Дело № 2-859/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 мая 2012 года г.Ярославль Ленинский районный суд города Ярославля в составе: председательствующего судьи Филипповского А.В., при секретаре Кудельниковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гарифулиной Ирины Анесовны к Государственному учреждению – Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенный эндопротез, УСТАНОВИЛ: Гарифулина И.А. обратилась в суд с иском о взыскании с Государственного учреждения – Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования РФ компенсации затрат на приобретение технического средства реабилитации - эндопротеза <данные изъяты> – в размере <данные изъяты> рублей, расходов за услуги банка в размере <данные изъяты> рублей, расходов по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. В исковом заявлении истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ ей установлена <данные изъяты> группа инвалидности с указанием в индивидуальной программе реабилитации в том числе в качестве реабилитационного мероприятия - протезирование, проведение которого является обязательным для исполнения органами государственной власти. Во исполнение указанной программы Гарифулиной И.А., госпитализированной ДД.ММ.ГГГГ в ГУЗ ЯО ОКГВВ-МЦ «Здоровое долголетие», проведено оперативное лечение с установкой тазобедренного сустава бесцементной фиксации, система Corail Pinnacle (метал-метал) производства компании ДеПью «Джонсон&Джонсон». Приобреталось указанное техническое средство реабилитации истцом самостоятельно, стоимость эндопротеза составила <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ Гарифулина И.А. обратилась к ответчику с заявлением о возмещении стоимости приобретенного технического средства, где ей устно было сообщено, что возмещению подлежит не вся уплаченная ею сумма, а только <данные изъяты> рублей. Полагая, что ее права нарушены, истец обратилась с настоящим иском в суд. В судебном заседании истец Гарифулина И.А. иск поддержала и дала объяснения, соответствующие сведениям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что самостоятельное приобретение эндопротеза было вызвано длительностью ожидания бесплатного предоставления, а также тем, что в рамках выделенных средств для нее бы не приобрели именно тот протез, который ей был рекомендован в индивидуальной программе реабилитации. Гарифулина И.А. забрала ДД.ММ.ГГГГ свое заявление о возмещении стоимости приобретенного технического средства от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ее не устроила предложенная сумма в <данные изъяты> рублей. Представитель ответчика Государственного учреждения – Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Перетрухина А.А. по доверенности иск не признала, представила отзыв, согласно которому обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, к которым в том числе относятся указанные протезные изделия, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В случае если инвалид приобрел техническое средство за собственный счет, то инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства, представляемая в соответствии с правилами «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями». Право истца на получение компенсации не оспаривается. Однако Гарифулина И.А. аннулировала свое заявление на выплату компенсации, в связи с чем решение о выплате компенсации отделением Фонда не принималось. Фонд возражает по заявленному истцом к взысканию размеру компенсации. Согласно действующему законодательству размер компенсации определяется Фондом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации, информация о котором располагается на официальном сайте http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного в установленном порядке отделением Фонда, в который поступило заявление, в случае, если указанным отделением конкурс не проводился, по результатам последнего по времени размещения заказа, проведенного уполномоченным органом в пределах того же федерального округа и далее любого отделения Фонда в пределах территории РФ. На момент подачи заявления указанный сайт содержал информацию о заключенном ДД.ММ.ГГГГ государственном контракте на поставку технического средства реабилитации тотального бесцементного эндопротеза тазобедренного сустава прямоугольного поперечного сечения путем проведения открытого аукциона в электронной форме, проведенного Государственным учреждением - Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. Данным государственным контрактом стоимость эндопротеза определена в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. В связи с чем к выплате Гарифулиной И.А. и была предложена указанная сумма. Размер требований о взыскании расходов по оплате услуг представителя полагают завышенными, банковские расходы считают не подлежащими взысканию как не являющимися судебными расходами. Представитель третьего лица без заявления самостоятельных требований Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, в письменном отзыве просили о принятии судом решения с учетом положений действующего законодательства. Представитель третьего лица без заявления самостоятельных требований ГУЗ ЯО «ЯОКГВВ- МЦ «Здоровое долголетие» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, их неявка не препятствуют рассмотрению дела по существу. Заслушав истца, представитель ответчика, показания свидетеля Даниляка В.В., исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск заявлен в целом обоснованно и подлежит удовлетворению частично. По делу установлено, что Гарифулина И.А. с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом <данные изъяты> группы со сроком до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой Филиала № 8 ГБ МСЭ по ЯО № от ДД.ММ.ГГГГ. Для восстановления ограничений жизнедеятельности инвалида медико-социальной экспертизой разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой в качестве реабилитационных мероприятий указана нуждаемость Гарифулиной И.