Дело № 2-126/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 января 2011 года г. Ярославль
Ленинский районный суд г. Ярославля в составе
председательствующего судьи Маренниковой М.В.,
при секретаре Кудельниковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля к Тулика Светлане Зиновьевне о взыскании пени,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Ярославля обратилась в суд с иском к Тулика С.З. о взыскании транспортного налога за 2009 г. в размере 4262 рублей 50 копеек, а также пени в сумме 283 рублей 10 копеек.
В обоснование требований истец ссылается на то, что Тулика С.З. состоит на налоговом учете в качестве плательщика транспортного налога в ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля. Согласно представленным органом, осуществляющим регистрацию транспортных средств, в порядке п.4 ст. 85 НК РФ сведениям, Тулика С.З. в 2009 году имела в собственности:
- легковой автомобиль 1;
- Легковой автомобиль 2.
Ответчику было направлено налоговое уведомление № 4066 от 08.04.2010 года по адресу: №1, на уплату начисленного и подлежащего уплате за 2009 г. транспортного налога. В срок, установленный для исполнения обязанности по уплате налога, Тулика С.З. свою обязанность не исполнила, в связи с чем, ИФНС направила ответчику требование об уплате налога и пени, которое также не было исполнено.
В судебном заседании представитель истца ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля по доверенности Алексеева Н.Н. от исковых требований в части взыскания налога в размере 4262 рублей 50 копеек отказалась в связи с добровольной уплатой, производство по делу в данной части прекращено. Требования о взыскании пени в размере 283 рублей 10 копеек поддержала.
В части отказа от иска о взыскании транспортного налога в размере 4262,50 руб., судом вынесено определение суда о прекращении дела.
Ответчица Тулика С.З. по заявленным требованиям о взыскании пени возражала, указав, что с 2004 года она проживает по адресу: № 2, ежегодно сообщает в налоговые органы о смене места жительства, представляет декларации с указанием нового адреса, однако ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля продолжает направлять уведомления и требования об уплате налога по старому месту жительства. Также указала, что обязанности по сообщению сведений о смене места жительства у нее нет, в инспекцию, как орган, осуществляющий налоговый контроль, данные сведения представляются ежегодно миграционной службой, однако к сведению не принимаются по непонятным причинам. Ни уведомления, ни требования об уплате транспортного налога она не получала.
Заслушав стороны, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает, что в удовлетворении иска о взыскании пени за несвоевременную уплату налога должно быть отказано.
В соответствии с ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно с ч.1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что Тулика С.З. в 2009 г. имела в собственности:
- легковой автомобиль 1
- Легковой автомобиль 2.
Ответчице Тулика С.З. было направлено налоговое уведомление № 4066 от 08.04.2010 года по адресу: №1
В соответствии с п. 4 ст. 52 налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
На основании ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
Согласно подпункту 2 п.5 указанной статьи для транспортных средств постановка на учет, снятие с учета осуществляется по месту государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества, т.е. по месту жительства лица, на имя которого зарегистрировано транспортное средство.
На основании ст. 84 НК РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет, снятие с учета организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов по месту их жительства в течение пяти дней со дня получения сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 НК РФ. Изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также о нотариусах, занимающихся частной практикой, и об адвокатах подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.
Из материалов дела и пояснений ответчицы Тулика С.З. следует, что она с 2004 года зарегистрирована по месту жительства по адресу: № 2.
Таким образом, сроки, установленные налоговым законодательством, для внесения изменений в сведения по налоговому контролю налогоплательщиков, к моменту направления налогового уведомления на уплату транспортного налога от 08.04.2010 года истекли, однако каких-либо мер по уточнению места жительства налогоплательщика инспекция не приняла, направляя уведомление по прежнему месту жительства.
Доказательств того, что сведения из миграционной службы о смене места жительства Тулика С.З. в инспекцию не поступали с 2004 года по настоящее время и в связи с этим ИНФС обращалась в органы миграционного контроля, истцом не представлены.
В соответствии со ст. 52 НК РФ налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. При этом предполагается, что налоговое уведомление направляется по действительному месту жительства налогоплательщика.
Поскольку из материалов дела следует, что налоговое уведомление ответчице не было надлежащим образом направлено и ею не было получено, суд считает, что у Тулика С.З. не возникло обязанности по уплате пени за несвоевременную уплату налога.
На основании изложенного суд считает, что требования ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля в данной части удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля к Тулик Светлане Зиновьевне о взыскании пени отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента его изготовления путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ярославля.
Судья М.В. Маренникова