Решение по иску об оспаривании решения (вступило в законную силу 16.09.10)



Дело № 2-1357/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2010 г. г.Ярославль

Ленинский районный суд г.Ярославля

в составе председательствующего судьи Брюквиной С.В.

при секретаре Власовой Н.Н.

при рассмотрении гражданского дела по иску Томашовой Ольги Алексеевны к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области» об оспаривании решения

установил:

Томашова О.А. обратилась в суд с иском к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области» (далее – ФГУ ГБ МСЭ по ЯО) об оспаривании решения состава № 2 от 07.10.2009, и состава № 3 от 28.10.2009, которыми ей отказано в установлении третьей группы инвалидности по общему заболеванию.

Исковые требования обоснованы тем, что она наблюдается в поликлинике № 5, куда в мае 2009 г. обратилась с вопросом об оформлении инвалидности, т.к. у нее имеется .............. с различными изменениями в позвоночном столбе, что приводит к очень плохому самочувствию. Полагает, что ответчик необоснованно отказал ей в установлении третьей группы инвалидности, в связи с чем она лишена возможности получения социальных выплат и льгот.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала, пояснила, что имеющиеся у нее искривление позвоночника, грыжа белой линии приводят к ограничению способности к передвижению, самообслуживанию, трудовой деятельности. Полагает, что результатов ее медицинского обследования было достаточно для принятия положительного решения об определении ее третьей группы инвалидности.

Представители ответчика ФГУ ГБ МСЭ ЯО по доверенности Шаронова Е.Ю., Шумова С.Б. исковые требования не признали, пояснили, что по медицинской документации и результатам осмотра у Томашовой О.А. какие-либо ограничения жизнедеятельности не выявлены, оснований для признания ее инвалидом не имеется.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований должно быть отказано по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 ФЗ № 181 от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалид – это лицо, имеющее нарушение со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 7 Закона медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На органы МСЭ статьей 8 Закона возложены установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления и потребности инвалида в социальной защите, разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов.

Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства РФ 20.02.2006 № 95, предусматривают также при проведении медико-социальной экспертизы использование классификаций и критериев Минздрасоцразвития РФ. В качестве условий признания лица инвалидом в Правилах названы: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию (п.5). Наличие одного из этих условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (п.6).

Судом установлено, что Томашова О.А., Дата обезличена г.р., имеет ............. образование, работает .........., получает пенсию по возрасту. Согласно производственной характеристике работает на полную ставку, с работой справляется.

Согласно данным амбулаторной карты Томашова О.А. страдает ........... 16.12.1998 при выполнении обзорной рентгенограммы легких зафиксирован ........... В сентябре 2003 г. выявлена ........., в 2004 г. установлен диагноз .......... По имеющейся патологии Томашова О.А. обращалась в лечебно-профилактическое учреждение только амбулаторно. Стационарных лечений, длительной нетрудоспособности по больничным листкам не зафиксировано. Инвалидом ранее не являлась.

Томашова О.А. впервые обратилась в лечебно-профилактическое учреждение в мае 2009 г. по вопросу направления на медико-социальную экспертизу для определения группы инвалидности.

В направлении на медико-социальную экспертизу указан в качестве основного диагноз «.......», сопутствующие заболевания: «........».

07-08.10.2009 Томашова О.А. впервые освидетельствована в составе № 2 Главного бюро МСЭ по ЯО. Диагноз при освидетельствовании: «........». Инвалидом не признана.

28.10.2009 решением состава № 3 Главного бюро МСЭ по ЯО в порядке обжалования решение состава № 2 было подтверждено.

Согласно п. 15 Правил, критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности первой степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию первой степени; способности к передвижению первой степени; способности к ориентации первой степени; способности к общению первой степени; способности контролировать свое поведение первой степени; способности к обучению первой степени.

В соответствии с п. 6 Классификаций и критериев … при комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности, при этом первая степень выраженности характеризуется следующим:

а) способность к самообслуживанию - способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

б) способность к самостоятельному передвижению - способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

в) способность к ориентации - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;

г) способность к общению - способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи;

д) способность контролировать свое поведение - периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

е) способность к обучению - способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

ж) способность к трудовой деятельности - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации.

В рамках настоящего гражданского дела судом была назначена судебная медико-социальная экспертиза в ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ивановской области».

Согласно экспертному заключению от 22.06.2010 при освидетельствовании 07.10.2009 имелись основания для отказа Томашовой О.А. в определении группы инвалидности.

Оснований не доверять указанному заключению у суда не имеется.

Позиция истца о том, что данное заключение не является объективным, поскольку экспертиза проведена в соседней области, не обоснованна.

Вопрос о достаточности представленных материалов для дачи заключения решается непосредственно экспертом, других ходатайств о предоставлении дополнительных материалов от эксперта не поступало.

Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на постановленные судом вопросы.

Оснований для признания заключения эксперта недопустимым доказательством не установлено.

В соответствии с главой 34 Руководства для врачей «Медико-социальная экспертиза и реабилитация при хирургических болезнях» показаниями к направлению больных со сколиотической болезнью на медико-социальную экспертизу являются:

- быстро прогрессирующее течение сколиотической болезни;

- состояние после паллиативного хирургического лечения кифосколиотической деформации III и IY степеней выраженности при имеющейся дыхательной и кардиопульминальной недостаточности;

- при развитии остеохондроза позвоночника II стадии на фоне сколиоза со стойкой неврологической симптоматикой;

- при необходимости рационального трудоустройства со снижением квалификации либо объема производственной деятельности, или при значительном ограничении возможности трудоустройства в связи с нарушением функции опоры и движения и ограничений жизнедеятельности;

- при абсолютных противопоказаниях для работы в основной профессии.

При направлении Томашовой О.А. на медико-социальную экспертизу вышеперечисленные показания отсутствовали.

Согласно пункту 16 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 95 от 20.02.2006, организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.

Стандартами обследования при направлении на медико-социальную экспертизу при сколиотической болезни являются: антропометрия, функция позвоночника, высота горба, экскурсия грудной клетки, рентгенография позвоночника в прямой и боковой проекции в положении стоя и лежа, ЭГК, функция внешнего дыхания, по показаниям – исследование центральной гемодинамики, электромиография мышц спины, печеночные пробы и другие исследования.

У Томашовой О.А. в направлении на медико-социальную экспертизу не указана динамика развития основного и сопутствующих заболеваний; не указаны реабилитационные мероприятия, которые должны были проводиться в связи с имеющейся патологией, не оценена их эффективность; не указана частота и длительность временной нетрудоспособности перед направлением ее на медико-социальную экспертизу; отсутствует оценка степени нарушения функций организма.

Таким образом, ни показаний к направлению на медико-социальную экспертизу для определения группы инвалидности, ни достаточных данных обследований Томашовой О.А., отражающих степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий, свидетельствующие у наличии у истца показаний к определению инвалидности, по состоянию на 07.10.2009 не имелось.

При изложенных обстоятельствах, отказ Главного бюро МСЭ по ЯО в определении Томашовой О.А. третьей группы инвалидности является обоснованным.

Необходимые условия, предусмотренные Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства РФ 20.02.2006 № 95, для определения Томашовой О.А. третьей группы инвалидности, при рассмотрении дела не установлены.

На основании вышеизложенного в удовлетворении исковых требований должно быть отказано.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Томашовой Ольги Алексеевны к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области» об оспаривании решения отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья