дело № 2-1883/10 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С КО Й Ф Е Д Е РА Ц ИИ
29 июня 2010 года город Ярославль
Ленинский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего – судьи Маренниковой М.В.,
при секретаре Лапчинской А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захариковой Ольги Владимировны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе города Ярославля о включении периода работы в специальный стаж для назначения трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ленинском районе города Ярославля от 22.04.2010 № 30/20 Захариковой О.В. отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, в связи с не включением в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы с 06.07.2007 по 14.04.2010 в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их врачебной бригаде скорой и неотложной медицинской помощи города Ярославля.
Не согласившись с указанным решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ленинском районе города Ярославля Захарикова О.В. обратилась в суд с иском:
- о признании незаконным данного решения и включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы с 06.07.2007 по день вынесения решения суда в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их врачебной бригаде скорой и неотложной медицинской помощи города Ярославля;
- возложении на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинским районе города Ярославля обязанности по назначению досрочно трудовой пенсии по старости с момента обращения за пенсией.
В обоснование исковых требований указала, что отказ во включение в стаж работы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде является незаконным, так как Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, предусматривает не только лечебную, но и иную деятельность по охране населения. Указанный список предусматривает право на досрочную пенсию фельдшера, фельдшера-лаборанта, старшего фельдшера. Фельдшер является обобщающим понятием, фельдшер по приему вызовов подпадает под данное понятие. Кроме того, на должность фельдшера по приему вызовов и передаче их врачебной бригаде
принимаются лица, имеющие законченное среднее медицинское образование. Фельдшер
по приему вызовов пользуется теми же льготами, что и фельдшер выездной бригады и
также, как фельдшер выездной бригады, обязан один раз в пять лет повышать
квалификацию на курсах. Согласно функциональным обязанностям фельдшера по приему вызовов и передаче к врачебной бригаде при отсутствии выездных бригад, старшего фельдшера и заведующего подстанцией фельдшер по приему вызовов привлекается к оказанию амбулаторной помощи пациентам, обратившимся непосредственно на подстанцию. В процессе работы фельдшер по приему вызовов дает рекомендации гражданам, которым требуется срочная медицинская помощь в случае необходимости. Кроме того, решением Ленинского районного суда города Ярославль от 13 ноября 2007 года включено в стаж работы Захариковой О.В., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 01.01.1993 по 13.08.1996, а также с 22.05.1999 по 13.07.2007 в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их врачебной бригаде скорой и неотложной медицинской помощи города Ярославля, за исключением двух дней 06.03.2002 и 18.08.2002.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, дала объяснения об обстоятельствах дела аналогичные изложенным в описательной части решения, кроме того, пояснила, что в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению РФ» от 26.03.1999 № 100 в Положении о фельдшере по приему и передаче вызовов врачебной бригаде указано, что на должность фельдшера по приему вызовов назначается специалист со средним медицинским образованием по специальности «лечебное дело», имеющий диплом и соответствующий сертификат, также он имеет право повышать квалификацию не реже одного раза в пять лет, проходить аттестацию на квалификационную категорию. За работниками среднего медицинского персонала выездных бригад станций скорой медицинской помощи, перешедшим на должность фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде сохраняется надбавка в размерах соответствующих стажу непрерывной работы в выездных бригадах, также сохраняется надбавка за работу в ночное время. Фельдшеру по приему вызовов не только принимает вызовы и передает их выездной бригаде, ему необходимо при приеме вызова максимально собрать анамнез, чтобы определить экстренный вызов или неотложный, определить какую лучше направить бригаду, от этого зависит не только своевременное и правильное оказание медицинской помощи, но иногда решается вопрос жизни и смерти больного. Фельдшеру по приему вызовов координирует работу бригад станций скорой медицинской помощи, по необходимости консультирует врачей о госпитализации больных в профильные стационары города по показаниям, дает рекомендации гражданам, которым требуется неотложная медицинская помощь, объясняет, как правильно оказать доврачебную помощь пострадавшим, при отсутствии бригад фельдшер оказывает экстренную медицинскую помощь амбулаторным больным.