А. в протезировании. Исполнителем проведения мероприятия указан Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области. Согласно ст.11 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Положения Распоряжения Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р (ред. от 12.11.2010) «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» устанавливают, что эндопротезы относятся к техническим средствам реабилитации инвалида. На основании ст.11.1 Федерального закона № 181-ФЗ финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Таким образом, у ответчика возникла обязанность по обеспечению Гарифулиной И.А. техническим средством реабилитации. Гарифулиной И.А., ДД.ММ.ГГГГ проведено оперативное лечение с установкой <данные изъяты>, система <данные изъяты> (метал-метал) производства компании ДеПью «<данные изъяты>», что подтверждается выписным эпикризом ГУЗ ЯО ОКГВВ-МЦ «Здоровое долголетие» № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «<данные изъяты>» и Гарифулиной И.А., счету-фактуре № от ДД.ММ.ГГГГ, счету на оплату № от ДД.ММ.ГГГГ, товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ и заявлению физического лица на перевод денежных средств, указанное техническое средство реабилитации было приобретено истцом за <данные изъяты> рублей. В силу ст.11 указанного выше Федерального закона, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2011 № 57н «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации» в редакции Приказа здравоохранения и социального развития РФ от 08.09.2011 № 1028н размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В случае если уполномоченным органом размещение заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не проводилось либо процедура размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором размещается уполномоченным органом на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации. На момент подачи заявления указанный сайт содержал информацию о заключенном ДД.ММ.ГГГГ государственном контракте на поставку технического средства реабилитации тотального бесцементного эндопротеза тазобедренного <данные изъяты> путем проведения открытого аукциона в электронной форме, проведенного Государственным учреждением - Тверское региональное отделение Фонда социального страхования РФ. Данным государственным контрактом стоимость эндопротеза определена в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Данное обстоятельство подтверждается представленной печатной версией карточки контракта, размещенной на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http//:www.zakupki.gov.ru. Датой опубликования сведений указано – 13.12.2011 года. Свидетель ФИО 1 - заведующий ортопедическим отделением ГУЗ ЯО «ЯОКГВ-МЦ «Здоровое долголетие» - пояснил, что по его сведениям Государственным учреждением - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в 2008 году был заключен контракт на поставку аналогичного эндопротеза по цене <данные изъяты> рублей, Государственным учреждением-Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в 2012 году по цене <данные изъяты> рублей. Однако при определении размера компенсации учитывается последний по времени размещения заказ, и расположение отделения Фонда субъекта, заключившего контракт. ГУ– Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не проводилась процедура размещения заказа на поставку указанных технических средств реабилитации, суд принимает стоимость эндопротеза в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, определенную государственным контрактом, заключенным ГУ - Тверское региональное отделение Фонда социального страхования РФ. Тверская область относится к Центральному федеральному округу РФ, как и Ярославская область, надлежащих сведений о заключении контрактов на приобретение указанных технических средств в более поздний период отделением Фонда социального страхования РФ других субъектов РФ, относящихся к Центральному федеральному округу РФ, суду не представлено. Таким образом, суд считает, что с отделения Фонда в пользу истца подлежит взысканию компенсация за самостоятельно приобретенный эндопротез в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Истец понесла расходы на юридические услуги, уплатив за составление искового заявления <данные изъяты> рублей, указанное обстоятельство подтверждено квитанцией Адвокатской фирмой «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные расходы являлись для истца необходимыми, их размер соответствует сложности рассматриваемого дела. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию <данные изъяты> рублей. Требования истца о взыскании расходов на уплату суммы взимаемой платы банком за услуги банка в размере <данные изъяты> рублей удовлетворению не подлежат. Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Понесенные истцом расходы в указанной части не связаны с рассмотрением дела в суде, комиссия была получена банком в рамках заключенного договора между Сбербанком России и Гарифулиной И.А., компенсация указанных расходов также не предусмотрена и нормами, регламентирующими порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации. В связи с чем у суда не имеется оснований для взыскания с ответчика данной суммы. Истцом при подаче настоящего иска была уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей. В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины. Руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Гарифулиной Ирины Анесовны к Государственному учреждению – Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенный эндопротез удовлетворить частично. Взыскать с Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в пользу Гарифулиной Ирины Анесовны компенсацию за самостоятельно приобретенный эндопротез в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., а также судебные расходы в размере <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Ярославля. Судья А.В.Филипповский