Дело № 2-1352/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 июня 2011 года г. Ярославль Ленинский районный суд в составе: председательствующего судьи Задворновой Т.Д., при секретаре Зайцевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жестаковой Татьяны Семеновны к Государственному учреждению – Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования о признании незаконным решения и выделении путевки на санаторно-курортное лечение, у с т а н о в и л: Жестакова Т.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования (далее Фонд социального страхования) и с учетом уточнения исковых требований просила признать незаконным решение Фонда социального страхования № 01-14/15/555л от 13.05.2011г., поскольку ее очередь подошла в летнее время, обязать Фонд социального страхования выдать ей путевку в санаторий 1 <адрес>. В обоснование заявленных требований Жестакова Т.С. ссылается на то, что 17.12.2009г. она обратилась в Фонд социального страхования с целью подачи заявления и справки формы 070/у-04 на получение санаторно-курортной путевки. Ее заявление было зарегистрировано за № 1724. Прежде чем подать заявление она поинтересовалась, предоставляются ли Фондом социального страхования путевки только в местные санатории или еще предоставляются на курорты Краснодарского Края, ее заверили, что уже в августе 2010г. она сможет бесплатно отдыхать и лечиться на одном из курортов Краснодарского Края, кроме того, сможет бесплатно добраться до курорта и обратно. 13.05.2011г. ей сообщили о выделении путевки в санаторий «2». Считает, что действующее законодательство не дает Фонду социального страхования права выбирать ей санаторий на свое усмотрение. В справке формы 070/у-04 в качестве предпочтения указано лечение на курортах федерального значения. Также истица указывает, что в последние 3 года трижды находилась на стационарном лечении, страдает рядом заболеваний. В поликлинике по ее месту жительства нет врача гастроэнтеролога и аллерголога. Считает, что ей должна быть предоставлена путевка в санаторий «1» <адрес>, поскольку данный санаторий ей был рекомендован. В судебном заседании истица Жестакова Т.С. заявленные исковые требования поддержала в полном, дала пояснения, аналогичные описательной части решения. Представитель Фонда социального страхования по доверенности Репьева Е.В. заявленные исковые требования не признала, дала пояснения, аналогичные письменному отзыву на исковое заявления, согласно которого Жестакова Т.С. впервые обратилась с заявлением о предоставлении санаторно-курортного лечения в Фонд социального страхования 17.12.2009г., Фонд располагает для закупки путевок на санаторно-курортное лечение только теми средствами федерального бюджета, которые поступают ему в виде трансфертов от Министерства финансов РФ, предусмотренных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год. Приобретение путевок производится в соответствии с нормами ФЗ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Количество путевок, приобретенных в пределах выделенных отделению Фонда на указанные цели денежных средств, не позволило обеспечить путевками в 2010г. всех граждан, подавших заявление в 2009г. В 2011г. Фондом социального страхования по государственным контрактам, заключенным с победителями проведения процедур размещения заказа, приобретены путевки в ГУ «3, ФГУП ГНПП «4» санаторий-профилакторий «5», ООО «2», оказывающие санаторно-курортные услуги отдельным категориям граждан с заболеваниями органов пищеварения. Жестаковой Т.С. была предоставлена путевка продолжительностью лечения 18 дней в ООО «2», согласно профилю заболевания, указанному в медицинской справке формы 070/у-04 от 22.04.2011г., с начальной датой заезда 01.07.2011г., о чем Жестакова Т.С. проинформирована письмом от 13.05.2011г. № 01-14/55/555л. Заслушав пояснения сторон, показания свидетеля ФИО4, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Жестаковой Т.С. должно быть отказано в полном объеме по следующим основаниям. Судом установлено, что Жестакова Т.С. является получателем льгот в соответствии с ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» « 2-ФЗ от 10.01.2002г. Справкой Управления пенсионного фонда России в г.Ярославле (межрайонное) подтверждено право Жестаковой Т.С. на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. 17.12.2009г. Жестакова Т.С. обратилась в Фонд социального страхования с заявлением на получение санаторно-курортного лечения и предоставляла справку для получения путевки формы 070/у-04. Заявление Жестаковой Т.С. в Фонде было зарегистрировано и ей было выдано уведомление № 105039. В данном уведомлении указано, что лечение будет осуществляться в соответствии с датой подачи заявления и согласно профилю заболевания в рекомендуемый сезон лечения, указанный в медицинской справке формы 070/у-04. 13.05.2011г. письмом Фонда социального страхования № 01-14/15/555л Жестакова Т.