Дело № 2-1315/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 сентября 2011 года г. Ярославль Ленинский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Маренниковой М.В., при секретаре Кудельниковой Н.В., с участием прокурора Добрынина О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Ярославская городская электросеть», Правительству Ярославской области, Мэрии г. Ярославля, Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области о понуждении к исполнению обязанности в натуре, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Ленинского района г. Ярославля обратился к ОАО «Ярославская городская электросеть» с иском о возложении на ответчика обязанности вынести масляный силовой трансформатор из жилого дома № по пр. <данные изъяты> г. Ярославля, а также осуществить строительство новой трансформаторной подстанции. Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение норм законодательства в помещении первого этажа жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, размещается трансформаторный пункт <данные изъяты>. Указанное оборудование является собственностью ОАО «Ярославская городская электросеть». Ответчику Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ярославской области выдан акт-предписание, согласно которому предписано вынести ТП-63 из жилого дома в срок до 10.02.2010 г. До настоящего времени новая трансформаторная подстанция ОАО « Ярославская городская электросеть» не построена, масляный силовой трансформатор ТМ-315/6 из жилого дома не вынесен. Нахождение масляного трансформатора в жилом доме при его воспламенении создаст угрозу жизни и здоровью граждан. При рассмотрении данного дела к участию в деле в качестве соответчиков привлечены -Правительство Ярославской области, Мэрия г. Ярославля, Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, в качестве третьих лиц - ОАО « ЯСК», ОАО « Автодизель». В ходе судебного разбирательства прокурор Ленинского района г. Ярославля свои исковые требования уточнил и просил: - обязать ОАО « Ярославская городска электросеть» вынести масляный силовой трансформатор из жилого дома № по пр-ту <данные изъяты> г. Ярославля, -обязать Мэрию г. Ярославля осуществить строительство новой трансформаторной подстанции. Уточненные исковые требования дополнительно к первоначальным требованиям мотивированы тем, что в силу п.12 ст. 98 Устава г. Ярославля, Мэрия г. Ярославля организует в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом. В случае выноса трансформаторной подстанции из жилого дома № по <данные изъяты> г. Ярославля, пять многоквартирных домов останутся без электроснабжения, чем будут нарушены их права. Поэтому строительство электроподстанции является необходимым. До настоящего времени масляный силовой трансформатор ТМ-315/6 ОАО « Ярославская городска электросеть» из жилого дома не вынесен, новая трансформаторная подстанция Мэрией г. Ярославля не построена. В судебном заседании истец- прокурор Добрынин О.В. поддержал первоначальные исковые требования, дал пояснения аналогичные описательной части решения, просил обязать ответчика ОАО « Ярославская городская электросеть» вынести трансформаторную подстанцию из жилого дома и обязать ОАО « Ярославская городская электросеть» осуществить за свой счет строительство новой трансформаторной подстанции в срок до 01 октября 2012 года. Представитель ответчика Правительство Ярославской области в судебное заседание не явился, о дне времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. Из ранее представленного отзыва на иск следует, что Правительство Ярославской области оставляет решение на усмотрение суда и полагает, что интересы Правительства области решением суда не будут затронуты. Представитель ответчика -Мэрия г. Ярославля по доверенности ФИО 1 исковые требования в судебном заседании не признала и пояснила, что в обоснование указанного требования истец ссылается на пункт 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как на норму, обязывающую органы городского самоуправления осуществлять строительство электрических подстанций. Вместе с тем, указанная норма, возлагающая на городские округа организацию электроснабжения населения в границах городского округа, как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-п, имеет общий характер - оно устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этого вопроса местного значения. В соответствии со статьей 6 специального закона, регулирующего отношения в сфере электроэнергетике, в том числе устанавливающего обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в данной сфере - Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» - обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, относится к общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики. Согласно статье 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации, отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Возлагая на субъектов электроэнергетики обязанность по обеспечению надежного снабжения потребителей электрической энергией, которое выражается, в том числе, в строительстве объектов электросетевого хозяйства, законодатель не предусматривает участие в данных правоотношениях органов местного