Решение по иску о возмещении убытков (вступило в законную силу 05.07.2011)



Дело № 2-1233/11 Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15 июня 2011 года г. Ярославль

Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Задворновой Т.Д.

при секретаре Зайцевой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыкова Игоря Деонисовича к МУЗ «КБСМП им. Н.В. Соловьева», Государственному учреждению – Ярославскому региональному отделению фонда социального страхования РФ о возмещении убытков,

у с т а н о в и л:

Рыков И.Д. является инвалидом 2 группы бессрочно. В соответствии с заключением травматолога-ортопеда ФИО1 от 17.11.2010г. и заключением КЭК МУЗ КБ БСМП им. Н.В. Соловьева от 17.11.2010г. Рыкову И.Д. была определена нуждаемость в эндопротезировании правого тазобедренного сустава с использованием биполярного эндопротеза тазобедренного сустава цементной фиксации с классической парой трения из импортных комплектующих.

22.11.2010г. Рыковым И.Д. был приобретен эндопротез тазобедренный биполярный цементный OSTEAL однополюсной, стоимостью <данные изъяты> рублей.

25.11.2010г. Рыкову И.Д. была проведена операция по эндопротезированию.

15.02.2011г. Рыков И.Д. обратился в Фонд соцстраха с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенный эндопротез, где 27.02.2011г. в выплате компенсации ему было отказано в связи с тем, что нуждаемость в эндопротезировании не определена в индивидуальной программе реабилитации.

В связи с этим возник настоящий иск.

В судебном заседании представители истца Рыкова И.Д. – Рыков А.И. и адвокат Хорхорина Н.В. исковые требования поддержали и пояснили, что больницей им. Н.В. Соловьева Рыкову И.Д. либо его родственникам не был выдан посыльный лист для бюро медико-социальной экспертизы. Заключение КЭК было выдано лишь при выписке, не было разъяснено, что для последующей компенсации стоимости самостоятельно приобретенного эндопротеза необходимо до операции обращаться в Бюро МСЭ. В Фонде социального страхования в выплате компенсации за самостоятельно приобретенный эндопротез истцу было отказано.

Представители ответчика МУЗ КБСМП им Н.В. Соловьева по доверенностям Лумпова Е.А. и Романов О.В. исковые требования не признали и пояснили, что родственникам Рыкова И.Д. было своевременно 17.11.2010г. выдано заключение КЭК о нуждаемости в эндоротезировании для внесения изменений в индивидуальную программу реабилитации (далее ИПР), которые необходимо было произвести до операции. Однако после операции выяснилось, что изменения в ИПР внесены не были. Также пояснили, что если бы у истца возникла необходимость в выдаче посыльного листа, посыльный лист был бы выдан.

Представитель ответчика - ГУ-Ярославское региональное отделение фонда социального страхования РФ в судебное заседание не явился по неизвестной причине, извещены своевременно. Ранее в судебном заседании представитель по доверенности Неробова Д.Ю. исковые требования не признала и пояснила что при подаче заявления в Фонд социального страхования ИПР с указанием о нуждаемости в эндопротезировании Рыковым И.Д. представлена не была, в связи с чем основания для компенсации самостоятельно приобретенного Рыковым И.Д. эндопротеза отсутствуют.

3- лицо Емелин М.А. с исковыми требованиями не согласился и пояснил, что являлся лечащим врачом Рыкова И.Д., 17.11.2010г. супруге Рыкова И.Д. было выдано заключение КЭК о нуждаемости истца в эндпротезировании, разъяснено о необходимости обращения в бюро МСЭ по месту определения инвалидности для внесения изменений в ИПР, что это необходимо сделать в кратчайшие сроки, до операции. Такое же разъяснение давалось и сыну истца. Перед операцией супруга истца сказала, что все документы оформили, однако впоследствии выяснилось, что изменения в ИПР внесены не были.

Представитель 3-лица – ФГУ главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области по доверенности Чернюк Ю.К. пояснила, что Рыков И.Д. обратился в бюро МСЖ уже после операции по эндопротезированию, в связи с чем во внесении изменений в Ипр и выдаче новой ИПР с указанием о нуждаемости в эндопротезировании ему было отказано. Рыкову И.Д. надлежало обратиться в ФГУ ГБ МСЭ по ЯО за разработкой и предоставлением индивидуальной программы реабилитации сразу после прохождения им клинико-экспертной комиссии в МУЗ КБ БСМП им. Н.В. Соловьева, на основании заключения которой и была бы разработана надлежащая индивидуальная программа реабилитации с рекомендацией об эндопротезировании. Также пояснила, что если бы истец обратился без посыльного листа, то ему разъяснили бы о необходимости его оформления.

