Дело №2-2217/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 октября 2011 г. г.Ярославль Ленинский районный суд г.Ярославля в составе председательствующего судьи Брюквиной С.В. при секретаре Карасевой Е.Ю. рассмотрев гражданское дело по иску Бондаря Евгения Николаевича к Департаменту государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области об оспаривании результатов конкурса и недопуска к участию в конкурсе, установил: Бондарь Е.Н. обратился в суд с иском к Департаменту государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области об оспаривании результатов конкурса и недопуска к участию в конкурсе. Исковые требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: 1, в Департаменте государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области проводился второй этап конкурса на замещение вакантной должности <данные изъяты>. К участию во втором этапе конкурса он не допущен. По мнению истца, второй этап конкурса проводился с существенными нарушениями, следствием которых явился неправомерный отказ в поступлении на гражданскую службу. Бондарь Е.Н. до начала проведения конкурса выразил желание осуществлять аудио-видеосъемку с целью защиты своих прав. По решению директора департамента ФИО 1 ко второму этапу конкурса Бондарь Е.Н. не допущен. Решение директора департамента истец считает незаконным. Просит признать не допуск к участию в конкурсе незаконным, итоги проведения конкурса отменить, обязать департамент образовать комиссию с учетом требований действующего законодательства и провести конкурс повторно. В судебном заседании истец Бондарь Е.Н. исковые требования поддержал и пояснил, что с объявлением о проведении конкурса ознакомился на сайте в Интернете, представил в установленный срок необходимые документы, которые у него приняла секретарь департамента. За несколько дней до проведения конкурса его уведомили о втором этапе и он был вызван к ДД.ММ.ГГГГ в департамент. Там находилось примерно 10-15 человек. Его первым пригласили в кабинет. Членов комиссии было примерно семеро. Председатель комиссии зачитал его резюме, предложил членам комиссии задавать вопросы. Они были пассивны и вопросов не имели. Он же имел к ним встречные вопросы. Спросил, возражает ли кто-нибудь против осуществления видеосъемки, так как хотел зафиксировать состав комиссии, задаваемые ему вопросы. Члены комиссии промолчали. Председатель заявил, что он против. Тогда он (истец) сказал, что хотел бы вести аудиозапись, на что ему председатель сказал: «Всего доброго». После этого он (истец) стал задавать вопросы о том, кто присутствует на комиссии, их данные; стал предъявлять претензии, почему он не может вести запись. Спросил: «его не допускают?». Председатель заявил, что на него нет времени, и он не допускает его до конкурса. Полагает, что нарушены его права на участие в конкурсе, ведение аудио- и видеозаписи, ему не дали проявить деловые качества, узнать их членам комиссии, решения председатель принимал единолично. Конкурс – это собеседование, в котором ему отказано. Просит иск удовлетворить. Представитель ответчика Департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области по доверенности ФИО 2 исковые требования не признал и пояснил, что конкурс был проведен в соответствии с действующим законодательством, состав комиссии легитимен. Присутствовали семь членов комиссии: представители нанимателя, кадровой службы, независимые эксперты. Юрист был в отпуске. Истец участвовал во втором этапе конкурса, деловые качества истца комиссией оценены. То, что ему не были заданы вопросы членами комиссии, нарушением не является. Отказа в допуске к участию в конкурсе не было. Просит в иске отказать. Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину Российской Федерации равный доступ к государственной службе (статья 32). И означает предоставление гражданам равной возможности реализовать свои способности к труду посредством профессиональной трудовой деятельности в системе государственной службы. В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", статьями 3 и 4 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба является видом государственной службы Российской Федерации и представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации; государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации; к числу основных принципов гражданской службы относятся приоритет прав и свобод человека и гражданина, единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего, профессионализм и компетентность гражданских служащих. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" в статье 22 предусматривает, что положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 N 112 утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации. Положением определяются порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах. Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе на официальном сайте государственного органа в сети Интернет размещается объявление с соответствующей информацией. Процедура объявления конкурса Департаментом государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области соблюдена. Пунктом 7 Положения определено, какие документы должен представить в государственный орган гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации. Пункт 11 Положения определяет срок, в течение которого документы необходимые для участия гражданина в конкурсе, должны быть представлены в государственный орган. Стороны не оспаривают предъявление истцом в установленный срок необходимых для участия в конкурсе документов, соответствие Бондаря Е.Н. требованиям, предъявляемым к кандидатам на замещение вакантной должности гражданской службы. В соответствии с п.10 Положения, гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе (п.12). Претендент на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.13). Судом установлено, что на основании приказа Департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области № проводился конкурс на замещение вакантной должности заместителя председателя комитета по качеству и сертификации департамента. Истец Бондарь Е.Н. был допущен к участию и принимал участие в обоих этапах конкурса. В числе прочих семи претендентов он был приглашен на заседание конкурсной комиссии ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.19 Положения, конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности. При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты. При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе. На заседание конкурсной комиссии Бондарь Е.Н. был приглашен первым из кандидатов. Истец пояснил, что председатель комиссии зачитал его резюме, предложил членам комиссии задать кандидату вопросы. У членов комиссии вопросов к нему не оказалось. По мнению суда, в данной ситуации председателем комиссии было обосновано предложено кандидату удалиться и ожидать результатов конкурса. То обстоятельство, что истец имел желание провести какой-либо диалог с членами комиссии при отсутствии у них к нему вопросов, не свидетельствует о нарушении проведения конкурса либо прав истца. В соответствии с п.21 Положения решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении. Истец в судебном заседании пояснил, что имел к комиссии встречные вопросы: о ее составе, об их согласии ведения видеосъемки и аудиозаписи заседания с целью зафиксировать состав комиссии, задаваемые вопросы и пр. Однако подобные действия истца суд не может признать необходимыми в той ситуации, когда он уже осуществлял видеосъемку без уведомления иных присутствующих, у членов комиссии к нему вопросов не имелось. В судебном заседании обозревалась видеозапись, произведенная истцом, из которой следует, что председатель комиссии неоднократно предлагал ему покинуть заседание и ожидать результатов конкурса. Нежелание Бондарь Е.Н. покинуть заседание комиссии после рассмотрения его кандидатуры носит конфликтный характер. Кроме того, из содержания записи не следует, что истец не был допущен к участию в конкурсе. Достаточные и убедительные доказательства отстранения от участия в конкурсе истцом не представлены. Представитель нанимателя в установленной форме подобного решения не принимал. Фактическое участие истца во втором этапе конкурса, протокол заседания конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ также подтверждают отсутствие отказа в допуске к прохождению конкурса. В соответствии с п.п. 16 и 17 Положения для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. Приказом директора департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области № утверждены Положение о комиссии департамента по кадровым вопроса и состав комиссии. В состав комиссии включены <данные изъяты> На момент проведения конкурса <данные изъяты> находились в ежегодном отпуске и не принимали участия в работе комиссии по уважительной причине. В заседании конкурсной комиссии ДД.ММ.ГГГГ участвовали представитель нанимателя и уполномоченные им гражданские служащие, представитель государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также независимые эксперты. Состав и заседание комиссии являлись правомочными для принятия решения по результатам конкурса на замещение вакантной должности заместителя председателя комитета по качеству и сертификации: на нем присутствовало не менее двух третей от общего числа ее членов. Результаты голосования конкурсной комиссии оформлены решением, которое подписано председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в заседании. На письменное обращение Бондаря Е.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок департаментом государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области дан ответ. Субъективное представление истца о работе конкурсной комиссии не свидетельствует о нарушениях в проведении конкурса на замещение вакантной должности заместителя председателя комитета по качеству и сертификации департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области и отказе в допуске к участию в конкурсе. В силу вышеизложенного оснований для удовлетворения иска не имеется. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Бондаря Евгения Николаевича к Департаменту государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области об оспаривании результатов конкурса и недопуска к участию в конкурсе отказать. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме через Ленинский райсуд г.Ярославля. Судья