Решение по заявлению о признании отказа незаконным и возложении обязанности согласовать перепланировку и переустройство жилого помещения (вступило в законную силу 22.09.2011)



1

Дело №2-2018/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 августа 2011 года г.Ярославль

Ленинский районный суд г.Ярославля в составе:

председательствующего судьи Маренниковой М.В.,

при секретаре Кудельниковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Калининой Ольги Валентиновны о признании отказа Территориальной администрации Ленинского района мэрии г.Ярославля незаконным, и обязании согласовать перепланировку и переустройство жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Калинина О.В. обратилась в суд с заявлением в котором просила:

- признать отказ Территориальной администрации Ленинского района мэрии г.Ярославля незаконным и необоснованным,

- обязать Территориальную администрацию Ленинского района мэрии г.Ярославля согласовать перепланировку и переустройство квартиры по адресу: <адрес> согласно проекту, выполненному ЗАО «<данные изъяты>».

В обосновании своих требований заявитель указала, что является собственником квартиры дома по ул.<данные изъяты> г.Ярославля. В данной квартире согласно проекту отсутствуют балконы. Для благоустройства жилого помещения заявитель обратилась в проектно-технологический институт, где был разработан проект перепланировки и переустройства квартиры. Перепланировка заключается в устройстве двух проемов шириной 1400 мм., высотой 2600 мм. в створе существующих оконных проемов наружных стен жилого дома, а также увеличении площади ванной комнаты и уборной за счет площади коридора с установкой в помещении уборной умывальника. Предусмотренные проектом работы по перепланировке и переустройству квартиры соответствуют строительным, санитарным и противопожарным нормам, не нарушают права и законные интересы граждан, а также не создают угрозу их жизни и здоровью. С указанным проектом она обратилась в Территориальную администрацию Ленинского района мэрии г.Ярославля для получения согласования на переустройство и перепланировку жилого помещения, где ей было отказано на основании п.3 ч.1 ст.27 ЖК РФ, с данным решением Территориальной администрации Ленинского района мэрии г. Ярославля она не согласна.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Департамент архитектуры и развития территории города мэрии г.Ярославля и ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами» Ленинского района г.Ярославля.

В судебном заседании заявитель Калинина О.В. и ее представитель по доверенности ФИО 1 требования поддержали и дали объяснения согласно описательной части заявления. Дополнительно пояснили, что перепланировка и переустройство ничем не будет нарушать права соседей и собственников многоквартирного дома, согласия всех собственников дома на производство данной перепланировки получено не было. Работы по перепланировке и переустройству будет выполнять профессиональная бригада строителей, поэтому данные работы не скажутся ни на фундаменте дома, ни на стенах дома. Стена, где планируется проведение указанных работ по перепланировке к общедомовому имуществу не относится, не является несущей, это подоконная часть-простенок. Проект перепланировки и переустройства, составленный ЗАО «<данные изъяты>» соответствует всем строительным нормам и правилам.

Представитель территориальной администрации Ленинского района мэрии г.Ярославля в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил. Из ранее представленного отзыва следует, что Территориальная администрация Ленинского района мэрии г. Ярославля заявленные требования не признает поскольку наружные стены указанного жилого дома предназначены для обслуживания более одного помещения в данном доме, не являются частью квартиры № и в соответствии с ч.1 ст.36 ЖК РФ, принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений дома по ул.<данные изъяты> г.Ярославля. На основании ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Вопрос о расширении оконных проемов на наружных стенах здания и установке декоративной решетки необходимо согласовать с собственниками помещений дома по ул.<данные изъяты> г. Ярославля. Учитывая, что заявителем не были выполнены требования действующего законодательства, распоряжением главы территориальной администрации Ленинского района мэрии г. Ярославля от 03.06.2011 г. № 241 в согласовании переустройства, перепланировки жилого помещения было отказано в соответствии с п.3 ч.1 ст. 27 ЖК РФ. Считает, что решение территориальной администрации является законным и обоснованным, просил в удовлетворении заявления Калининой А.В. отказать.

Заинтересованное лицо представитель ЗАО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом. Ранее в судебном заседании ФИО 2 пояснял, что им был разработан проект в соответствии со всеми строительными нормами и правилами. Так, двери будут установлены с внутренней стороны стены, балкон будет выступать от наружной части стены на 250-300 мм. – французский балкон. Балкон (металлическое ограждение) будет привинчиваться к стене, пол данного балкона будет из решетки. Считает, что архитектурный облик здания не будет нарушен, так как балкон будет выходить во двор, загораживать свет нижерасположенной квартиры балкон также не будет. Установка балконов на фундамент дома не повлияет, перепланировка облегчит массу стены за счет того, что несколько кирпичей из стены будут убраны. Трещины по стенам дома не пойдут поскольку работы будут проводится режущими приборами ( отрезными кругами), ударных воздействий не будет.

Заинтересованные лица представители Департамента архитектуры и развития территории города мэрии г.Ярославля и ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами» Ленинского района г.Ярославля в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.

Суд, выслушав объяснения Калининой О.В. и ее представителя, оценив и исследовав письменные материалы дела, считает, что в удовлетворении заявления должно быть отказано в полном объеме по следующим основаниям.

Судом установлено, что Калинина О.В. является собственником квартиры дома по ул.<данные изъяты> г.Ярославля.

Заявитель обратилась в ЗАО проектно-технологический институт, где был разработан проект перепланировки и переустройства ее квартиры.

