Решение по иску о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении инвалидности (вступило в законную силу 05.06.2011)



Дело № 2-1068/11 Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 июля 2011 года г. Ярославль

Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Задворновой Т.Д.

при секретаре Зайцевой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кораблевой Татьяны Николаевны к филиалу № 5 ГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области», ГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области» о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении инвалидности,

у с т а н о в и л:

Кораблева Т.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области» (далее – ГУ ГБ МСЭ по ЯО), филиалу № 5 государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области» (далее – филиал № 5) об оспаривании решения об отказе в установлении инвалидности, основывая свои требования на следующем.

19.01.2009г. Кораблевой Т.Н. впервые была установлена 3 группа инвалидности по общему заболеванию (первая степень ограничения способности к трудовой деятельности). При очередном переосвидетельствовании 12.12.2009г. группа инвалидности ей не была установлена с учетом <данные изъяты>. С данным решением истица не согласна, поскольку ее по прежнему преследуют те же симптомы, что были на момент установления 3 группы инвалидности, в связи с чем в июле 2010г. она находилась на лечении в НИИ нейрохирургии им. Бурденко. Считает, что имеющееся у нее заболевание соответствует всем условиям и критериям, необходимым для установления ей группы инвалидности с 01.02.2010г.

В судебном заседании истица Кораблева Т.Н, исковые требования поддержала, пояснила01.10.2008г. в НИИ им.Бурденко ей была сделана операция по поводу <данные изъяты>, после операции 12.01.2009г. ей установили 3 группы инвалидности сроком на 1 год, спустя год в установлении инвалидности ей было отказано, поскольку рецидивов не было и она работает. Также пояснила, что в настоящее время у нее бывает повышенное артериальное давление, сосудистое давление, кризы, нарушение кровотока, есть изменения на томограмме. Способность к самообслуживанию у нее не утрачена, может самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение. Отмечает шаткую походку. Обучаться, заниматься трудовой деятельностью может. Также пояснила, что ранее работала на станции скорой помощи фельдшером выездной бригады, сейчас на фельдшером-укладчиком, т.к. в выездной бригаде работать не может.

Представители ответчиков ФГУ ГБ МСЭ по ЯО и филиала № 3 ФГУ ГБ МСЭ по ЯО в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В предыдущем судебном заседании представители по доверенности Абрамова О.Н. и Чернюк Ю.К. исковые требования не признали, пояснили, что имеющиеся у истца функциональные нарушения не достигают необходимой для установления инвалидности степени выраженности.

Представители ГУ ГБ МСЭ по ЯО по доверенностям Шумова С.Б. и Розина И.П., а также ранее участвовавшие в судебном заседании представители по доверенностям Чернюк Ю.К. и Шмаглит Н.В. исковые требования не признали и пояснили, что на момент освидетельствования у истицы отсутствовали ограничения жизнедеятельности, противопоказания в работе по основной профессии отсутствуют, имеются лишь незначительные сенсорные нарушения

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований должно быть отказано по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 ФЗ № 181 от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалид – это лицо, имеющее нарушение со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 7, 8 Закона, медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На органы МСЭ возложены установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления и потребности инвалида в социальной защите, разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов.

Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства РФ 20.02.2006 № 95, предусматривают также при проведении медико-социальной экспертизы использование классификаций и критериев Минздрасоцразвития РФ.

В качестве условий признания лица инвалидом в Правилах названы: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию (п.5). Наличие одного из этих условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (п.6).

Судом установлено, что Кораблева Т.Н. впервые обратилась в филиал № 5 ГУ ГБ МСЭ по ЯО 12.01.2009г., ей была установлена 3 группа инвалидности сроком до 01.02.2010г., степень ограничения трудовой деятельности первая. Дата очередного освидетельствования 12.12.2009г.

12.01.2010г. Кораблева Т.Н. обратилась в филиал № 5 ГУ ГБ МСЭ по ЯО с заявлением об определении ей 3 группы инвалидности. По результатам освидетельствования инвалидность Кораблевой Т.Н. не установлена.

Согласно медицинских документов, Кораблева Т.Н. страдает снижением зрения с февраля 2007г., наблюдалась у врача-окулиста, диагноз – «<данные изъяты>». В этот период времени Кораблева Т.Н. работала по специальности без ограничений.

С середины августа 2008г. Кораблева Т.Н. отмечает снижение зрения на левый глаз, в связи с чем она обращалась к офтальмологу по месту жительства, с 27.08.2008г. по 05.09.2008г. находилась на обследовании в Ярославской областной больнице с диагнозом «<данные изъяты>», осложнение: «<данные изъяты>».