Представитель ответчика по доверенности Тузкова М.В. в судебном заседании иск не признала, дала объяснения об обстоятельствах дела аналогичные изложенным в письменном отзыве на иск, из которого следует следующее. Согласно пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочные трудовые пенсии по старости назначаются лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста. Согласно п.2 ст.27 данного Федерального закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости (в том числе с лечебной деятельностью), Правила исчисления периодов работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации. С целью реализации положений данного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях в учреждениях и организациях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушен принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. С учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П в интересах застрахованного лица при определении права на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников при исчислении стажа, имевшего место до 01.11.1999, можно руководствоваться Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.09.1991 № 464 с использованием Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 № 377, с 01.11.1999 - Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 « Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
Согласно действовавшему до 01.11.1999 правовому регулированию работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 01.11.1999 и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи. После принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 01.11.1999 не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения. Так как период работы Захариковой О.В. с 06.07.2007 по 14.04.2010 в должности фельдшера по приему вызовов протекал в период действия Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, которым не предусмотрена должность фельдшера по приему вызовов и передаче их бригаде скорой неотложной помощи, следовательно, включение указанного периода работы в специальный стаж работы, учитываемый для назначения досрочной трудовой пенсии не основано на нормах действующего законодательства. В связи с чем, представитель ответчика считает, что Захариковой О.В. в назначении досрочной трудовой пенсии отказано правомерно, в удовлетворении исковых требований, указанных в иске, просит отказать в полном объеме.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд считает, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочные трудовые пенсии по старости назначаются лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст.27 данного Федерального закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости (в том числе с лечебной деятельностью), Правила исчисления периодов работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
С целью реализации положений данного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 утверждены:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»;
- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как установлено в судебном заседании, согласно записям в трудовой книжке, истица работала: с 23.04.1978. по 11.04.1980 - фельдшером Бурмакинской районной больницы; с 12.04.1980. по 01.09.1981 - медицинской сестрой детского комбината колхоза «Заря»; с 29.09.1981 по 02.01.1982 - медицинской сестрой Бурмакинской районной больницы; с 11.01.1982 по 31.12.1992 - фельдшером специализированной врачебной бригады скорой и неотложной медицинской помощи г. Ярославля; с 01.01.1993 по 29.06.2010 - фельдшером по приему вызовов и передаче их врачебной бригаде станции скорой и неотложной медицинской помощи г. Ярославля.
Комиссией ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Ленинскому району города Ярославля определен специальный стаж, учитываемый для назначения досрочной трудовой пенсии истицы на 14.04.2010, за исключением спорных периодов, – 26 лет 10 месяцев 17 дней.
Отказ Управления Пенсионного Фонда РФ по Ленинскому району города Ярославля о включении в специальный стаж периодов работы с 06.07.2007 по 14.04.2010 фельдшером по приему вызовов и передаче их врачебной бригаде станции скорой и неотложной медицинской помощи города Ярославля является необоснованным.
В соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Ленинского районного суда города Ярославля от 13 ноября 2007 года иск Захариковой О.В. удовлетворен частично, в стаж работы Захариковой О.В., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включен периоды работы с 12.04.1980 по 01.09.1981 в должности медицинской сестры детского комбината колхоза «Заря», с 01.01.1993 по 13.08.1996, а также с 22.05.1999 по настоящее время в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их врачебной бригаде скорой и неотложной медицинской помощи города Ярославля, за исключением двух дней 06.03.2002 г. и 18.08.2002 г., в удовлетворении иска в остальной части отказать. Данное решение вступило в законную силу 13.12.2007.
В ходе рассмотрения данного дела установлено, что в стаж работы Захариковой О.В., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включен периоды работы с 22.05.1999 по 05.07.2007 в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их врачебной бригаде скорой и неотложной медицинской помощи города Ярославля. При этом суд исходил из того, что в соответствии с п.19 функциональных обязанностей фельдшера по приему вызовов, при отсутствии выездных бригад фельдшер по приему вызовов привлекается к оказанию амбулаторной помощи пациентам, обратившимся непосредственно на подстанцию.
Данные обстоятельства являются установленными и обязательными для суда при рассмотрении настоящего дела.
Принимая во внимание то, что с момента включения на основании решения Ленинского районного суда города Ярославля от 13 ноября 2007 года периода работы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их врачебной бригаде скорой и неотложной медицинской помощи города Ярославля характер работы истца не изменился, Захарикова О.В. выполняет работу того же характера, суд считает, что имеются фактические и правовые основания для включения спорного периода работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в стаж работы Захариковой О.В., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен быть включен период работы с 06.07.2007 по 29.06.2010 ( по день вынесения решения суда) в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их врачебной бригаде скорой и неотложной медицинской помощи города Ярославля.
Общий стаж лечебной и иной деятельности истицы по охране здоровья населения на момент обращения 14.04.2010 в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе города Ярославля с заявлением о назначении пенсии, также как и на день принятия решения составляет менее 30 лет, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований истицы о назначении досрочной трудовой пенсии в настоящее время не имеется.
По достижении необходимого специального стажа с учетом включенных судом в этот стаж периодов досрочная трудовая пенсия может быть назначена истице Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе города Ярославля при обращении истицы с заявлением в общем порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Захариковой Ольги Владимировны удовлетворить частично.
Включить в стаж работы Захариковой Ольги Владимировны, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с 06.07.2007 года по 29.06.2010 года в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их врачебной бригаде скорой и неотложной медицинской помощи города Ярославля.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения или со дня изготовления его в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Ярославля.
Судья М.В.Маренникова