ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 декабря 2010 г. г. Киров
Судья Ленинского районного суда г. Кирова Кондрашин В.Б.,
с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, Кокорина О.В.,
государственного инспектора г. Кирова по пожарному надзору Фролова Г.В.,
рассмотрев в Ленинском районном суде по адресу: г. Киров, ул. Калинина, 57-12, материалы административного дела в отношении
РЫЖКОВА МИХАИЛА ВИТАЛЬЕВИЧА, { ... }
привлекаемого к административной ответственности по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ,
установил:
09.12.10 в ходе проведения государственным инспектором по пожарному надзору внеплановой проверки деятельности ИП Рыжкова М.В. по продаже пиротехники в фотосалоне "Флэш", { ... } а также в отделе на третьем этаже центрального универмага { ... }, было установлено, что индивидуальный предприниматель нарушил Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), зарегистрированные в Минюсте РФ 27.06.03 за № 4838. Нарушения п. п. 162 и 174 Правил пожарной безопасности выразились в том, что в фотосалоне "Флэш", а также на третьем этаже ЦУМа витрина с пиротехникой находится на расстоянии менее 4-х метров от основного эвакуационного прохода (фактически примыкает к проходу).
В судебном заседании государственный инспектор по пожарному надзору Фролов Г.В. указал, что нарушение ППБ, допущенное ИП Рыжковым, влечет опасность для жизни и здоровья людей, поскольку в случае возникновения пожара в отделе, торгующем пиротехникой, возникнет препятствие на путях эвакуации граждан, и это дает основания для приостановления соответствующей деятельности предпринимателя. Указанные Правила не отменены и обязательны для исполнения всеми хозяйствующими субъектами. Государственным инспектором в суде указано и предъявлены для ознакомления документы, подтверждающие, что ИП Рыжков в 2008, а затем и в 2009 годах был подвергнут административному наказанию практически за аналогичные нарушения, допущенные при продаже пиротехнических изделий в магазине "Лидер" и ЦУМ.
В настоящее время Рыжков от дачи объяснений или подписания протоколов отказывается, проигнорировал протокол о временном запрете деятельности по продаже пиротехники в названных магазинах, и продолжает осуществлять торговлю, что документально подтверждается кассовыми и товарными чеками.
Защитник лица, привлекаемого к ответственности, Кокорин О.В. указал, что Федеральный закон от 22.07.08 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также "Требования пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.12.09 № 1052, обладают большей юридической силой, нежели Правила пожарной безопасности 01-03. Поскольку Федеральный закон и "Требования..." не содержат ограничений, указанных в Правилах и вменяемых ИП, защитник Кокорин считает, что Рыжков в своей деятельности не обязан соблюдать Правила пожарной безопасности 01-03.
Защитником приведено в суде содержание п. 6 "Требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий", согласно которому реализацию пиротехнических изделий разрешается производить в магазинах, отделах (секциях), павильонах и киосках, обеспечивающих сохранность продукции. При этом такие отделы (секции) в зданиях, имеющих 2 и более этажей, должны располагаться на верхних этажах, и не должны примыкать к эвакуационным выходам.
В этой связи защитником сделан вывод, что при продаже пиротехнических изделий в магазине ЦУМ не допускается нарушение, ибо витрина с ними установлена не на эвакуационном выходе, а в эвакуационном проходе. По мнению защитника, требования, указанные в ППБ, не распространяются и на магазин "Лидер", поскольку он одноэтажный и фотосалон находится также не рядом с выходом.
Заслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правила пожарной безопасности утверждены соответствующим приказом МЧС РФ от 18.06.03 № 313.
Мнение защитника Кокорина, что Правила пожарной безопасности ППБ 01-03 не имеют юридической силы, и что Технический регламент полностью подменяет собой ППБ, ошибочно и не основано на законе.
В соответствии с ППБ 01-03 п. п. 162 и 174 в торговых предприятиях запрещается размещать отделы, секции по продаже пожароопасных товаров ближе 4 м. от выходов, лестничных клеток и других путей эвакуации; продажу пиротехнических изделий следует осуществлять в специализированных магазинах или специализированных отделах (секциях). При этом отделы (секции) по продаже пиротехнических изделий должны располагаться на верхних этажах магазинов и не примыкать к эвакуационным выходам.
