Дело № 2-2315/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 октября 2010 г. г.Ярославль
Ленинский районный суд г.Ярославля в составе
председательствующего судьи Брюквиной С.В.
при секретаре Власовой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Дойниковой Тамары Ивановны, Бельчик Елены Евгеньевны, Соловьевой Аси Владимировны к мэрии города Ярославля, Открытому акционерному обществу «Управляющая компания многоквартирными домами Ленинского района», МУ «Ярославльобщежитие», территориальной администрации Ленинского района мэрии г.Ярославля о проведении капитального и текущего ремонтов домов, компенсации морального вреда,
установил:
Соловьева А.В., Бельчик Е.Е., Дойникова Т.И. обратились в суд с исками к мэрии г.Ярославля, ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» (далее – управляющая организация) о проведении капитального и текущего ремонтов домов № и № по ул.<данные изъяты> г.Ярославля, компенсации морального вреда в размере 50.000 руб.
Указанные иски объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Исковые требования обоснованы тем, что Соловьева А.В. является собственником кв. № д. № по ул. <данные изъяты> г.Ярославля в порядке приватизации с 05.07.2006. Из технического паспорта на дом следует, что в 1959 г. проводилась лишь реконструкция жилого дома, капитальный ремонт никогда не проводился, что подтверждается физическим износом в 70% на настоящий момент, в 61% на 01.11.2006. На момент приобретения муниципального жилья собственность в соответствии с Законом «О приватизации жилищного фонда в РФ» собственник мэрия г.Ярославля передала указанное жилое помещение в ее собственность без проведения капитального ремонта. Управляющая организация оказывает услуги по управлению многоквартирным домом, приняв все обязательства по его ремонту и обслуживанию. Однако текущий ремонт общего имущества не осуществляется.
Просит обязать мэрию г.Ярославля и управляющую организацию произвести следующие ремонтные работы: замену центрального отопления, радиаторов, труб; замену систем холодного и горячего водоснабжения в доме в местах общего пользования; замену канализационных стояков, проходящих в жилых помещениях многоквартирного дома, т.е. в уборных комнатах и местах общего пользования; замену крыши, кровли, обрешетки; замену электропроводки; ремонт фасада; ремонт подъезда дома, оконных рам; устранить сырость и глубокие трещины в фундаменте многоквартирного дома; замену деревянных подвальных перекрытий; устранить глубокие трещины в наружных и внутренних стенах.
В ходе судебного разбирательства истцом представлено дополнительное исковое заявление, в котором она просит обязать мэрию г.Ярославля и управляющую организацию произвести восстановление стены на лестничной клетке; восстановление деревянной лестницы в подъезде дома; устранение трещин на потолках каждого этажа подъезда, побелку обгоревших потолков и окраску стен на каждом этаже подъезда; оштукатуривание стен в теплоузле и подвала дома, выкачивание воды в подвале дома; устранить мусор в чердачном помещении, установить коробы в местах изоляции проводов; восстановить всю цокольную часть дома; произвести замену треснутой батареи в подъезде дома на лестничной клетке; восстановить систему отопления в подъезде дома; устройство вентиляции в подвале дома; защиту цоколя здания от увлажнений; работы по окраске деревянных полов в подъезде дома.
Исковые требования Дойниковой Т.И. и Бельчик Е.Е. обоснованы тем, что они проживают в квартирах № и № д.№ по ул. <данные изъяты> г.Ярославля соответственно по договору социального найма и на основании договора приватизации. Капитальный ремонт в доме не проводился, что подтверждается его физическим износом в 71%. Собственник мэрия г.Ярославля не производит его капитальный ремонт. Управляющая организация не осуществляет надлежащее содержание общего имущества и не производит текущий ремонт.