Заслушав пояснения участников процесса, показания свидетелей ФИО24. и ФИО1., исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Рыкова И.Д. подлежат частичному удовлетворению – компенсация за самостоятельно приобретенный эндопротез должна быть взыскана с Фонда социального страхования, в удовлетворении требований к МУЗ КБСМП им. Соловьева должно быть отказано.

Свидетель ФИО24. пояснила, что является супругой Рыкова И.Д., эндопротез, необходимый для операции был приобретен за личные средства, однако врач сказал, что потом эти деньги больница вернет. Также пояснила, что до выписки супруга из стационара никаких документов ей не выдавали. О том, что надо обращаться в бюро МСЭ для внесения изменений в ИПР ей никто не разъяснял.

Свидетель ФИО1 пояснил, что является заведующим отделением МУЗ КБСМП им.Соловьева, где на лечении находился истец. В его присутствии заключение КЭК о нуждаемости в эндопротезировании было выдано супруге истца, больному и его родственникам разъяснялась необходимость внесения изменений в ИПР. По сложившемуся порядку больницей всегда в бюро МСЭ выдавалось заключение КЭК, посыльного листа не требовалось.

В соответствии со ст.ст. 11, 11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995г., к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся протезные изделия, включая протезно-ортопедические изделия. Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ.

Суд считает, что МУЗ КБСМП им. Соловьева родственникам Рыкова И.Д. было своевременно выдано заключение КЭК для внесения бюро МСЭ изменений в ИПР

Статьей 11.1 указанного выше Закона установлено, что решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний, которые устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами; по медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (части третья, четвертая, пятая). Следовательно, для подтверждения обоснованности назначения инвалиду в рамках ИПР определенного вида реабилитационного средства требуется предоставление заключения соответствующих специалистов и проведение специальных обследований.

При своевременном обращении в бюро МСЭ с представлением заключения КЭК, и даче врачами бюро МСЭ разъяснений о необходимости представления посыльного листа, родственники Рыкова И.Д. могли обратиться в больницу для получения соответствующего посыльного листа.

Суд считает, что оснований для взыскания с МУЗ КБСМП им.Соловьева стоимости самостоятельно приобретенного эндопротеза не имеется.

В соответствии с п. 2 и п. 7 «Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 (в редакции от 07.04.2008г., обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

В случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением).

Согласно справке об инвалидности, инвалидность Рыкову И.Д.. установлена бессрочно, необходимости в прохождении очередного освидетельствования в бюро МСЭ у истца не было. Суд считает, что истец в силу возраста и состояния здоровья не знал о необходимости обращения в бюро медико-социальной экспертизы, более того, поскольку с момента получения травмы до операции он был лишен возможности самостоятельно передвигаться, обратиться в бюро медико-социальной экспертизы он не мог.

Суд считает, что несоблюдение истцом установленного порядка получения индивидуальной программы реабилитации для последующего возмещения расходов по самостоятельному приобретению эндопротеза само по себе не может служить основанием для отказа ему в настоящее время в компенсации этих расходов.

Нуждаемость Рыкова И.Д. в эндопротезировании была определена заключением клинико-экспертной комиссии МУЗ КБ БСМП им. Н.В. Соловьева от 17.11.2010г. Кроме того, из пояснений представителя бюро МСЭ следует, что индивидуальная программа реабилитации при обращении Рыкова И.Д. была бы разработана с учетом заключения клинико-экспертной комиссии.

Согласно товарного и кассового чеков, Рыковым И.Д. за эндопротез было уплачено <данные изъяты> руб.

Поскольку финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ, с ГУ-Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в пользу Рыкова И.Д. подлежит взысканию компенсация за самостоятельно приобретенный эндопротез в сумме <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Рыкова Игоря Деонисовича к МУЗ «КБСМП им. Н.В. Соловьева», Государственному учреждению – Ярославскому региональному отделению фонда социального страхования РФ о возмещении убытков удовлетворить.

Взыскать с Государственного учреждения – Ярославского регионального отделения фонда социального страхования РФ в пользу Рыкова Игоря Деонисовича компенсацию за самостоятельно приобретенный эндопротез в размере <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении исковых требований к МУЗ «КБСМП им. Н.В. Соловьева» отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд г.Ярославля.

Судья