Решение по иску о возложении обязанности по оказанию финансовой поддержки по замене оконных блоков в жилом помещении (вступило в законную силу 11.01.2012)



Дело № 2-2459/11 Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 декабря 2011 года г. Ярославль

Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Задворновой Т.Д.

при секретаре Полтевской К.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чайковой Надежды Владимировны к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Управлению социальной защиты населения, труда и здравоохранения Администрации Ярославского муниципального района, МКУ «Многофункциональный центр развития» Администрации Ярославского муниципального района, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области, Правительству Ярославской области, Администрации Карабихского сельского поселения Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности по оказанию финансовой поддержки по замене оконных блоков в жилом помещении,

у с т а н о в и л:

Чайкова Н.В. обратилась в суд с иском о признании права на получение финансовой поддержки на ремонт жилого дома по ул.<данные изъяты> <данные изъяты> Ярославского района Ярославской области в объеме, установленном осмотром, произведенным ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО 1, подлежащим наследованию на общих основаниях и обязать ответчиков осуществить в соответствии с актом осмотра жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ финансовую поддержку на ремонт дома.

В обоснование заявленных требований Чайкова Н.В. ссылается на то, что приходится дочерью ФИО 1, которая являлась вдовой участника Великой Отечественной войны. ДД.ММ.ГГГГ ФИО 1 в установленном порядке обратилась в Управление социальной защиты населения, труда и здравоохранения Администрации Ярославского муниципального района за финансовой поддержкой для проведения ремонта жилого дома, принадлежащего ей на праве собственности. Осмотр жилого дома, произведенный ДД.ММ.ГГГГ выявил необходимость замены оконных блоков, однако процедура оформления финансовой поддержки завершена не была, т.к. ДД.ММ.ГГГГ ФИО 1 скончалась. Чайкова Н.В. является наследницей ФИО 1, считает, что поскольку при жизни наследодатель выразила волю на получение финансовой поддержки, право на получение финансовой поддержки подлежит включению в состав наследственной массы.

В судебном заседании истица Чайкова Н.В. заявленные требования поддержала, дала пояснения, аналогичные описательной части решения.

Представители ответчиков – администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности ФИО 2., Управления социальной защиты населения, труда и здравоохранения Администрации Ярославского муниципального района по доверенности ФИО 3., МКУ «Многофункциональный центр развития» Администрации Ярославского муниципального района по доверенности ФИО 4 исковые требования не признали и пояснили, что действовали в соответствии с программой «О поддержке отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ярославского муниципального района, по проведению ремонта жилых помещений и (или) работ, направленных на повышение уровня обеспечения их коммунальными услугами на 2010-2013 г.г.». Однако процедура оформления финансовой поддержки не была доведена до конца в связи со смертью ФИО 1 Право на получение мер финансовой поддержки неразрывно связано с личностью наследодателя и наследоваться не может.

Представитель ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области по доверенности ФИО 5 оставила решение вопроса на усмотрение суда, пояснив, что процедура оформления финансовой поддержки не была доведена до конца в связи со смертью ФИО 1

Представитель Правительства Ярославской области в судебное заседание не явился, представлен письменный отзыв на иск, согласно которому Правительство области не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.

Представитель Администрации Карабихского сельского поселения Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явился, представлен письменный отзыв, согласно которого Администрация возражений по настоящему делу не имеет.

Заслушав позиции участников процесса, исследовав и оценив письменные материалы дела, суда считает, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО 1 являлась вдовой участника Великой Отечественной войны.

В соответствии с областной целевой программой «О государственной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих в Ярославской области, по проведению ремонта жилых помещений и (или) работ, направленных на повышение уровня обеспеченности их коммунальными услугами" на 2010 - 2013 годы», утвержденной Постановлением Правительства ЯО от 01.07.2010 N 478-п (далее областная программа); муниципальной целевой программой «О поддержке отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ярославского муниципального района, по проведению ремонта жилых помещений и (или) работ, направленных на повышение уровня обеспеченности их коммунальными услугами" на 2010 - 2013 годы», утвержденной Постановлением администрации Ярославского муниципального района от 25.08.2010 N 7650 (далее муниципальная программа), вдовы участников Великой Отечественной войны включены в сферу действия данных программ.

В соответствии с п. 1 механизма реализации муниципальной программы, ветеран ВОВ 1941 - 1945 годов или его уполномоченный представитель по доверенности в установленном порядке представляет в УСЗН, ТиЗ администрации Ярославского муниципального района заявление на получение финансовой поддержки.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО 1 обратилась с заявлением в Управление социальной защиты населения, труда и здравоохранения Администрации Ярославского муниципального района о предоставлении ей финансовой поддержки для проведения ремонта жилого дома. Днем обращения по вопросу предоставления финансовой поддержки считается день приема заявления с приложением всех необходимых документов.

В соответствии с п. 2 механизма реализации муниципальной программы, УСЗН, ТиЗ администрации Ярославского муниципального района выдает расписку о приеме заявления и необходимых документов с указанием даты приема заявления, сверяет с базой данных ветеранов ВОВ на соответствие его категориям граждан, определенных Программой, и в течение одного рабочего дня направляет согласованное заявление в МКУ "МФЦР".

ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО 1 было включено в реестр.

В соответствии с п. 3 механизма реализации муниципальной программы, МКУ "МФЦР" формирует в хронологической последовательности по форме согласно приложению к Программе список ветеранов ВОВ, подавших заявления, и направляет его еженедельно, каждый четверг, в адрес департамента жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области (далее - департамент ЖКХ). Заявления, поданные в один и тот же день, месяц и год, учитываются в списке в алфавитном порядке.

МКУ "МФЦР" направил список в адрес департамента ЖКХ.

В соответствии с п. 4, 6 механизма реализации муниципальной программы, МКУ "МФЦР" Ярославского муниципального района после получения извещения посредством факсимильной или телефонной связи от департамента ЖКХ и инфраструктуры ЯО списка жилых помещений, подлежащих осмотру, согласовывает с гражданином (членом семьи, представителем) возможность предоставления доступа в жилое помещение и посредством факсимильной или телефонной связи о готовности гражданина (члена семьи, представителя) обеспечить доступ в жилое помещение в назначенное время.

Осмотр жилого помещения представителем органа местного самоуправления проводится в течение десяти рабочих дней с даты поступления и регистрации извещения из департамента ЖКХ и инфраструктуры ЯО.

МКУ "МФЦР" совместно с представителями органов местного самоуправления с выездом (выходом) на место в присутствии гражданина, претендующего на участие в проведении работ в рамках Программы (члена семьи, представителя), проводит осмотр жилых помещений индивидуального жилого дома или жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 5.5, 5.7 механизма реализации областной программы, на основании полученных списков ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов департамент ЖКХ в течение двух рабочих дней проводит их сверку с электронной базой данных о ветеранах Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и направляет в уполномоченный орган местного самоуправления в электронном виде и на бумажном носителе перечень жилых помещений, подлежащих осмотру, по форме согласно приложению 5 к ОЦП.

Осмотр жилого помещения представителем уполномоченного органа местного самоуправления проводится в течение десяти рабочих дней с момента поступления документов из департамента ЖКХ.

Осмотр жилого дома ФИО 1 был произведен ДД.ММ.ГГГГ, по результатам осмотра был составлен акт, в котором указано на необходимость замены оконных блоков.

В соответствии с п. 7 механизма реализации муниципальной программы, МКУ "МФЦР" в течение пяти календарных дней со дня получения от департамента ЖКХ заключений и результатах осмотра жилых помещений индивидуальных жилых домов или жилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах, осуществляет подготовку списка ветеранов ВОВ, получивших право на получение финансовой поддержки для проведения ремонта жилых помещений и (или) работ, направленных на повышение уровня обеспеченности их коммунальными услугами.

В соответствии с п. 9, 10, 11, 13 муниципальной программы, Участник Программы после получения от МКУ "МФЦР" уведомления о возможности выделения средств на проведение ремонта заключает договор с подрядной организацией и (или) поставщиком на проведение ремонтных работ и (или) поставку оборудования и материалов.

Размер единовременной финансовой поддержки определяется на основании представленных договоров, заключенных участниками Программы, на выполнение работ по проведению ремонта жилого помещения; договоров на выполнение работ, направленных на повышение уровня обеспеченности жилого помещения коммунальными услугами; документов на приобретение материалов, необходимых для проведения ремонта и повышения уровня обеспеченности коммунальными услугами, и не может превышать 32239 рублей.

На основании подготовленной подрядной организацией сметы, согласованной с МКУ "МФЦР" и утвержденной участником Программы, МКУ "МФЦР" представляет подрядной организации гарантийное письмо об оплате стоимости выполненных работ в согласованные сроки в пределах средств, определенных в соответствии с подпунктом 10 данного раздела Программы, а также производит оплату оборудования и материалов на основании документов на их приобретение (договор купли-продажи, счет).

По результатам проверки МКУ "МФЦР" производит оплату стоимости выполненных работ безналичным путем на расчетный счет организации, указанный в договоре подряда.

Список ветеранов ВОВ, получивших право на получение финансовой поддержки для проведения ремонта жилых помещений и (или) работ, направленных на повышение уровня обеспеченности их коммунальными услугами, в который была включена ФИО 1, был получен МКУ "МФЦР" из департамента ЖКХ ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ ФИО 1 скончалась, в связи с чем механизм реализации программ не был доведен до конца.

Согласно ответу нотариуса ФИО 6, с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО 1 обратилась ее дочь Чайкова Н.В.

В соответствии с 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

В соответствии со ст. 1183 ГК РФ, право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.

Таким образом, суд считает, что право участника Великой Отечественной войны на финансовую поддержку в рамках областной и муниципальной целевых программ, неразрывно связано с личностью наследодателя, а именно со статусом участника Великой Отечественной войны, а потому не может входить в состав наследственного имущества.

По указанным выше основанием суд считает, что аналогия с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в данном случае применена быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Чайковой Надежды Владимировны отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд г.Ярославля.

Судья