Просят обязать мэрию г.Ярославля и управляющую организацию осуществить в доме № по ул.<данные изъяты> г.Ярославля следующие ремонтные работы: замену центрального отопления, радиаторов, труб; замену систем холодного и горячего водоснабжения в доме в местах общего пользования; замену канализационных стояков, проходящих в жилых помещениях многоквартирного дома, т.е. в уборных комнатах и местах общего пользования: замену крыши, кровли, обрешетки; замену электропроводки; ремонт фасада; ремонт подъезда дома, оконных рам; устранить сырость и глубокие трещины в фундаменте дома; замену деревянных подвальных перекрытий.
В ходе судебного разбирательства истцами дополнительно заявлены требования о возложении на ответчиков обязанности произвести восстановление стены на лестничной клетке у входа в подъезде дома; побелку потолков и окраску стен на каждом этаже в подъезде дома; установку коробов в местах изоляции проводов; установку плафонов для закрытия электрических ламп на каждом этаже в подъезде дома; восстановление всей цокольной части дома, защиту цоколя здания от увлажнений, восстановление бетонной лестницы в подъезде дома, восстановление бетонного пола между лестничными переходами, вставить стекла в оконные рамы, находящиеся в подъезде дома.
Также каждый из истцов просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 50.000 руб. на основании Закона РФ «О защите прав потребителей», поскольку на протяжении длительного времени испытывали неудобства, дискомфорт, почувствовали на себе обман потребителей. По договору управляющей организацией ничего не выполнялось, а деньги с жителей дома брались.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены МУ «Ярославльобщежитие» и территориальная администрация Ленинского района мэрии г.Ярославля, в качестве третьих лиц – ГУПТИиУН, Департамент культуры Ярославской области, собственники помещений ООО «ТБС», Мкртчан М.М., Лоскутов В.Л., Матвеев С.В., Мхоян Т.Т., Бадеян К.Л., Грудинина В.Р., Мхоян Г.Т., Мхоян Ф.А., Мхоян А.Т., Крылов А.Н., Рябов Е.И., Соловьев В.М., Копылов А.Н.
В судебном заседании истцы Соловьева А.В., Дойникова Т.И., Бельчик Е.Е. не участвовали, их интересы по доверенности представляли Степанычев В.В. и Овсянников Р.В., которые исковые требования поддержали, дали объяснения, аналогичные описательной части решения и соответствующие содержанию исковых заявлений.
Представитель ответчика мэрии г.Ярославля по доверенности Хватова Е.А. исковые требования не признала, пояснила, что капитальный ремонт домов производится по решению общего собрания собственников. Только истец Соловьева А.В. имеет в собственности квартиру в порядке приватизации. Остальные истцы и третьи лица приобрели помещения в собственность не в порядке приватизации. Надлежащим ответчиком мэрия г.Ярославля не является. Бывшим наймодателем следует признать территориальную администрацию Ленинского района мэрии г.Ярославля. Основной вид работ, заявленных истцами, относится к текущему ремонту, и должен быть выполнен управляющей организацией. Просит в иске отказать.
Представитель ответчика ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» г.Ярославля по доверенности Ишханова И.А. исковые требования не признала и пояснила, что между управляющей компанией и собственниками дома заключен договор на управление указанным многоквартирным домом за счет средств собственников в целях предоставления коммунальных услуг, содержания и текущего ремонта общего имущества. Поступивших от собственников сумм квартплаты недостаточно для проведения текущего ремонта, указанного в исках. Обязанность по проведению капитального ремонта возложена на наймодателя и собственников, а не на управляющую компанию. Заявленные виды работ требуют проведения капитального ремонта.
Представитель территориальной администрации Ленинского района мэрии г.Ярославля просил рассмотреть дело в его отсутствие, в предыдущем судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что на территориальную администрацию возложены полномочия наймодателя. Ремонтные работы она не осуществляет. Не является надлежащим ответчиком по иску.
Представитель МУ «Ярославльобщежитие» в суд не явился, представил письменный отзыв, из которого следует, что с 01.01.2008 дома находятся в управлении ОАО «Управдом Ленинского района», которым дома приняты в том состоянии, в каком находились на момент передачи. Обязательства между жильцами и МУ «ДЕЗ Ленинского района» прекращены. МУ «Ярославльобщежитие» наймодателем жилых помещений не является и не являлось. Объем ответственности управляющей и подрядных организацией не может превышать объем обязательств по соответствующему договору, заключенному собственниками помещений с управляющей организацией. МУ «Ярославльобщежитие» не является надлежащим ответчиком по иску.