В силу прямого указания нормативных требований продажа пиротехнических изделий может осуществляться только в специализированном отделе, и фотосалон "Флэш" к таким не относится, так как оказывает различные услуги, в том числе по фотопечати и продаже иных товаров и т.д.
Кроме того, из имеющейся в деле схемы торгового зала магазина "Лидер" видно, что торговая точка предпринимателя Рыжкова находится непосредственно на одном из двух путей эвакуации, и пожар в случае его возникновения в салоне, торгующем пиротехникой, перекроет для посетителей магазина эвакуационный выход на улицу, создаст угрозу жизни и здоровья людей при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
Нашел в суде свое подтверждении и довод сотрудника пожарного надзора, что ИП Рыжков на протяжении нескольких лет допускает аналогичные нарушения, вину в совершении которых признает, но мер к их исправлению не предпринимает. В настоящее время, несмотря на административный запрет деятельности, продолжает осуществлять продажу пиротехники в обоих магазинах.
Давая оценку правонарушению, которое инкриминируется ИП Рыжкову при осуществлении деятельности специализированного отдела в магазине ЦУМ, суд приходит к следующему.
Согласно п. 162 указанных ППБ запрещается размещать отделы по продаже пожароопасных товаров ближе 4 м от выходов и путей эвакуации.
В п. 6 "Требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий" оговорено, что эти отделы не должны примыкать к эвакуационным выходам.
В соответствии с определением, данным в ст. 2 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", эвакуационный путь – это путь движения и перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;
В суде представитель пожарного надзора и защитник лица, привлекаемого к ответственности, высказали противоположные мнения относительно того, удовлетворяет ли данным требованиям витрина с пиротехникой в ЦУМе, примыкающая не к эвакуационному выходу, но к эвакуационному проходу.
Решая данный вопрос, суд учитывает, в какой мере расположение витрины с пиротехническими изделиями препятствует эвакуации. Из схемы торгового помещения видно, что специализированный отдел расположен на верхнем этаже магазина, в торговом зале имеется два основных эвакуационных прохода, ведущие к четырем эвакуационным выходам. Несмотря на то, что отдел примыкает к одному из двух основных проходов, его положение таково, что в случае возникновения пожара люди могут беспрепятственно пройти к любому из эвакуационных выходов, двигаясь в направлении от очага пожара.
Государственным инспектором указано в суде, что осуществляя свою деятельность в ЦУМе, ИП Рыжков, кроме того, нарушает правила складирования и хранения пиротехнических изделий, что за аналогичное рассматриваемому нарушение в ЦУМе он ранее привлекался к ответственности.
В этой связи суд отмечает, что допущенные противопожарные нарушения при складировании и хранении пиротехнических изделий в магазине ЦУМ согласно протоколу об административном правонарушении не указаны и не могут быть предметом судебного рассмотрения.
Учитывая, что с декабря 2009 года действуют "Требования пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий", принимая во внимание конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения ППБ и иных нормативных требований в части размещения отдела по продаже пиротехнических изделий в магазине ЦУМ и прекращает административное производство в указанной части.
Таким образом, суд считает, что, осуществляя свою деятельность в магазине "Лидер", индивидуальный предприниматель Рыжков допустил нарушение требований пожарной безопасности, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ.
Переходя к вопросу о назначении наказания, суд считает, что в целях предупреждения возможных пожаров и возникновения опасности для жизни и здоровья людей, будет соответствовать наказание только в виде административного приостановления деятельности – запрета деятельности ИП Рыжкова в фотосалоне "Флэш" в части хранения и реализации пиротехнической продукции, поскольку с учетом игнорирования Рыжковым временного запрета деятельности, иными способами названных целей добиться невозможно.
Определяя срок наказания, суд учитывает общественную опасность нарушения, наличие по делу обстоятельств, отягчающих наказание, предусмотренных ч.1 п.п. 1, 2 ст. 4.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 20.4 ч. 1, 3.12, 23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать индивидуального предпринимателя Рыжкова Михаила Витальевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, и подвергнуть его административному наказанию в виде приостановления деятельности в форме запрета хранения и реализации пиротехнических изделий в помещении фотосалона "Флэш" магазина "Лидер", { ... }, сроком на 30 суток, до устранения выявленных нарушений.
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Срок наказания в виде приостановления деятельности исчислять с 21.12.10.
Постановление может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток.
Судья В. Кондрашин