самоуправления и не наделяет указанные органы соответствующими полномочиями и обязанностями. Строительство объектов электросетевого хозяйства обязаны осуществлять субъекты электроэнергетики в рамках отношений по обеспечению бесперебойного и надежного электроснабжения потребителей электрической энергии. В связи с чем, мэрия города полагает, что решение вопросов энергообеспечения дома, в том числе реконструкции электроустановки, должно осуществлять ОАО «Ярославская городская электросеть», несущая ответственность за надежность снабжения электроэнергией потребителей, в соответствии с действующим законодательством; на мэрию города Ярославля не может быть возложена обязанность по строительству трансформаторной подстанции. Более того, в соответствии с постановлением мэрии г. Ярославля от 17.02.2010 № 622 ОАО «Ярославская городская электросеть» оформлен акт о выборе земельного участка для строительства трансформаторной подстанции. Письмом от 22.09.2011 № 3420 организация также подтвердила намерение по строительству трансформаторной подстанции. Кроме того, полагает, что у прокурора отсутствовали предусмотренные частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для подачи иска в суд. Представитель ответчика –Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. Из ранее представленного отзыва на иск следует, что Департамент оставляет решение на усмотрение суда. В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте, утвержденного постановлением Администрации области от 02.04.2007 № 116 (в ред. постановления Правительства области от 07.04.2011 № 220-п) департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению собственностью Ярославской области. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а также находящийся в нем силовой масляный трансформатор не значатся в Реестре имущества, находящегося в собственности Ярославской области. В связи с этим, контроль за обеспечением безопасной эксплуатации указанного имущества не относится к полномочиям департамента. Между департаментом и ОАО «Ярославская городская электросеть» заключен договор аренды от 13.10.2010 № 433-яс земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в соответствии с которым ОАО « Ярославская городская электросеть» предоставлен земельный участок площадью 20 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, для строительства трансформаторной подстанции с инженерными коммуникациями. Срок договора установлен с 20.09.2010 г. по 20.08.2011 г. Согласно пунктам 2.2.2 и 2.3.1 договора аренды арендатель самостоятельно хозяйствует на арендуемом земельном участке в соответствии с видом функционального использования участка, а арендодатель обязан не вмешиваться в хозяйственную деятельность арендатора, если она не противоречит условиям договора и земельному законодательству РФ и иным нормативным актам. Департамент не вправе обязывать арендатора осуществлять строительство объекта на предоставленном по договору земельном участке. В настоящее время каких-либо нарушений условий договора аренды со стороны ОАО « Ярославская городская электросеть» департаментом не выявлено. Департамент не считает себя надлежащим ответчиком по делу. Представитель ответчика ОАО «Ярославская городская электросеть» по доверенности ФИО 2 исковые требования оставила на усмотрение суда и пояснила, что ответчик не является собственником ТП-63, является собственником оборудования, находящегося в данном нежилом помещении. В целях безопасности жизни и здоровья граждан ОАО «Яргорэлекторсеть» был выполнен ряд мероприятий, согласно Акта-предписания от 25.12.2008 г., за исключением выноса трансформаторной подстанции. В настоящее время, ОАО « Ярославская городская электросеть» берет на себя обязательства по выносу за свой счет масляного силового трансформатора с оборудованием из жилого дома № по пр. <данные изъяты> г. Ярославля и осуществляет за свой счет строительство новой трансформаторной подстанции на земельном участке, предоставленном им для этого строительства. Данные работы будут осуществлены во 2-3 квартале 2012 года. Представитель третьего лица - Верхне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил. Ранее в судебном заседании представитель управления по доверенности ФИО 4 исковые требования поддержал, пояснил, что в 2008 году Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору было вынесено предписание МУП ЯГЭС о выносе ТП-63 из дома № по пр-ту <данные изъяты> г. Ярославля, так как масляный трансформатор не соответствует нормам и не должен находится в жилом доме. Предписание исполнено не было. Для того, чтобы вынести ТП-63 необходимо новое помещение. Представитель третьего лица – Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля в судебном заседании по доверенности ФИО 3 подержала позицию Мэрии г. Ярославля. Представитель КУМИ пояснила, что в соответствии с постановлением мэра города Ярославля от 09.10.1997 № 1340 «О передаче в муниципальную собственность жилищного фонда ОАО «Автодизель» в муниципальную собственность был принят в целом жилой дом № по просп.