Представитель ГУПТИиУН по доверенности Соколова О.В. пояснила, что изменения в технический паспорт относительно физического износа дома вносятся на основании представленных документов о проведенных ремонтных работах после выхода техника на место по заявлению заказчика.
Представитель Департамента культуры Ярославской области в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, из которого следует, что дома № и № являются объектом культурного наследия. За бывший наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома до исполнения обязательства. Информацией о проведении в зданиях капитального ремонта департамент не располагает. Капитальный ремонт здания должен производиться в целях сохранения объекта культурного наследия с учетом положений ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Департамент не возражает против удовлетворения исковых требований.
Третьи лица ООО «ТБС», Мкртчан М.М., Лоскутов В.Л., Матвеев С.В., Мхоян Т.Т., Бадеян К.Л., Грудинина В.Р., Мхоян Г.Т., Мхоян Ф.А., Мхоян А.Т., Крылов А.Н., Соловьев В.М., Копылов А.Н. в суд не явились, извещены надлежащим образом. Третье лицо Рябов Е.И. скончался 14.06.2002.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы, суд считает, что исковые требования Бельчик Е.Е., Дойниковой Т.И., Соловьевой А.В. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.235 ГК РФ, приватизация является основанием прекращения права государственной и муниципальной собственности и, соответственно, основанием возникновения права собственности граждан.
Исходя из положений ст. ст. 289 и 290 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома. При этом собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, его несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В ходе реализации приобретенного путем приватизации права собственности на жилое помещение граждане могут распоряжаться им (в том числе отчуждать) по своей воле и в своем интересе.
В результате этого в настоящее время правом собственности на жилые помещения, некогда приватизированные гражданами, могут обладать любые участники гражданского оборота, к которым ГК РФ относит физических и юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Федерации и муниципальные образования. Эти лица также являются участниками общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, бремя содержания жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, отвечающего требованиям безопасности и комфортного проживания граждан, целиком лежит на собственниках жилых помещений многоквартирного дома.
Вместе с тем, ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Ст. 158 ЖК РФ предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Следовательно, часть бремени собственников жилых помещений в многоквартирном доме по содержанию дома путем своевременного проведения капитального ремонта возлагается на бывших наймодателей.
Согласно пункту 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.
В соответствии с приложением N 8 к указанным Правилам примерный перечень работ по капитальному ремонту дома включает такие элементы, как: обследование жилых зданий и изготовление проектно-сметной документации; ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов); модернизация и утепление жилых зданий; замена внутриквартальных инженерных сетей; установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды; осуществление авторского и технического надзора за производством работ; ремонт встроенных помещений в зданиях.
В соответствии с положениями ст. 4 ЖК РФ отношения по поводу содержания и ремонта жилых помещений, контроля над использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства регулируются жилищным законодательством. Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования.
Согласно ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя его содержания и, если оно является квартирой, бремя содержания общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире - бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Статьей 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Из данных положений следует, что в случае если при приватизации хотя бы одной квартиры многоквартирный дом нуждался в капитальном ремонте, бывший наймодатель обязан произвести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
«Дом жилой Константинова», 1-я треть XIX в.. 1925 г, расположенный по адресу: <адрес>, и «Дом жилой Копыльцова», первая треть XIX в, расположенный по адресу: <адрес>, являются выявленными объектами культурного наследия в соответствии с Постановлением Главы Администрации Ярославской области от 22.11.1993 № 329, с Постановлением Администрации Ярославской области от 03.09.2004 № 148.
Жилой дом № по ул. <данные изъяты> г.Ярославля 1859 года постройки, реконструирован в 1959 году. Дом является трехэтажным, имеется подвал, цокольный этаж, мансарда, мезонин, 2 лестницы, в доме 18 квартир.
