<данные изъяты> дело № 2-2203/2011 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И город Ярославль 20 октября 2011 года Ленинский районный суд города Ярославля в составе: председательствующего судьи Брюквиной С.В., при секретаре Карасевой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сарычева Юрия Николаевича к Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о бесплатной замене транспортного средства, установил: Сарычев Ю.Н. обратился в суд с иском к Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области о возложении обязанности произвести бесплатную замену транспортного средства по истечении 7 лет его эксплуатации, полученного до 01.01.2005 в качестве технического средства реабилитации. В обоснование своих требований истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ согласно ФЗ «О ветеранах» был обеспечен автомобилем <данные изъяты> в качестве технического средства реабилитации. По истечении семилетнего срока эксплуатации, т.е. в ДД.ММ.ГГГГ он имеет право на бесплатную замену транспортного средства. Однако истцу отказано в праве на замену транспортного средства в качестве технического средства реабилитации, чем нарушаются конституционные гражданские права истца: государственно не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом гражданина объем ранее предоставленных ему социальных гарантий. Поскольку истцу до ДД.ММ.ГГГГ были установлены медицинские показания для обеспечения транспортным средством как техническим средством реабилитации, то у ответчика остается обязанность осуществить инвалиду Великой Отечественной войны бесплатную замену транспортного средства по истечении 7 лет его эксплуатации. К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в качестве третьего лица - ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы Ярославской области». В судебном заседании истец Сарычев Ю.Н. не участвовал, его интересы по доверенности представлял ФИО 1, который исковые требования поддержал, дал объяснения, аналогичные изложенным в иске. Ссылаясь на определение Конституционного суда Российской Федерации от 17.07.2007 № 624-О-П, определение Верховного Суда РФ от 02.04.2010 № 45-В10-2, полагает, что, будучи обеспеченным транспортным средством до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до внесения изменения в ФЗ «О ветеранах», истец имеет право на его бесплатную замену по истечении семилетнего срока эксплуатации. Представитель ответчика Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области по доверенности ФИО 2 исковые требования не признала и пояснила, что обеспечение автомобилями граждан, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, относилось к компетенции Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В связи с изменениями законодательства обязательства по обеспечению автотранспортом остались только перед теми инвалидами, которые до ДД.ММ.ГГГГ состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для получения спецавтотранспорта, но не были им обеспечены до указанной даты. Для замены автомобиля, также как и для его получения впервые, основополагающим условием является наличие медицинских показаний для обеспечения транспортным средством в качестве средства реабилитации. В настоящее время все инвалиды, состоящие на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ на ДД.ММ.ГГГГ, автомобилями обеспечены. По истечении семилетнего срока эксплуатации инвалиды войны имели право повторно встать на учет для обеспечения автомобилем в порядке обмена. В рамках действующего законодательства правовые основания для возникновения права на данную меру социальной поддержки после ДД.ММ.ГГГГ отсутствует. Сарычев Ю.Н. был обеспечен автомобилем <данные изъяты> в качестве технического средства реабилитации ДД.ММ.ГГГГ. Срок эксплуатации автомобиля истек только ДД.ММ.ГГГГ г., в связи с чем право на получение нового автомобиля до ДД.ММ.ГГГГ у заявителя не возникло. Просит в иске отказать. Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития РФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, из представленного в суд письменного отзыва следует, что в рамках действующего законодательства правовые основания для возникновения права на замену транспортного средства в связи с истечением семилетнего срока его эксплуатации после ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют. Истцу автомобиль в качестве средства реабилитации был предоставлен в ДД.ММ.ГГГГ Срок эксплуатации автомобиля истек только ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем, право на получение нового автомобиля до ДД.ММ.ГГГГ у заявителя не возникло. Лица, обеспеченные транспортными средствами до ДД.ММ.ГГГГ, срок эксплуатации которых истек после ДД.ММ.ГГГГ, не подпадают под действие ст.153 ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ, поскольку их право на получение нового автомобиля могло возникнуть только после вступления данного закона в силу. В настоящее время принадлежащий заявителю на праве безвозмездного пользования автомобиль подлежит передаче ему в собственность на основании постановления Правительства Ярославской области от 01.04.2011 № 218-п путем подачи соответствующего заявления в подразделения Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства. Требования Сарычева Ю.Н. о замене транспортного средства не обоснованны. Просит в иске отказать. Более подробная позиция изложена в отзыве. Представитель третьего лица ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы Ярославской области» в суд не явился, извещен надлежащим образом. Заслушав участников процесса, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Сарычева Ю.Н. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. Судом установлено, что Сарычев Ю.Н., <данные изъяты> имеет право на льготы, установленные статьей 14 ФЗ «О ветеранах». В соответствии с ранее действовавшей редакцией подпункта 19 пункта 1 статьи 14 ФЗ РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливался Правительством Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства РФ от 14.03.1995 №244 «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно» для обеспечения инвалидов, имевших право на бесплатное получение автомобиля, использовались автомобили марки «Ока» и «Таврия», выдаваемые сроком на семь лет. Пунктом 28 статьи 63 ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подпункт 19 пункта 1 статьи 14 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ признан утратившим силу. Статьей 153 ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005 право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2008 № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 670 «Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 01.01.2005 органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами». Указанными нормативными правовыми актами предусматривается, что в 2008 - 2009 г.г. инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 01.01.2005 состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере <данные изъяты>. Исходя из положений указанных правовых актов одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 011.01.2005. Судом установлено, что Сарычев Ю.Н. был бесплатно обеспечен транспортным средством ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на учете по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты населения не состоял, право на обеспечение на указанную дату не имел, следовательно, право на бесплатное получение транспортного средства у него не возникло. Позиция представителя истца о сохранении Сарычева Ю.Н. на учете в органе социальной защиты населения для последующей бесплатной замены транспортного средства действующим законодательством не предусмотрена. Какой-либо особый порядок обмена транспортных средств отсутствовал. Условия обеспечения инвалидов транспортными средствами распространялись как на инвалидов, обеспечиваемых транспортными средствами впервые, так и на тех, кто обращался в органы социальной защиты населения за заменой транспортного средства, т.е. повторно. Лица, обеспеченные транспортными средствами, снимались с учета в органах социальной защиты населения. Для постановки на учет по истечении семилетнего срока эксплуатации транспортного средства необходимо соответствующее обращение гражданина с предоставлением необходимых документов при наличии медицинских показаний для данного вида реабилитации. Ссылка истца на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 № 624-О-П нельзя признать обоснованной, поскольку толкование Конституционным Судом права на бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации было дано по конкретному делу в системе нормативных правовых актов, действовавших на момент вынесения Конституционным Судом данного определения. После вынесения указанного определения были изданы Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2008 № 685 и постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 670, которыми введен новый механизм обеспечения инвалидов транспортными средствами, предусматривающий передачу транспортных средств в собственность лицам, у которых право на их получение возникло до 01.01.2005, включая лиц, состоявших на указанную дату на учете в органах социальной защиты населения для получения транспортного средства. Из определения Верховного Суда РФ от 02.04.2010 № 45-В10-2 вывод о необходимости удовлетворения заявленных истцом требований не следует. В силу вышеизложенного в удовлетворении исковых требований должно быть отказано. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Сарычева Юрия Николаевича к Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о бесплатной замене транспортного средства отказать. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд города Ярославля. Судья