Дело № 2-2952/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 декабря 2010 г. г.Ярославль
Ленинский районный суд г.Ярославля в составе
председательствующего судьи Брюквиной С.В.
при секретаре Власовой Н.Н.
рассмотрев гражданское дело по иску Моляковой Татьяны Николаевны к Государственному учреждению – Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Департаменту фармации и здравоохранения Ярославской области о взыскании денежных средств
установил:
Истец Молякова Т.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее – ГУ ЯРО ФСС) о признании незаконным отказа от 30.07.2010 № 01-14/15/335№, взыскании компенсации за самостоятельно приобретенный эндопротез тазобедренного сустава в размере 112.956,18 руб.
Исковые требования обоснованы тем, что истец обратилась к ответчику по вопросу компенсации как инвалиду второй группы за самостоятельно приобретенный эндопротез тазобедренного сустава. Однако в выплате компенсации отказано. С данным решением истец не согласна, поскольку у нее имелась программа реабилитации, согласно которой ей показан эндопротез. Разница в датах приобретения протеза, составления программы реабилитации принципиального значения не имеет. Документы, подтверждающие приобретение протеза и его стоимость ответчику представлены.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент фармации и здравоохранения Ярославской области, в качестве третьего лица – Муниципальное учреждение здравоохранения Клиническая больница № 2.
Истец Молякова Т.Н. в судебном заседании не участвовала, ее интересы по доверенности представляла Димитрова О.М., которая исковые требования поддержала и пояснила, что надлежащим ответчиком является ГУ ЯРО ФСС, но не возражает, чтобы суд самостоятельно определил надлежащего ответчика. Стоимость приобретенных за свой счет технических средств не возмещается, если больной отказался от программы реабилитации. Истец от программы реабилитации не отказывалась. Ранее истцу были установлена третья группа инвалидности, сустав был больным, но не до такой степени. В результате стресса, вызванного смертью мужа, сустав начал быстро разрушаться. В 2010г. врач сказал истцу, что сустав быстро разрушается, необходима срочная операция, иначе она может остаться сидячей. Ухаживать за ней некому, поэтому Молякова Т.Н. стала предпринимать меры к замене сустава. В один день она оплатила стоимость конструкции и хотела в этот же день оформить программу реабилитации, но МСЭ не работала, поэтому она пришла на день позже. Считает, что стоимость приобретенного технического средства должна быть возмещена. В программе реабилитации указано, что Молякова Т.Н. нуждается в замене сустава. В настоящее время истец является инвалидом 2 группы.
Представители ГУ ЯРО ФСС по доверенности Смирнова Н.А. и Логиновская Е.В. исковые требования не признали и пояснили, что в соответствии с программой реабилитации, выданной филиалом № 8 ФГУ ГБ МСЭ, исполнителем программы указан Департамент фармации. Имеется перечень федеральных медицинских учреждений, которые обеспечиваются средствами реабилитации, а именно эндопротезами. Им не известно, включена ли Больница № 2 в данную программу. Считают, что надлежащим ответчиком по выплате компенсации является Департамент фармации и здравоохранения Ярославской области. Кроме того, в стоимость эндопротеза необоснованно включена стоимость медицинской пленки 382,09 руб. Чтобы определить точную стоимость, необходимо исключить стоимость пленки, так как она не имеет отношения к эндопротезу. При этом ГУ ЯРО ФСС не оспаривает, что Молякова Т.Н. нуждалась в замене сустава. В представленных истцом документах расходятся даты приобретения эндопротеза и оформления программы реабилитации. Эндопротез приобретен до оформления программы реабилитации, операция выполнена после оформления программы. Не оспаривают, что истцу установлен тот эндопротез, который указан в программе реабилитации, не оспаривают стоимость эндопротеза, это стоимость того средства реабилитации, которое указано в ИПР.
Представитель Департамента фармации и здравоохранения Ярославской области по доверенности Бородавкина Е.И. исковые требования не признала, полагает, что надлежащим ответчиком является ГУ ЯРО ФСС. В Постановлении Правительства ЯО №172-п идет речь о закупке эндопротезов Департаментом, а не о возмещении расходов на их приобретение. Схемы возмещения расходов по уже приобретенному эндопротезу нет. В программе реабилитации Департамент указан в качестве исполнителя по сложившейся практике. Если бы Молякова Т.Н. обратилась к ним для представления технического средства реабилитации, результат был бы таким же: ее бы направили в одну из больниц, обеспеченных эндопротезами либо рекомендовали приобрести его за свой счет. Департамент не работает непосредственно с гражданами. Он закупает протезы для медицинских учреждений и распределяем по ним. Медицинские услуги Департамент не оплачивает. Каких-либо квот на данный вид медицинской помощи нет, так как травматология и ортопедия не относятся к высокотехнологичным видам помощи.
Представитель МУЗ КБ № 2 по доверенности Власов Д.А. пояснил, что является заместителем главного врача по клинико-экспертной работе. Не может пояснить, закупает ли Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области эндопротезы, но к ним в больницу они не поступали. В программу высокотехнологичной медицинской помощи МУЗ КБ № 2 не включена. Операция Моляковой Т.Н. выполнялась по медицинским показаниям, она нуждалась в этой операции. Экстренной операция по протезированию являться не может, это не острое состояние. Определить точное время разрушения сустава невозможно. МУЗ КБ № 2 дало заключение о необходимости протезирования, поскольку ГБ МСЭ по ЯО без их заключения по сложившейся практике в программу реабилитации данный вид помощи не включает. С заключением о необходимости протезирования истец обратилась в поликлинику по месту жительства, ей был оформлен посыльный лист на МСЭ, где реабилитолог составляет программу реабилитации. Молякова Т.Н. обратилась в МУЗ КБ №2 с пожеланиями прооперироваться у них и оплатить эндопротез, это её право. Специализированное ортопедическое отделение имеется только в МУЗ КБ №2 и больнице им. Соловьева. В обычном хирургическом отделении такие эндопротезы не устанавливаются. В настоящее время такое отделение создается на базе Госпиталя ветеранов, но в 2010г. в городе были только две клиники, куда Молякова Т.Н. могла обратиться для установки эндопротеза. Липкая разрезная хирургическая пленка – это вспомогательный материал, служащий для обеспечения асептической поверхности. В состав эндопротеза она не входит. Возможно, она используется для операции, но можно обойтись без неё.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Моляковой Т.Н. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 11 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. ИПР может содержать реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технический средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В соответствии с п. 8 федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р, эндопротезы относятся к техническим средствам реабилитации инвалида.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидом техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Согласно Правилам обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Обеспечение ветеранов изделиями осуществляется в соответствии с заключениями об обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями ветеранов, выдаваемыми врачебными комиссиями медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам (п.2).
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем: а) предоставления соответствующего технического средства (изделия); д) выплаты компенсации расходов на мероприятия, указанные в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (п.3).
В случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением). Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства (изделия), а также программы реабилитации (заключения) и документов, подтверждающих эти расходы. Отказ инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы, от обеспечения техническим средством (изделием) не дает права на получение компенсации в размере стоимости такого технического средства (изделия) (п.7).
Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг, ветеранам – изделий (п.16).
Довод ответчика ГУ ЯРО ФСС о том, что эндопротез был приобретен истцом до составления индивидуальной программы реабилитации правового значения не имеет.
Как установлено в судебном заседании, в программу реабилитации от 18.05.2010 в соответствии с заключением Клинико-экспертной комиссии МУЗ Клиническая больница № 2 от 12.05.2010 включено эндопротезирование правого тазобедренного сустава «Байомет» бесцементной фиксации.
Договор купли-продажи вышеуказанного эндопротеза заключен Моляковой Т.Н. с ООО «Медицинская компания Новые технологии» 12.05.2010.
27.05.2010 энедопротез поставлен непосредственное в лечебное учреждение - МУЗ КБ № 2. 27.05.2010 истцу выполнено тотальное замещение правого тазобедренного сустава эндопротезом «Байомет» бесцементной фиксации. Операция проведена после составления программы индивидуальной реабилитации и в соответствии с ее рекомендациями.
Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области не осуществляет выплату компенсаций в размере стоимости технического средства (изделия).
На основании Постановления Правительства Ярославской области от 25.03.2010 №172-п «О мерах по обеспечению населения Ярославской области эндопротезами и металлоконструкциями» на Департамент фармации и здравоохранения Ярославской области возложена обязанность по закупке эндопротезов и металлоконструкций для населения Ярославской области, используемых при операциях по профилю медицинской помощи "травматология и ортопедия" в муниципальных учреждениях здравоохранения Ярославской области, за счет средств, предусмотренных Законом Ярославской области от 16.12.2010 N 71-з "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" по разделу "Здравоохранение, физическая культура и спорт".
Указание в индивидуальной программе реабилитации исполнителем Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области правовых последствий по настоящему иску не влечет.
Надлежащим ответчиком является ГУ ЯРО ФСС.
Стоимость эндопротеза составляет 112.956,18 руб. Однако из указанной суммы (л.д. 13) суд считает необходимым исключить стоимость липкой разрезаемой хирургической пленки стоимостью 382,09 руб., поскольку это вспомогательный материал, используемый при операции, который в состав эндопротеза не входит.
В остальной части стоимость эндопротеза участниками процесса не оспаривается.
Отсутствие подписи Моляковой Т.Н. в товарной накладной № 2287 от 27.05.2010 не влечет недействительность данного документа, поскольку эндопротез был поставлен непосредственное в учреждение здравоохранения. В представленном в материалы дела договоре купли-продажи № 1614 от 12.05.2010 имеется подпись истца.
Право истца на получение компенсации за самостоятельно приобретенное протезно-ортопедическое изделие и размер компенсации, факт предоставления всех необходимых для этого документов в отделение Фонда социального страхования, обязанность ГУ ЯРО ФСС выплатить Моляковой Т.Н. компенсацию в вышеуказанной сумме нашли подтверждение в судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требований Моляковой Татьяны Николаевны удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения – Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Моляковой Татьяны Николаевны компенсацию за приобретенный протез в сумме 112.574 руб. 09 коп. за счет средств федерального бюджета, предназначенных на эти цели.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме через Ленинский райсуд г.Ярославля.
Судья