Согласно техническому паспорту (л.д. 16-17), составленному ГУПТИиУН, процент износа конструктивных элементов составляет 70%. Техническое состояние характеризовано следующим образом: фундамент – сырость, глубокие трещины; стены, перегородки – сырость, глубокие трещины, промерзание; чердачные, межэтажные перекрытия – глубокие трещины, гниль; крыша – гниль; полы – шаткие, гниль; проемы дверные – трещины; наружная отделка (штукатурка) – трещины, сколы.
Жилой дом № по ул. <данные изъяты> г.Ярославля, первой половины XIX века, в 1925 г. реконструирован.
Согласно техническому паспорту (л.д. 35-36), составленному ГУПТИиУН, процент износа конструктивных элементов составляет 71%. Техническое состояние характеризовано следующим образом: фундамент – глубокие трещины; стены - глубокие трещины; чердачные, межэтажные перекрытия – глубокие трещины; крыша – гниль; полы – гниль; проемы оконные – гниль; наружная отделка (штукатурка) – трещины.
В соответствии с договором № 2-115 от 01.01.2008 управления многоквартирным домом № по ул.<данные изъяты> г.Ярославля ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» приняла на себя полномочия по выполнению работ и оказанию услуг по содержанию и текущему ремонту, капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, самостоятельно в полном объеме или частично, либо путем заключения от имени и за счет собственников договоров с обслуживающими организациями на отдельные виды работ и услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту в пределах собственных средств.
Согласно приложению к указанному договору к текущему ремонту жилого дома относятся работы, указанные в данном приложении, при удельном весе заменяемых элементов не более 15-20% от общего объема в жилом здании.
Аналогичный договор управления многоквартирным домом № 2-114 от 01.01.2008 заключен в отношении дома № по ул.<данные изъяты> г.Ярославля.
В материалах дела имеется договор социального найма № 05-12/5435 от 13.04.2010, заключенный между территориальной администрацией Ленинского района г.Ярославля и Дойниковой Т.И. в отношении кв. № д. № по ул.<данные изъяты> г.Ярославля.
Однако из иных документов следует, что данная квартира находится в собственности Дойниковой Т.И. 19.05.1999 указанная выше квартира в порядке приватизации передана в собственность Дойникова В.А., Дойникова Т.И., проживающая также в данном жилом помещении, от участия в приватизации отказалась. Право собственности Дойниковой Т.И. на квартиру зарегистрировано 19.09.2006 в порядке наследования по закону после смерти Дойникова В.А.
Довод ответчиков о том, что у бывшего наймодателя перед Дойниковой В.А. отсутствует обязанность по проведению капитального ремонта противоречит требованиям ст. 19 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 189-ФЗ, ст. 31 ЖК РФ.
Истец Соловьева А.В. является собственником квартиры № дома № по ул.<данные изъяты> г.Ярославля на основании договора передачи квартиры в общую долевую собственность в порядке приватизации от 01.06.2006.
Истец Бельчик Е.Е. является собственником квартиры № дома № по ул.<данные изъяты> г.Ярославля на основании договора мены от 27.06.2001.
На основании решения Ленинского райсуда г.Ярославля от 16.11.2009 по гражданскому делу № 2-1603/2009 признаны незаконными заключения городской межведомственной комиссии от 24.03.2009 № 13 и от 24.03.2009 № 14 о признании многоквартирных домов № и № по ул. <данные изъяты> г.Ярославля аварийными и подлежащими реконструкции и постановление мэра г.Ярославля от 19.05.2009 № 1342 «О расселении жилых домов» в части отселения физических и юридических лиц из помещений в домах № и № по ул. <данные изъяты> г.Ярославля (пункт 1 постановления), и в части требования к собственникам помещений в указанных многоквартирных домах о их реконструкции (пункт 2 постановления).
Довод ответчика мэрии г.Ярославля о том, что на основании указанного выше решения экспертные заключения ОАО «Капиталстройгрупп» признаны незаконными, не состоятелен, поскольку противоречит мотивировочной части решения.
