Решение по заявлению об оспаривании действий и решения комиссии (вступило в законную силу 23.09.10)



Дело № 2-1538/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 мая 2010 г. г. Ярославль

Ленинский районный суд г.Ярославля в составе

председательствующего судьи Брюквиной С.В.

при секретаре Власовой Н.Н.

рассмотрев гражданское дело по заявлению Государственной жилищной инспекции Ярославской области об оспаривании действий и решения комиссии по переустройству и перепланировке жилых помещений при территориальной администрации Ленинского района мэрии г.Ярославля, решения территориальной администрации Ленинского района мэрии г.Ярославля, распоряжения главы территориальной администрации Ленинского района мэрии г.Ярославля,

установил:

Государственная жилищная инспекция Ярославской области обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий комиссии по переустройству и перепланировке жилых помещений при территориальной администрации Ленинского района мэрии г.Ярославля, а также решения № 9 территориальной администрации Ленинского района мэрии г.Ярославля и распоряжения Главы администрации Ленинского района мэрии г.Ярославля № 151 от 14.05.2009, которыми дано согласие на перепланировку и переустройство жилого помещения, принадлежащего Седову А.Н. и Спинальской С.Е., расположенного по адресу: Адрес 1.

В заявлении указано, что произведенная Седовым А.Н. и Спинальской С.Е. перепланировка и переустройство указанного жилого помещения приводит к нарушению водозабора против проектного по системе внутреннего водопровода, в результате чего в соседних квартирах возник дисбаланс водопотребления, влияющий на работу санитарно-технических и иных приборов, особенно это ощущается в часы наибольшего потребления воды. Орган местного самоуправления должен был потребовать от гражданина в составе проекта переустройства квартиры гидравлические расчеты. Орган местного самоуправления согласовал самовольные перепланировку и переустройство в отсутствие проекта перепланировки и переустройства жилого помещения, при этом указанные перепланировка нарушают права и законные интересы третьих лиц и государства в целом, нарушены требования СНиП. Узаконение произведенной перепланировки могло быть осуществлено только на основании решения суда.

В судебном заседании представитель заявителя Государственной жилищной инспекции Ярославской области по доверенности Чужанова О.Б. доводы заявления поддержала, дала объяснения, аналогичные изложенным в описательной части решения.

Представитель территориальной администрации Ленинского района мэрии г.Ярославля по доверенности Цветкова Е.Н. заявление не признала, полагает, что оспариваемые решения приняты в пределах компетенции. Основания для отказа в согласовании перепланировки отсутствовали, т.к. были представлены все необходимые документы, указанные в ст. 26 ЖК РФ. Согласие собственников не нужно, т.к. это не касается общего домового имущества. Проектное заключение не требовалось. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Седов А.Н. и Спинальская С.Е., долевые собственники указанного жилого помещения, в суд не явились, извещены надлежащим образом.

В предыдущих судебных заседаниях возражали против удовлетворения заявления, поскольку получили все необходимые согласования, считают, что проведенные перепланировка и переустройство являются законными и не нарушающими права и законные интересы третьих лиц, удовлетворение заявления непосредственно затронет их права и законные интересы.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявления должно быть отказано по следующим основаниям.

Настоящее дело рассматривается в порядке производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (глава 25 ГПК РФ).

В соответствии со ст.ст. 254, 255 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что собственниками трехкомнатной квартиры Номер обезличен дома Номер обезличен по ул. ......... г.Ярославля являются Седов А.Н. и Спинальская С.Е. (доля в праве ? у каждого). Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права Номер обезличен и Номер обезличен.

В квартире Номер обезличен дома Номер обезличен по ул. ......... г.Ярославля выполнены перепланировка жилого помещения: разобраны перегородки с дверными проемами между помещениями коридора и жилыми комнатами 16 кв.м и 16, кв.м, между помещениями коридора и кладовой, между помещениями коридора и уборной, между помещениями коридора и жилой комнатой 21.3 кв.м. Разобрана перегородка между помещениями кухни и жилой комнатой 21.3 кв.м. Разобраны и зашиты дверные проемы в перегородках между коридором и ванной, коридором и кухней. Установлены новые перегородки из гипсокартона по металлическому каркасу с дверными проемами между помещениями коридора и жилыми комнатами 16 кв. м и 16.5 кв.м., коридором и санузлом. Установлены новые перегородки из гипсокартона по металлическому каркасу с проемами арочного типа между помещениями кухни и жилой комнаты 21.3 кв.м, между коридором и жилой комнаты 21.1 кв.м. В жилых комнатах 16 кв.м, 16.5 кв.м, 21.3 кв.м уложены полы из ламината, в остальных помещениях полы из керамической плитки. В санузлах и кухне теплые полы. В коридоре установлены встроенные шкафы. В санузлах установлены два унитаза, два умывальника, душевая кабина и ванна. Оборудование в кухне газовая черехконфорочная плита и раковина. Водопроводные и канализационные стояки зашиты коробами. Доступ к вентилям осуществляется через специальные люки в коробах. Вентиляция осуществляется через форточки и вентиляционные каналы. Санузел расположен над санузлом квартиры на втором этаже. Под всеми полами из керамической плитки уложена усиленная гидроизоляция.

В результате перепланировки и переустройства жилого помещения общая площадь квартиры уменьшилась с 93,5 кв.м до 92,4 кв.м, жилая площадь увеличилась с 53,8 кв. до 54,8 кв.м, а площадь вспомогательных помещений уменьшилась с 39,7 до 37,6 кв.м.

Данные обстоятельства подтверждаются техническим паспортом, заключением технического обследования жилого помещения, составленного ООО «Инжпроект», а также не оспаривается никем из участников процесса.

Решением комиссии по переустройству и перепланировке жилых помещений при территориальной администрации Ленинского района мэрии г.Ярославля от 14.05.2009 № 11 дано согласие на перепланировку и переустройство жилого помещения в соответствии с проектным заключением, выполненным ООО «........» от 21.04.2009 № 31/2 и техническим паспортом, составленным ГУПТИ и УН по ЯО 13.04.2009.

Распоряжением главы территориальной администрации Ленинского района мэрии г.Ярославля № 151 от 14.05.2009 утвержден протокол № 11 от 14.05.2009 заседания комиссии по переустройству и перепланировке жилых помещений.

На основании решения № 9 (без даты) территориальной администрации Ленинского района г.Ярославля согласовано вышеуказанные перепланировка и переустройство.

В соответствии со ст. 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Произведенные в квартире по адресу: Адрес 1 изменения, являются переустройством и перепланировкой, осуществленными в пределах жилого помещения и не затрагивают общего домового имущества.

Довод заявителя о том, что система канализации, холодного и горячего водоснабжения, расположенные внутри квартиры, являются общим домовым имуществом, не состоятелен.

В силу пункта 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Зона эксплуатационной ответственности собственника жилого помещения определяется по горячему и холодному водоснабжению границей разграничения - входным вентилем в квартиру, по приему сточных вод - сливной горловиной канализационного стояка.

При переустройстве и перепланировки квартиры, расположенной по адресу: Адрес 1, общее домовое имущество не затронуто.

На основании ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке, правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя, заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. При этом орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи.

Собственниками квартиры в орган местного самоуправления для согласования произведенного переустройства и перепланировки были представлены все необходимые документы. Оснований, предусмотренных ст. 27 ЖК РФ, для отказа в согласовании, не имелось.

В соответствии со ст. 27 ЖК РФ, отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Согласно ст. 28 ЖК РФ, завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

На основании акта приемочной комиссии от 20.05.2009, утвержденного главой территориальной администрации Ленинского района мэрии г.Ярославля А.В. Анисимова, произведенные перепланировка и переустройство произведены в соответствии с распоряжением главы территориальной администрации Ленинского района мэрии г.Ярославля от 14.05.2009 № 151, проектным заключением и техническим паспортом.

Соответствие произведенного переустройства и перепланировки жилого помещения требованиям законодательства подтверждается заключением ООО «.......» от 21.04.2009 № 32/1, а также заключением пожарно-технической экспертизы № 26/420-э от 23.04.2009, экспертным санитарно-эпидемиологическим заключением № 148/20 от 28.04.2009, справкой ОАО «.......» от 07.05.2009. Данные заключения заявителем не опровергнуты.

Довод заявителя о том, что органом местного самоуправления была согласована уже произведенные перепланировка и переустройство, акт приемочной комиссии составлен формально, проектное заключение не составлялось, правового значения по делу не имеет.

Частью 4 ст. 29 ЖК РФ установлено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.

Положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.

Таким образом, вопрос о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть решен судом при рассмотрении иска органа, осуществляющего согласование, о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма (при наличии заявления гражданина о сохранении жилого помещения в существующем виде), а также в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по заявлению гражданина об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Суд считает, что согласование органом местного самоуправления перепланировки и переустройства, фактически произведенных до момента обращения Седова А.Н. и Спинальского С.Е. за согласованием, не выходит за пределы компетенции органа местного самоуправления, установленной ст. ст. 26-29 ЖК РФ.

Позиция заявителя о нарушении водозабора в других жилых помещения дома 54-а по ул.Некрасова г.Ярославля, нарушении п.3.1 СНиП 2.04.01-85, согласно которому системы холодного, горячего водоснабжения и канализации должны обеспечивать подачу воды и отведение сточных вод (расход), соответствующее расчетному числу водопотребителей или установленных санитарно-технических приборов, в рамках настоящего гражданского дела представленными доказательствами не подтверждается.

Кроме того, лица, чьи права нарушены произведенными в квартире №22 перепланировкой и переустройством вправе обратиться с самостоятельными требованиями в порядке искового производства.

Несоответствие произведенного переоборудования п. 2.6 Строительных норм и правил СНиП 2.08.01-89, согласно которому вход в жилое помещение, оборудованное унитазом, непосредственно из кухни и жилых помещений (кроме жилых помещений, предназначенных для семей с инвалидами) не допускается, права и законные интересы других жильцов, заявителя и государства не затрагивает, поскольку может создавать неудобства только для жильцов квартиры Номер обезличен дома Номер обезличен по ул........ г.Ярославля.

Уборная, ванная (душевая) размещены не над жилыми комнатами или кухней нижерасположенных квартир, т.е. вышеуказанный пункт СНиП в данной части не нарушен.

В силу вышеизложенного оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Государственной жилищной инспекции Ярославской области об оспаривании действий и решения комиссии по переустройству и перепланировке жилых помещений при территориальной администрации Ленинского района мэрии г.Ярославля от 14.05.2009, решения № 9 территориальной администрации Ленинского района мэрии г.Ярославля, распоряжения № 151 от 14.05.2009 главы территориальной администрации Ленинского района мэрии г.Ярославля отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Ленинский райсуд г.Ярославля.

Судья