<данные изъяты> как объект недвижимости, в составе которого было, в том числе, нежилое помещение трансформаторной подстанции. Технологическое оборудование трансформаторной подстанции в процессе приватизации перешло в собственность ОАО «Яргорэлектросеть», однако нежилое помещение в состав приватизированного имущества не вошло, в составе имущественного комплекса не значится. В настоящее время город Ярославль не имеет в собственности акций ОАО «Яргорэлектросеть». В соответствии с ФЗ № 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. и согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть отчуждено только после приватизации. В данном случае если имущество будет приватизировано, то оно будет выставлено на аукцион и ОАО «Ярославская городская электросеть» придется его купить. Полагает, что именно на ОАО «Ярославская городская электросеть» необходимо возложить обязанность по строительству новой трансформаторной подстанции, т.к. именно они обеспечивают бесперебойное электроснабжение. Представитель третьего лица- ОАО « Автодизель» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. Представитель третьего лица- ОАО « ЯСК» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Из представленного отзыва следует, что ОАО « ЯСК» решение оставляет на усмотрение суда. ОАО «Ярославская сбытовая компания» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Ярославской области, целью которого является поставка потребителям электрической энергии. Поставка электрической энергии осуществляется по сетям, которые находятся в ведении различных сетевых организаций. В соответствии с ФЗ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», организации не могут совмещать одновременно функции по передаче и сбыту электроэнергии. В связи с этим между ОАО «ЯСК» и филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии № ЯЭ-00/650-08 от 25.12.2008г. В соответствии с п. 2.1 договора Исполнитель (филиал ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго») обязуется оказывать Заказчику (ОАО «ЯСК») услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а также через технические устройства электрических сетей территориальных сетевых организаций, заключивших с Исполнителем договоры об оказании услуг по передаче, а Заказчик обязуется оплачивать услуги Исполнителя в порядке, установленном договором. Поставка электрической энергии на территории г. Ярославля осуществляется по сетям территориальной сетевой организации ОАО «Ярославская городская электросеть». Следует отметить, что п. 7.1.15. «Правил устройства электроустановок» в составе главы 7.1, на которую ссылается прокуратура Ленинского района г. Ярославля, утратил силу с 1 июля 2000 года. Согласно п. 3.4.7.25. Региональных нормативов градостроительного проектирования Ярославской области» в жилых зданиях размещение встроенных и пристроенных подстанций разрешается только с использованием сухих трансформаторов или заполненных негорючим, экологически безопасным жидким диэлектриком и при условии соблюдения требований санитарных норм по уровням звукового давления, вибрации, воздействию электрических и магнитных полей вне помещений подстанции. Кроме того, местоположение трансформатора не может повлиять на надлежащее исполнение ОАО» ЯСК» обязанностей по договорам электроснабжения, заключенным в том числе с гражданами, а также на права и обязанности ОАО « ЯСК» по отношению сторонам спора, поскольку ОАО «ЯСК» осуществляет поставку электроэнергии и не является организацией, владеющей на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства и осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств ( энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. По делу установлено, что в помещении первого этажа жилого дома № по пр. <данные изъяты> г. Ярославля расположен масляный силовой трансформатор. Согласно акта-предписания № 04-482 от 25.12.2008 г. Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ярославской области установлено, что в трансформаторной подстанции установлен масляный трансформатор ТМ-315/6, выявлены недостатки электроустановки, МУП «Яргорэлектросеть» предписано провести ряд мероприятий по устранению выявленных нарушений, в том числе вынести ТП-63 из жилого дома, в срок до 10.02.2010 года. До настоящего времени требования предписания в части вынесения ТП -63 из жилого здания не выполнены. Согласно п. 7.1.15 главы 7.1 раздела 7 «Правил устройства электроустановок», утвержденных Министром топлива и энергетики Российской Федерации 06.10.1999 г. в жилых зданиях в исключительных случаях допускается размещение встроенных и пристроенных подстанций с использованием сухих трансформаторов по согласованию с органами государственного надзора, при этом в полном объеме должны быть выполнены санитарные требования по ограничению уровня шума и вибрации в соответствии с действующими стандартами. В силу п. 3.4.7.25 Региональных нормативов градостроительного проектирования ЯО, утвержденных Постановлением Администрации ЯО от 13.02.2008 N 33-а "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ярославской области" в жилых зданиях (квартирных домах и общежитиях), спальных корпусах больничных учреждений, санаторно-курортных учреждений, домов отдыха, учреждений социального обеспечения, а также в учреждениях для матерей и детей, в общеобразовательных школах и учреждениях по воспитанию детей, в учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации рабочих и других работников, средних специальных учебных заведениях и т.