Выводы данной организации о необходимости ремонта совпадают с мнением управляющей организации, подтверждается актом осмотра многоквартирного дома, охранными свидетельствами, данными технических паспортов.
В соответствии со ст. 33 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ, объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия.
Положения ст.ст. 40-44 ФЗ допускают проведение на объекте культурного наследия только работ по его сохранении (консервация, реставрация, ремонт, приспособление для современного использования), т.е. мер, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия. При этом должна быть соблюдена процедура проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, установленная ст. 45 ФЗ.
Устранение дефектов указанных домов должно проводиться путем проведения соответствующих ремонтно-реставрационных работ.
Согласно охранным обязательствам и акта осмотра технического состояния памятника «Дом жилой Константинова» по адресу: <адрес> на 12.09.2006 имел следующую характеристику состояния: цоколь и отмостка – отдельные утраты штукатурного покрытия, шелушение слоя по всему периметру здания, наблюдается подсос влаги; стены – отдельные утраты, шелушение штукатурного покрытия (по низу стен), следы капиллярного подсоса влаги до 1 м от уровня цоколя; крыша – кровля шиферная, наблюдаются утраты им скола в районе карниза, подшивка карниза деревянная, на отдельных участках поражена гнилью; полы – при визуальном осмотре наблюдается проседание и вибрации при нагрузках.
Аналогичное состояние дома отражено в охранных обязательствах 2004 и 2008 г.г.
Согласно охранным обязательствам и акту осмотра технического состояния памятника «Жилой дом Копыльцова» по адресу: <адрес> на 18.01.2006 имел следующую характеристику состояния: комплексных ремонтно-реставрационных работ не проводилось, выполнялся поддерживающий ремонт; цоколь и отмостка – штукатурное покрытие современного исполнения, имеет утраты, в основном, со стороны дворового фасада; стены – наблюдаются утраты и шелушение штукатурного и красочного слоя (со стороны дворового фасада наиболее значительные), на стенах следы намокания и подсоса влаги до 1 м от уровня цоколя; крыша – кровля шиферная, наблюдаются отдельные утраты и сколы в районе карниза, имеются нарушения водосточных труб; перекрытия – наблюдаются волосяные трещины; полы – незначительное проседание и вибрации при нагрузках.
Аналогичное состояние дома отражено в охранных обязательствах 2009 г.
В акте от 30.08.2010 осмотра многоквартирного дома по адресу: <адрес>, проведенного с участием представителей департамента городского хозяйства мэрии г.Ярославля, территориальной администрации Ленинского района мэрии г.Ярославля и ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» отражено следующее: фасад дома местами имеет разрушение штукатурного слоя (у окон), трещины в штукатурном слое стен фасада, общее загрязнение поверхности. Цоколь у входа в подъезд обрушен. Фундаменты дома не обследовались в виду затопления подвала. В подъезде на третьем этаже потолки лестничной клетки имеют следы копоти, стены окрашены масляной красой, имеется частичное разрушение окрасочного слоя, трещины. На втором этаже потолки имеют трещины, стены – частичное разрушение окрасочного слоя. Бетонные полы на лестничных клетках имеют выбоины, стертость и трещины. Ступени лестниц имеют сколы. Рама на втором этаже выставлена, оконный блок со следами гнили. Полы деревянные на этажах имеют большие щели, стертость.
В акте от 30.08.2010 осмотра многоквартирного дома по адресу: <адрес>, проведенного с участием представителей департамента городского хозяйства мэрии г.Ярославля, территориальной администрации Ленинского района мэрии г.Ярославля и ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» отражено следующее: фасад дома местами имеет разрушение штукатурного слоя, трещины в штукатурном слое стен фасада, общее загрязнение поверхности. Стена у входа в первый подъезд и второй подъезд у водосточной трубы имеет разрушение штукатурного слоя. Карниз имеет разрушение вверху, над окнами третьего этажа. Балконы частично разрушены по периметру балконных плит. В подъезде № 1: на потолке и стенах имеются трещины, бетонные полы на лестничных клетках имеют большие выбоины, стертость и трещины, ступени лестниц имеют сколы. Частично отсутствует остекление окон в подъезде. В подъезде № 2 на первом этаже отсутствуют радиаторы, на потолках местами трещины, частично в окнах отсутствует остекление. Полы бетонные на лестничных маршах имеют большие выбоины, стертость, лестничные ступени имеют сколы.
