствий, в связи с чем отсутствие влияния правонарушения на ход диспансеризации не может считаться основанием для признания его малозначительным.

Изучив поданную жалобу, постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания и другие материалы дела, заслушав главного бухгалтера МУЗ «Кировская ГКБ №7» Обухову Л.Н. и помощника прокурора Ленинского района г. Кирова Жданова А.С., суд не находит оснований для отмены или изменения постановления по делу.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Вина Обуховой Л.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 ч.2 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами:

- постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 29.03.2011 г., вынесенным заместителем прокурора Кировской области, согласно которому МУЗ «Кировская городская клиническая больница №7» в нарушении п.11 Порядка предоставления в 2010 г. из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, п.3 Порядка проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан и Решения департамента здравоохранения Кировской области от 17.11.2009. № 650 за счет средств Фонда были приобретены расходные материалы, не включенные в Перечень расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, - набор для определения альфафетопротеина, 100 тестов в наборе, на сумму 15089,00 руб., то есть денежные средства ФОМС израсходованы на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, что в соответствии со ст.ст. 38, 289 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 ч.2 КоАП РФ;

- копией акта плановой тематической проверки средств, направляемых для реализации национального проекта в сфере здравоохранения в МУЗ «Кировская городская клиническая больница №7» от 14.03.2011 г., согласно которому в ходе проведения проверки организации и ведения бухгалтерского учета в рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения в МУЗ «КГКБ №7» установлены нарушения, в том числе установлено, что денежные средства в сумме 43582,99 руб. направлены на приобретение расходного материала, который не используется при проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан, и элементов питания. По результатам проверки предложено восстановить на счет Фонда указанные денежные средства;

- копией ведомости поступления и расходования денежных средств, направляемых на оплату дополнительной медицинской помощи в МУЗ «КГКБ №7» за период январь-декабрь 2010 года;

- копией ведомости оплаты расходного материала, который не используется при проведении ДД, и элементов питания в МУЗ «КГКБ №7» за 2010 год;

- копией счета № К0011729 от 01.12.2010 г.;

- копией платежного поручения № 5339 от 06.12.2010 г.;

- копией должностных обязанностей главного бухгалтера МУЗ «КГКБ №7»;

- копией трудового договора №125 от 18.06.2008 г., заключенного между МУЗ «КГКБ №7» и Обуховой Л.Н.;

- копией дополнительного соглашения от 30.01.2009 г. к трудовому договору №125 от 18.06.2008 г.;

- копией приказа о приеме на работу Обуховой Л.Н. на должность главного бухгалтера № 161-л от 18.06.2008 г.;

- копией объяснительной гл. врача МУЗ «КГКБ №7» Соболева А.А. в прокуратуру Кировской области от 29.03.2011 г., согласно которой за счет средств, полученных по дополнительной диспансеризации работающих граждан, были приобретены следующие медикаменты и расходные материалы, отраженные в акте проверки КОТ ФОМС как нецелевое использование: Neoplastin Plus опред.протромбин.времни – на сумму 7363,95 руб.; кюветы (микро) для коагулометра одноразовые – на сумму 3021,54 руб.; элементы питания для ЭКГ аппарата – на сумму 3000 руб.; набор для определения антител к ядерному антигену вируса гепатита В – на сумму 15108,50 руб.; набор для определения альфа-фетопротеина – на сумму 15089,00 руб., всего на общую сумму 43582,99 рублей. В связи с высокой загруженностью и огромным потоком оплачиваемых счетов он не имеет возможности лично контролировать каждый счет. А так как вышеназванные расходные материалы были предоставлены ему как используемые в процессе проведения доп. диспансеризации, поэтому и были оплачены за счет данных средств. По завершении плановой тематической проверки главному бухгалтеру было указано на усиление контроля за использованием средств по дополнительной диспансеризации, а средства, использованные в 2010 г. не по назначению, были восстановлены путем перечисления государственному некоммерческому финансово-кредитному учреждению КОТ ФОМС по платежному поручению № 194 от 18.03.2011 г. на сумму 43582,99 рублей;

- копией объяснительной гл. бухгалтера МУЗ «КГКБ №7» Обуховой Л.Н. в прокуратуру Кировской области от 29.03.2011 г., согласно которой, принимая решение об оплате того или иного счета за счет средств по дополнительной диспансеризации, она, как не имеющая медицинского образования и не компетентная в вопросе использования того или иного препарата, медицинских расходных материалов для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, обращается за разъяснениями к заведующей клиническо-диагностической лаборатории, старшей медсестре отделения УЗД либо к заведующим поликлиниками. Все перечисленные выше расходные материалы были названы ей как используемые в процессе проведения доп. диспансеризации, поэтому были оплачены за счет данных средств. По завершении плановой тематической проверки данные средства были восстановлены путем перечисления государственному некоммерческому финансово-кредитному учреждению КОТ ФОМС по платежному поручению №194 от 18.03.2011 г. на сумму 43582,99 рублей;

- копией платежного поручения №194 от 18.03.2011 г. на сумму 43582,99 рублей;

- согласно дополнительно представленному в судебное заседание акту от 27.04.2011 г. проверки, проведенной в МУЗ «КГКБ №7» Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области на предмет использования субсидий, выделенных в 2010 г. из бюджета ФОМС бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, установлено, в том числе, что платежным поручением от 06.12.2010 г. № 5339 МУЗ «КГКБ №7» за счет средств, полученных на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, перечислено ООО «Дельрус - К» 15089,00 руб. за приобретение расходного материала - набора для определения альфа-фетопротеина (счет и счет-фактура № К0011729 от 01.12.2010 г.). Проведение анализа по определению альфа-фетопротеина перечнем лабораторных и функциональных исследований «Порядка и объема проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан», утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.02.2010 г. №55н, не предусмотрено.