п. сооружение встроенных и пристроенных подстанций не допускается. В жилых зданиях размещение встроенных и пристроенных подстанций разрешается только с использованием сухих трансформаторов или заполненных негорючим, экологически безопасным жидким диэлектриком и при условии соблюдения требований санитарных норм по уровням звукового давления, вибрации, воздействию электрических и магнитных полей вне помещений подстанции. В соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Таким образом, требования о выносе масляного силового трансформатора из жилого дома суд считает законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению. Нахождение данного трансформатора в помещении жилого дома представляет угрозу для жизни и здоровья граждан, поскольку данное оборудование является пожаро- и взрывоопасным. Требования истца о возложении обязанности на ответчика- ОАО « Ярославская городская электросеть» по строительству новой трансформаторной подстанции также подлежат удовлетворению. В соответствии со статьей 6 специального закона, регулирующего отношения в сфере электроэнергетике, в том числе устанавливающего обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в данной сфере - Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» - обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, относится к общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики. Согласно статье 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации, отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Законодатель возлагает на субъектов электроэнергетики обязанность по обеспечению надежного снабжения потребителей электрической энергией, которое выражается, в том числе, в строительстве объектов электросетевого хозяйства. Суд считает, что строительство объектов электросетевого хозяйства обязаны осуществлять субъекты электроэнергетики в рамках отношений по обеспечению бесперебойного и надежного электроснабжения потребителей электрической энергии. В связи с чем, суд полагает, что решение вопросов энергообеспечения дома, в том числе реконструкции электроустановки, должно осуществлять ОАО «Ярославская городская электросеть», несущая ответственность за надежность снабжения электроэнергией потребителей, в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, в соответствии с постановлением мэрии г. Ярославля от 17.02.2010 № 622 ОАО «Ярославская городская электросеть» оформлен акт о выборе земельного участка для строительства трансформаторной подстанции. Между Департаментом по управлению государственным имуществом Ярославской области и ОАО « Ярославская городская электросеть» 13.10.2010 года заключен договор № 433-яс аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Согласно данного оговора арендодатель предоставляет арендатору за плату земельный участок площадь 20 кв. м для строительства трансформаторной подстанции с инженерными коммуникациями по пр-ту <данные изъяты>, у дома № г. Ярославля. Срок действия договора до 20.08.2011 года. 25.07.2011 года между Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области и ОАО « Ярославская городская электросеть» был заключен договор № 433/1-яс аренды земельного участка государственная собственность на который не разграничена. Согласно данного оговора арендодатель предоставляет арендатору за плату земельный участок площадь 20 кв. м для строительства трансформаторной подстанции с инженерными коммуникациями по пр-ту <данные изъяты>, у дома № г. Ярославля. Срок действия договора устанавливается с 21.08.2011 г. по 20.07.2012 года. Письмом от 22.09.2011 № 3420 ОАО «Ярославская городская электросеть», также подтвердила намерение по строительству трансформаторной подстанции. Представитель ОАО «Ярославская городская электросеть» в судебном заседании пояснила, что ОАО « ЯГЭС» берет на себя обязательство по выносу из жилого дома масляного силового трансформатора с оборудованием, а также обязуется осуществить за свой счет строительство новой трансформаторной подстанции. Выполнение работ запланировано на 2-3 кварта 2012 года. Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является ОАО «Ярославская городская электросеть». Правительство Ярославской области, Мэрия г. Ярославля, Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области от гражданско -правовой ответственности должны быть освобождены. На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок для исполнения обязанности до 01 октября 2012 года, данный срок является достаточным для проведения всех необходимых мероприятий. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Ленинского района г Ярославля удовлетворить. Обязать ОАО «Ярославская городская электросеть» за свой счет вынести масляный силовой трансформатор с оборудованием из жилого дома № по пр. <данные изъяты> г. Ярославля и осуществить за свой счет строительство новой трансформаторной подстанции в срок до 01 октября 2012 года. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через данный суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья М.В.Маренникова