Согласно экспертному заключению ОАО «Капиталстройгрупп»
Ответчиками не представлены доказательства проведения капитального ремонта всех изношенных элементов домов до передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации.
Постановлением мэра г.Ярославля № 390 от 03.04.1997 предписано Департаменту городского хозяйства включить дом № по ул. <данные изъяты> в план капитального ремонта на 1997 год и произвести ремонт дома, обеспечив проведение работ подрядными организациями, согласно заключенным договорам, в объеме установленной департаментом сметы.
Первичная документация, подтверждающая проведение капитального ремонта дома, мэрией г.Ярославля не представлена.
Согласно журналу регистрации договоров подряда на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда за 1997-2001 г.г. под № 2 зарегистрирован договор с ООО «АБВ-стройтехнология» от 26.09.1997 на ремонт фасада и вытяжных труб дома № по ул. <данные изъяты> г.Ярославля; под № 183 – договор с МП РЭУ-13 от 01.09.1998 на общестроительные и сантехнические работы в указанном доме стоимостью 60.121 руб., под № 182 – договор с ООО «Компания «Гелос» на общестроительные работы в данном доме стоимостью 38.054 руб.; под № 54 за 2000 г. договор с ООО «Ярославская торгово-строительная компания» от 12.04.2000 на ремонт фасада дома № по ул. <данные изъяты> г.Ярославля и иных жилых домов.
Представленные ответчиками доказательства свидетельствуют о проведении ремонта фасадов домов № и № по ул. <данные изъяты> г.Ярославля до и после приватизации помещений в жилом доме и сантехнических работ в доме № по ул. <данные изъяты> г.Ярославля.
В результате проведения указанных выше работ в технические паспорта жилых домов внесены изменения в показатель физического износа, который существенным образом не уменьшился, что свидетельствует о небольшом объеме проведенных работ.
Достаточные и убедительные доказательства того, что мэрией г.Ярославля были организованы работы в 1998 г. по замене системы отопления, ремонту крыши, кровли, обрешетки, не представлены.
В силу п. 5.1 строительных норм ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально культурного назначения», утвержденное приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312, капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
Из материалов дела следует, что спорным жилым домам требуется проведение ремонтных работ, хотя и отнесенных вышеуказанным приложением к текущему ремонту, но в объеме значительно более 15-20% от общего объемы в жилых зданиях. Кроме того, данные работы связаны с необходимостью проведения капитального ремонта жилого дома и должны быть произведены собственником (в т.ч. бывшим) жилых помещений.
Радиаторы, трубопровод отопления в домах чугунные открытые, срок эксплуатации согласно ВСН 58-88 (р) составляет 30-15 лет; стояков - 15 лет.
Трубопроводы горячего, холодного водоснабжения и канализации чугунные, срок эксплуатации согласно ВСН 58-88 (р) составляет 40 лет.
Согласно техническим паспортам физический износ указанных элементов составляет более 61%. В соответствии с ГОСТ Р 51617-2000 и Методикой определения физического износа гражданских зданий, утвержденной приказом по Министерству коммунального хозяйства РСФСР от 27.10.1970 N 404, данное инженерное оборудование подлежит замене.
На основании заключений ОАО «Капиталстройгрупп» кровля в доме 20/2 по ул.Республиканской г.Ярославля имеет физический износ 75%, крыша – 60%, в доме 18 по ул.Республиканской крыша имеет физический износ – 40%, кровля – 60%, что соответствует данным технических паспортов на дома.
В соответствии с вышеуказанными нормативными актами деревянные крыши полной смене деревянной конструкции крыши не подлежат, необходимы смена мауэрлата, в части стропильных ног и сплошной обрешетки под настенным желобом, частичная смена рядовой обрешетки. Полная смена кровли осуществляется при физическом износе 61-80%.
Таким образом, в доме № крыша и кровля подлежат ремонту, в доме № крыша – ремонту, кровля – замене.
В соответствии с вышеуказанными нормативными актами усредненный срок службы открытой электропроводки составляет 20 лет, скрытой электропроводки – 30 лет, физический износ электропроводки составляет 70%, что влечет ее замену в местах общего пользования.
Необходимость проведения работ в обоих домах по устранению сырости и глубоких трещин в фундаменте, в доме № - по устранению глубоких трещин в наружных и внутренних стенах подтверждается данными технических паспортов, заключениями ОАО «Капиталстройгрупп», охранными свидетельствами.
Вышеуказанные ремонтные работы носят капитальный характер и должны быть возложены на бывшего наймодателя.
Надлежащим ответчиком – бывшим наймодателем является мэрия г.Ярославля. Территориальная администрация Ленинского района мэрии г.Ярославля является структурным подразделением мэрии, осуществляющим исполнительно-распорядительные полномочия мэрии города Ярославля на территории соответствующего района города по решению вопросов городского значения и переданных мэрии государственных полномочий в интересах города Ярославля и его жителей.
Поскольку ремонт фасадов обоих домов бывшим наймодателем был проведен, оснований для возложения на него данного вида работ суд не усматривает.
Требование о необходимости замены деревянных подвальных перекрытий подтверждения в судебном заседании не нашло. В технических паспортах, заключениях ОАО «Капиталстройгрупп» не отражены наличие в подвалах деревянных перекрытий.
Необходимость проведения ремонтных работ в доме № по ул. <данные изъяты> г.Ярославля, в частности, восстановление стены на лестничной клетке у входа в подъезде дома, побелка потолков и окраска стен на каждом этаже в подъезде дома, установка коробов в местах изоляции проводов, восстановление бетонной лестницы в подъезде дома, восстановление бетонного пола между лестничными переходами, вставление стекол в оконные рамы, находящиеся в подъезде дома, подтверждается управляющей организацией, охранными свидетельствами, заключением ОАО «Капиталстройгрупп», фотографиями. Указанные работы относятся к текущему ремонту подъезда. Однако учитывая их объем, процент износа всех конструктивных элементов здания, они носят капитальный характер, не были своевременно произведены бывшим наймодателем, в связи с чем обязанность по их проведению должна быть возложена на мэрию г.Ярославля.
Управляющая организация признает за собой обязанности произвести защиту цоколя от увлажнения, восстановить стекла в оконные рамы, находящиеся в подъезде дома.
Установка плафонов для закрытия электрических ламп на каждом этаже в подъезде дома относится к текущему содержанию дома и должна быть возложена на управляющую организацию.
Необходимость проведения ремонтных работ в доме № по ул. <данные изъяты> г.Ярославля, в частности, восстановление стены на лестничной клетке, восстановление деревянной лестницы в подъезде дома, устранение трещин на потолках каждого этажа подъезде, побелка обгоревших потолков и окраска стен на каждом этаже подъезда, установка коробов в местах изоляции проводов, окраска деревянных полов в подъезде дома подтверждается управляющей организацией, охранными свидетельствами, заключением ОАО «Капиталстройгрупп», фотографиями. Указанные работы относятся к текущему ремонту подъезда. Однако учитывая их объем, процент износа всех конструктивных элементов здания, они носят капитальный характер, не были своевременно произведены бывшим наймодателем, в связи с чем обязанность по их проведению должна быть возложена на мэрию г.Ярославля.
Необходимость оштукатуривания стен в теплоузле, подвале дома также носит капитальный характер, данные работы должны быть возложены на бывшего наймодателя.
Выкачивание воды в подвале дома, устранение мусора в чердачном помещении, устройство вентиляции в подвале дома, защита цоколя от увлажнений относятся к работам по содержанию дома, не носят капитального характера, и должны быть выполнены управляющей организацией.