С. была уведомлена о выделении ей санаторно-курортной путевки продолжительностью 18 дней в ООО «2», с начальной датой заезда 01.07.2011г., указано, что санаторно-курортную путевку необходимо получить заблаговременно, не позднее, чем за 18 дней до даты заезда в отделении Фонда. Обеспечение санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан осуществляется на основании ФЗ от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помои» и в соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ 29.12.2004г. № 328. В соответствии с п.3.1 Порядка, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.3.3). Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, оказание санаторно-курортной помощи осуществляются в установленном порядке (п.3.4). Санаторно-курортная путевка является документом строгой отчетности (п.3.5) Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 256 (п.3.6). При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда, а также в уполномоченный орган (п.3.7). Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п.3.8). Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения. Санаторно-курортная путевка выдается в заполненном виде с печатью территориального органа Фонда или уполномоченного органа с отметкой "Оплачена за счет средств федерального бюджета и продаже не подлежит" (п. 3.9). Лечебно-профилактическое учреждение «1» (санаторно-клинический реабилитационный центр) г.Ессентуки Ставропольского края и ООО «2» входят в «Перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.10.2010 N 873н При обращении в Фонд социального страхования Жестаковой Т.С. была предоставлена справка по форме N 070/у-04, в которой заболевание, для лечения которого она направляется в санаторий, указано хронический гастрит вне обострения. В качестве сопутствующего заболевания указан распространенный остеохондроз позвоночника. 22.04.2011 оформлена новая справка для получения путевки, в которой заболевание, для лечения которого Жестакова Т.С. направляется в санаторий, указано хронический гастрит вне обострения; в качестве основного заболевания или заболевания, являющегося причиной инвалидности – дискинезия ж/выводящих путей, распространенный остеохондроз. В данной справке в качестве рекомендуемого лечения из санаторно-курортного или амбулаторно-курортного указано – санаторно-курортное, в качестве предпочтительного места лечения из местного санатория или курорта указано – курорт, указано «с заболеваниями желудочно-кишечного тракта». Рекомендуемые сезоны лечения не указаны. При этом в обеих справках отсутствуют указания о рекомендации санаторно-курортного лечения в санаториях Южного направления в летний период времени. В судебном заседании был допрошен лечащий врач Жестаковой Т.С. – ФИО4, которая пояснила, что ею была выдана справка для оформления Жестаковой Т.С. путевки на санаторно-курортное лечение в связи с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. В справке было указано лечение на курорте, т.к. истице показано лечение минеральными водами. Были рекомендованы санатории «6» и «1», т.к. в этих санаториях лечат заболевания, которыми страдает истица. Противопоказаний для лечения в местных санаториях и санаториях южного направления не имеется. Таким образом, суд считает, что исходя из справки на получение санаторно-курортной путевки и показаний лечащего врача Жестаковой Т.С., лечение Жестаковой Т.С. на курорте носит лишь рекомендательный характер. Противопоказаний для лечения в местном санатории судом не установлено. Жестаковой Т.С. не представлены достаточные и убедительные доказательства, с достоверностью подтверждающие ее доводы о необходимости получения санаторно-курортного лечения в санатории «1» г.Ессентуки. В настоящее время Фонд социального страхования предлагает Жестаковой Т.С. предоставление санаторно-курортного лечения в ООО «2» с начальной датой заезда 01.07.2011 года. Указанный санаторий имеет лицензию на санаторно-курортную помощь по заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Правовых оснований для признания незаконным письма Фонда социального страхования от 13.05.2011г. № 01-14/15/555л о предоставлении Жестаковой Т.С. путевки в санаторий «2» не имеется. Кроме того, суд учитывает, что приобретение путевок в санаторно-курортные учреждения Фондом социального страхования осуществляется в соответствии с ФЗ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Санаторий «1» г.Ессентуки участником размещения заказа в соответствии с ФЗ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не являлся. Фондом социального страхования контракт с данным учреждением на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение на настоящее время не заключался, следовательно, на Фонд социального страхования не может быть возложена обязанность по выделению Жестаковой Т.С. санаторно-курортной путевки в санаторий «1» г.Ессентуки. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении исковых требований Жестаковой Татьяны Семеновны к Государственному учреждению – Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования о признании незаконным решения и выделении путевки на санаторно-курортное лечение отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд г.Ярославля. Судья Т.Д. Задворнова