Оценивая изложенное, суд находит вину Обуховой Л.Н. в использовании средств государственного внебюджетного фонда получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, т.е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 ч.2 КоАП РФ, установленной и доказанной, поскольку она подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.

Как установлено в судебном заседании, главным бухгалтером МУЗ «КГКБ №7» Обуховой Л.Н. платежным поручением № 5339 от 06.12.2010 г. из средств, полученных от Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования в рамках финансирования проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, перечислено 15089 рублей в адрес ООО «Дельрус-К» за поставленные МУЗ «Кировская ГКБ №7» расходные материалы – набор для определения альфафетопротеина, 100 тестов в наборе.

При этом проведение анализа по определению альфа-фетопротеина перечнем лабораторных и функциональных исследований, в соответствии с приложением к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.02.2010 г. №55н – «Порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан», при проведении дополнительной диспансеризации не предусматривается.

Таким образом, средства в сумме 15089 руб., полученные на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направлены на приобретение расходного материала, который не используется при проведении дополнительной диспансеризации, в результате чего допущено нецелевое использование средств государственного внебюджетного фонда – Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Указанные обстоятельства Обуховой Л.Н. в судебном заседании не оспаривались, однако последней приведены доводы о причинах совершения ею правонарушения, а также о его малозначительности.

Вместе с тем, оснований для освобождения Обуховой Л.Н. от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения суд, вопреки доводам жалобы, не усматривает.

Как разъяснил в п.21 Постановления от 24.03.2005 г. №5 Пленум ВС РФ: «Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения».

Как пояснила Обухова Л.Н. в судебном заседании, и как следует из ее жалобы, приобретение расходных материалов, не используемых при проведении дополнительной диспансеризации, не повлияло на её ход, а истраченные денежные средства восстановлены за счет собственных средств больницы.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Перечисление гл. бухгалтером Обуховой Л.Н. денежных средств в сумме 15089 рублей, предоставленных Кировским областным территориальным фондом обязательного медицинского страхования в рамках финансирования проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, на цели, не связанные с проведением дополнительной диспансеризации работающих граждан, свидетельствует, по мнению суда, о ненадлежащем исполнении должностным лицом своих служебных обязанностей, что повлекло нецелевое использование средств государственного внебюджетного фонда. По мнению суда, главный бухгалтер МУЗ «КГКБ №7» Обухова Л.Н. имела возможность для соблюдения установленных законодательством требований, однако не приняла все, зависящие от нее меры, для их соблюдения.

Согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст.38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с условием их использования на финансирование конкретных целей.

Согласно ст.289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств заключается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, учитывая конкретные обстоятельства совершенного административного правонарушения, суд находит, что допущенное Обуховой Л.Н. правонарушение не может быть признано малозначительным, и оснований для применения в отношении нее положений ст.2.9 КоАП РФ не имеется.

Дополнительно высказанные Обуховой доводы о том, что платежное поручение № 5339 оформлялось ею 06.12.2010 г. по источнику, указанному руководителем, правового значения для квалификации действий последней не имеют, т.к. платежное поручение подписывается как главным врачом, так и главным бухгалтером. Кроме того, данные доводы противоречат первоначальному утверждению Обуховой в судебном заседании о том, что решение об источнике денежных средств принималось именно ею.

Не может быть принят во внимание и довод Обуховой о примерном характере перечня расходного материала, утвержденного распоряжением Департамента здравоохранения Кировской области от 15.02.2010 г., т.к. перечисление денежных средств, предоставленных ФОМС, на оплату набора для определения альфафетопротеина противоречит требованиям приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.02.2010 г. №55н, которым утвержден «Порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан».

Таким образом, суд приходит к выводу, что факт совершения главным бухгалтером МУЗ «Кировская городская клиническая больница №7» Обуховой Л.Н. административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 ч.2 КоАП РФ, и ее вина в совершении указанного правонарушения доказаны, при этом Обуховой Л.Н. назначен минимальный размер наказания, предусмотренного санкцией указанной части статьи.

Никаких оснований для освобождения Обуховой Л.Н. от административной ответственности также не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области Бычека Ю.И. от 14.04.2011 г. по делу № 08-11/01 о назначении административного наказания по ст.15.14 ч.2 КоАП РФ в отношении Обуховой Людмилы Николаевны оставить без изменения, а жалобу Обуховой Л.Н. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья С.В. Зяблицев