Согласно данного заключения перепланировка заключается в устройстве двух проемов шириной 1400 мм, высотой 2600 мм в створе существующих оконных проемов наружных стен жилого дома; увеличение площади ванной комнаты и уборной за счет площади коридора с установкой в помещении уборной умывальника. Полы ванной комнаты и уборной выполнить керамические с устройством горизонтальной гидроизоляции с заведением на стены на 250-300 мм. Существующие железобетонные перемычки оконных проемов остаются без изменений с нормативными опираниями на наружные стены. В проектируемые дверные проемы устанавливаются распашные остекленные балконные металлопластиковые двери с устройством декоративного металлического ограждения высотой 1.2 м. Решетка ограждения выполняется по отдельному проекту заводом-изготовителем с перекрытием в уровне пола.

Переустройство помещений квартиры , согласно вышеуказанного заключения ЗАО « <данные изъяты>», заключается в переносе двух радиаторов отопления с дальнейшей переустановкой их в глухие проемы стен и переустройстве встроенного шкафа в коридоре с установкой дверей купе.

Из заключения пожарно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что перепланировка и переустройство помещений квартиры с устройством проемов в наружных стенах не противоречит требованиям норм пожарной безопасности.

Распоряжением главы территориальной администрации Ленинского района мэрии г.Ярославля №241 от 03.06.2011 г. было отказано в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Основанием для отказа в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения является п.3 ч.1 ст. 27 ЖК РФ, а именно -несоответствие проекта переустройства и ( или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Суд считает, что работы по увеличению площади оконных проемов наружных стен жилого дома и оборудование балконов будут относиться к реконструкции дома в целом, так как влекут изменение параметров объекта капитального строительства.

В соответствии со ст.25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В соответствии с п.14 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ, реконструкция это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Правилами подсчета общей площади квартиры (Инструкция о приведении учета жилищного фонда в РФ, СНиП 2.08.01-89* Жилые здания) установлено, что общую площадь квартиры следует определять, как сумму площадей помещений, встроенных шкафов, а также лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых с понижающим коэффициентом для лоджий – 0,5%, для балконов и террас – 0,3%.

Площадь жилого здания определяется, как сумма площадей этажей здания, измеренных в пределах внутренних поверхностей наружных стен, а также площадей балконов и лоджий, площадь балконов входит в общую площадь квартиры и дома в целом.

Таким образом, работы по установке балкона не могут считаться перепланировкой или переоборудованием, а являются реконструкцией, поскольку затрагивают несущие конструкции жилого дома в целом и приводят к увеличению общей площади жилого помещения, то есть к изменению его параметров (площадь и объем).

В данном случае, суд полагает, что уменьшение общего имущества многоквартирного дома при строительстве балконов неизбежно произойдет и за счет уменьшения внешней стены дома.

В соответствии с ч.1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме общее имущество принадлежит на праве общей долевой собственности.

Согласно подпункту «в» п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в том числе, несущие стены дома, балконные и иные плиты. Отсюда следует, что заявитель намерена произвести работы, касающиеся общего имущества многоквартирного дома.

Доводы заявителя и ее представителя о том, что стены, где планируется проведение указанных работ по установке балконов к общедомовому имуществу не относится, не являются несущими, это подоконная часть-простенок, являются несостоятельными и необоснованными.

В силу п.1 ч.2 ст. 44 ЖК РФ на проведение реконструкции дома требуется согласие собственников помещений в доме, от имени которых действует общее собрание собственников помещений в доме.

Как следует из материалов дела и не оспаривается заявительницей, такого согласия в виде решения общего собрания Калинина О.В. не получала и не имеет.

Согласно с п.7 ст.2 Градостроительного Кодекса РФ, градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов.

В соответствии со ст.ст.47, 48 Градостроительного Кодекса РФ, для подготовки проектной документации строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются инженерные изыскания. Не допускается подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.

Для осуществления указанной выше реконструкции в соответствии с ч.7 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, заявитель не обращалась за получением разрешения в Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля, не представляла проектную документацию с положительным заключением государственной экспертизы проектной документации.

Калининой О.В. не представлено достаточных и убедительных доказательств того, что планируемые работы будут осуществляться организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ ( ч. 2 ст. 52 ГрК РФ).

Представленных в суд проекта перепланировки и переустройства, составленного ЗАО <данные изъяты>, заключения пожарно-технической экспертизы недостаточно для утверждения о том, что работы по реконструкции будут безопасны и, что в ходе работ не нарушатся прочность фундамента, перекрытий и несущих стен.

Законом запрещается переустройство помещений, нарушающих требования строительных, санитарно-гигиенических и эксплуатационно –технических норм, действующих для жилых домов, а также изменяющих архитектурный облик жилых домов: устройство балконов, козырьков, эркеров и т.п., что подлежит оформлению и реализации в порядке, установленном для реконструкции жилых домов.

Согласно п. 4.1 Правил благоустройства территории г. Ярославля, утвержденных Решением муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 г. № 306 к элементам внешнего благоустройства относятся фасады зданий, малые архитектурные формы, ограждения, строения хозяйственно- бытового назначения, временные сооружения, все типы носителей наружной информации и иные аналогичные объекты. В силу п. 4.1 Правил запрещается изменять архитектурный облик зданий.

Исходя из совокупности собранных по делу доказательств, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Калининой О.В..

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Калининой Ольги Валентиновны о признании отказа Территориальной администрации Ленинского района мэрии г.Ярославля незаконным и обязании согласовать перепланировку и переустройство жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через данный суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Маренникова