Требование истцов о восстановлении системы отопления в подъезде дома №, включая замену треснутой батареи в подъезде дома на лестничной клетке, фактически включено в требование о замене системы центрального отопления.
Восстановление всей цокольной части домов относится к ремонтным работам фасада. Обязанность по выполнению данного вида работ у мэрии г.Ярославля отсутствует.
Ремонт фасада домов, включая восстановление всей цокольной части, носит капитальный характер. Данные виды работ должны быть осуществлены по решению всех собственников помещений и за их счет.
Требование истцов о компенсации морального вреда подлежит удовлетворению частично. В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 1101 ГК РФ подлежит взысканию с ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» компенсация морального вреда с учетом характера причиненных истцам физических и нравственных страданий, степени вины, требований разумности и справедливости в размере 5.000 руб. в пользу каждого.
Оснований для взыскания компенсации морального вреда с мэрии г.Ярославля не имеется, поскольку какие-либо услуги ею гражданам за плату не оказываются, в договорных отношениях они не состоят, законодательство о защите прав потребителей к данным правоотношениям не применимо.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Обязать мэрию города Ярославля произвести следующие ремонтные работы в доме № по улице <данные изъяты> города Ярославля:
замену центрального отопления: трубопровода и радиаторов;
замену трубопровода холодного и горячего водоснабжения в местах общего пользования;
замену канализационных стояков, проходящих в жилых помещениях дома;
ремонт крыши, обрешетки, замену кровли;
замену системы электроснабжения;
ремонт подъезда дома, включая восстановление стены на лестничной клетке, восстановление побелки потолков и окраску стен на каждом этаже в подъезде дома, восстановление бетонной лестницы, бетонного пола между лестничными переходами, установку коробов в местах изоляции проводов, замену оконных рам;
работы по устранению сырости и глубоких трещин в фундаменте многоквартирного дома.
Обязать ОАО «Управляющая компания многоквартирными домами Ленинского района» произвести следующие ремонтные работы в доме № по улице <данные изъяты> города Ярославля: установку плафонов для закрытия электрических ламп на каждом этаже в подъезде дома; защиту цоколя здания от увлажнений.
Обязать мэрию города Ярославля произвести следующие ремонтные работы в доме № по улице <данные изъяты> города Ярославля:
замену центрального отопления: радиаторов, трубопровода;
замену трубопровода холодного и горячего водоснабжения в местах общего пользования;
замену канализационных стояков, проходящих в жилых помещениях дома;
ремонт крыши, кровли, обрешетки дома;
замену системы электроснабжения;
ремонт подъезда дома, включая восстановление стены на лестничной клетке, восстановление деревянной лестницы в подъезде дома, устранение трещин на потолках каждого этажа подъезда, побелку обгоревших потолков и окраску стен на каждом этаже подъезда, замену оконных рам, работы по окраске деревянных полов в подъезде дома, установку коробов в местах изоляции проводов;
устранить сырость и глубокие трещины в фундаменте многоквартирного дома;
устранить глубокие трещины в наружных и внутренних стенах;
оштукатурить стены в теплоузле и подвале дома.
Обязать ОАО «Управляющая компания многоквартирными домами Ленинского района» произвести следующие ремонтные работы в доме № по улице <данные изъяты> города Ярославля: выкачивание воды в подвале дома; устранение мусора в чердачном помещении; устройство вентиляции в подвале дома, защиту цоколя здания от увлажнений.
Взыскать с ОАО «Управляющая компания многоквартирными домами Ленинского района» города Ярославля в пользу Дойниковой Тамары Ивановны, Бельчик Елены Евгеньевны, Соловьевой Аси Владимировны компенсацию морального вреда в размере 5.000 руб. в пользу каждой.
Взыскать с ОАО «Управляющая компания многоквартирными домами Ленинского района» города Ярославля госпошлину в доход государства в размере 100 руб.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме через Ленинский райсуд г.Ярославля.
Судья