С 26.09.2008г. по 14.10.2008г. Кораблева Т.Н. находилась на лечении в 8-ом отделении ГУ «НИИ нейрохирургии им. Бурденко РАМН», где 01.10.2008г. ей была произведена операция «<данные изъяты>». Послеоперационный период протекал без осложнений. При контрольном осмотре 09.10.2008г. запись ЛОР-врача: «<данные изъяты>»; врача окулиста: «<данные изъяты>» Заключение: «<данные изъяты>». Выписана под наблюдение врача-невролога и окулиста в ЛПУ по месту жительства.

С 02.12.2008г. по 19.12.2008г. Кораблева Т.Н. находилась на лечении и обследовании в неврологическом отделении МУЗ КБ № 8 г.Ярославля, диагноз <данные изъяты>

12.01.2009г. Кораблева Т.Н. впервые освидетельствована в филиале № 5 ГУ ГБ МСЭ по ЯО, была признана инвалидом 3 группы от общего заболевания с ограничением способности к трудовой деятельности 1 степени со сроком переосвидетельствования 1 год, ей разработана ИПР.

За период с 2009г. до очередного переосвидетельствования в январе 2010г. Кораблева Т.Н. проходила курсы амбулаторного, стационарного и санаторно-курортного лечения по поводу последствия <данные изъяты>. 03.06.2009г. Кораблевой Т.Н. в Ярославской областной больнице была выполнена МРТ головного мозга в динамике, согласно заключению которой рецидива <данные изъяты> не обнаружено.

16.06.2009г. Кораблева Т.Н. была консультирована врачом-нейрохирургом и окулистом ГУ «НИИ нейрохирургии им. Бурденко РАМН». В заключении хирурга указано, что роста <данные изъяты> нет, рекомендовано наблюдение невролога, окулиста по месту жительства. Консультация ЛОР-врача в связи с подозрением <данные изъяты>. В заключение окулиста – зрительные функции <данные изъяты>.

За 2009г. Кораблева Т.Н. имела 3 случая временной нетрудоспособности: 10 дней с диагнозом «<данные изъяты>», 15 дней планового стационарного лечения по поводу последствий <данные изъяты> и 10 дней по поводу <данные изъяты>.

12.01.2010г. Кораблева Т.Н. повторно обратилась в филиал № 5 ГУ ГБ МСЭ по ЯО. Основной диагноз при освидетельствовании «<данные изъяты>». Сопутствующий диагноз «<данные изъяты>».

В соответствии с п. 15 Правил, критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию первой степени; способности к передвижению первой степени; способности к ориентации первой степени; способности к общению первой степени; способности контролировать свое поведение первой степени; способности к обучению первой степени.

В соответствии с п. 6 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1013н, … при комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности, при этом первая степень выраженности характеризуется следующим:

а) способность к самообслуживанию - способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

б) способность к самостоятельному передвижению - способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

в) способность к ориентации - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;

г) способность к общению - способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи;

д) способность контролировать свое поведение - периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

е) способность к обучению - способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

ж) способность к трудовой деятельности - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации.

В рамках настоящего гражданского дела судом была назначена судебная медико-социальная экспертиза в ФГУ «1».

Согласно выводам заключения экспертизы, у Кораблевой Т.Н. на момент освидетельствования 12.01.2010 в филиале № 5 ГУ ГБ МСЭ по ЯО имелись стойкие незначительные нарушения функции нервной системы, сенсорных функций, которые не ограничивают ни одну из основных категорий жизнедеятельности, не требуют мер социальной защиты и не дают оснований для признания лица инвалидом согласно пункта 2 раздела 1; пунктов 5, 6 раздела П Постановления Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95 и Приказа Минздравсоцразвития РФ от 22.08.2005г. № 535.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Достаточные и убедительные доказательства, с достоверностью опровергающие решения ответчиков об отсутствии у Кораблевой Т.Н. показаний для установления третьей группы инвалидности, истцом не представлены.

Необходимые условия, предусмотренные Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства РФ 20.02.2006 № 95, для определения Кораблевой Т.Н. третьей группы инвалидности, при рассмотрении дела не установлены.

На основании вышеизложенного в удовлетворении исковых требований должно быть отказано.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Кораблевой Татьяны Николаевны к филиалу № 5 ГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области», ГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области» о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении инвалидности отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд г.Ярославля.

Судья